Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Детская одежда в СССР: Часть VI.

  • «Всё лучшее – детям!» - так гласил один из плакатов эпохи Застоя. Как же выглядело это «всё лучшее» в приложении к одежде? Каковы были особенности детской моды в 1970-е годы?
    Стоит отметить, что в конце 1960-х – в начале 1970-х годов произошёл так называемый «бэби-бум», первый за послевоенный период. Причина этого явления одна - общее ощущение стабильности. Экономисты-социологи-культурологи утверждают, что в конце 1960-х активно рожало поколение, выросшее без войн и крупных потрясений, посему готовое продолжать свой род в условиях социальной устойчивости. Плюс общий оптимизм эпохи: Космическому веку - здоровые дети! Ура.


  • Детский журнал «Мурзилка».

    Именно этим постоянно объяснялись перебои с детской одеждой, вечный дефицит хлопчатобумажных колгот, летней обуви, зимних пальто и так далее - детей было попросту больше, чем шмоток.

  • Из ненаписанных Мемуаров:

    Помню, как одна дама, живущая в нашем подъезде, накупила, вернее, добыла в честном бою, колготки для своих сыновей 4 и 6 лет. Колготки были потрясающе красивые, ГДР-овские, розовые... На вопрос соседей: «Как же это можно надевать мальчикам?» дама ответила, что лично ей без разницы, какие там колготы под рейтузами. Более того, она потом ещё и добавила, что в группе, где воспитывается её младшенький, у многих мальчиков такие же и ничего! Так сказать, дело не в цвете, а в том, что люди массово достали ГДР-овские колготы!



  • Странички из «Журнала мод». Осень. 1976 г.
  • Моя подруга детства Татьяна. 1979 г.

    Модное словечко тех лет – «акселерация», обозначавшее быстрое физическое созревание современных детей и подростков, что также явилось немаловажным фактором в формировании восприятия детьми их собственной одежды. Дети очень рано начинали сознавать, красиво или же нелепо одеты они сами и их родители. Дамские журналы, типа «Работница», призывали одевать детей красочно, недорого и современно. Типичные названия статей, посвящённых детской моде – «Этот любимый красные цвет», «Джинсовый сарафан за один день», «Современно, практично, недорого», «Выбираем трикотаж».

    Итак, «Журнал мод», продолжая традиции прежних лет, писал: «Одежда для детей должна быть удобной и практичной. Но одежде отводится немалая роль и в эстетическом воспитании. Красивый костюм помогает формированию вкуса. Учит аккуратности и умению вести себя»1.. Детская одежда 1970-х была живописна и ярка. Многие наработки взрослой моды переходили и на детскую. Например, широкие брюки, которые носили и мальчики, и девочки. Используя принцип комбинаторности, модельеры отмечали: «Основу детского гардероба должны составлять вещи, подобранные по форме и цвету так, чтобы их можно было соединить в комплекты…» 2.

  • Из ненаписанных Мемуаров:

    В 1979 году в продажу «выбросили» девичьи туфельки фирмы "ЦЕБО" - белые с жёлтым, на довольно высоком и массивном, почти взрослом каблуке. Как и те ГДР-овские колготки, такие туфельки очень быстро раскупили мамы для своих девочек - и у меня, и у всех моих подруг были такие же.


  • В центре на фото - мои одноклассницы Лена и Света в тех самых туфлях!!! 1979 г.
  • Странички из «Журнала мод». Осень. 1975 г.

    Взрослая унисекс – мода 1970-х оказала существенное влияние на формирование детского гардероба. Например, в статье «Малышам» предлагается сшить для девочки не только брюки, расширенные книзу, с накладными карманами, но и «блузку рубашечного характера»3., по покрою напоминающую батник, и комбинезон, и шорты. И только модная, как у мамы, четырёхшовная, расширенная книзу, юбка с грудкой на бретельках, напоминала о том, что девочки всё ещё носят юбки! В 1970-х годах большинство девочек предпочитали практичную «мальчиковую» моду, в парикмахерских они оставляли свои косы и, выходя во двор, становились заводилами детских компаний. Именно тогда началось «стирание граней» между полами. Иной раз появлялись статьи, что девчачьи костюмы можно отличить от мальчиковых только по стороне застёжки.


  • Странички из «Журнала мод». Лето 1976 г. и Лето 1978 г.

    Конечно, нарядные платья и костюмчики, в которых дети ходили на Ёлку или в Театр Юного Зрителя, были вполне традиционны. Отрезные по талии или цельнокроеные полуприлегающего силуэта платья для девочек и «строгие» костюмы для мальчиков – пиджачки и жилетики в сочетании с брюками или шортами.
    Среди девочек, несмотря ни на что, всё также были популярны платья с юбкой «солнце-клёш», с рукавами – фонарик, с машинной вышивкой. Кстати, девчачьи платья и юбки 1970-х - очень коротки, причём это касается не только вещей для самых маленьких, но и подростковых комплектов. В этом почти нет влияния «мини» - моды, просто считается, что короткая длина юбки наиболее предпочтительна для детских подвижных игр.


  • Странички из «Журнала мод». Зима 1976 г. и Осень 1978 г.

  • Из ненаписанных Мемуаров:

    ...Меня, как и многих детей поколения 1970-х, растила бабушка, имевшая традиционное представление о прекрасном. Её эстетика базировалась на довоенном восприятии одежды - на преклонении перед шёлком, шифоном, рукавами-фонарик и платьями длиной много ниже колена. Прибавьте-ка к этому белоснежные гольфы, узкие лаковые туфельки, тугие косы, украшенные пышными бантами... Меня так и одевали, параллельно прививая нежную любовь к рюшам, кружевцам, вышивке и общей кукольности. Всё бы хорошо, будь я нежной красавицей с манерами забитой институтки николаевских времён.


  • Мои куклы, одетые в те самые платья. Шляпку сварганила уже в более позднем возрасте.
  • Страничка из «Журнала мод». Лето. 1976 год.

    О, нет, товарищи! Я была на редкость безобразным, агрессивно-настырным и некстати заумным ребёнком (любила спросить, кто такой Чемберлен и всё такое). Я постоянно кого-нибудь откуда-нибудь выталкивала и хотела играть исключительно в свою игру. Вся эта мешанина приводила в восторг детей моего поколения и меня уже тогда считали оригинальной... Помню, было мне лет 5, мы чего-там не поделили в дачной песочнице. Подходит дама (бабушка одной из девочек), грозно спрашивает: «Это во что это вы тут играете!?» Я отвечаю: «В Нюрнбергский Процесс!» И весь этот кошмар был одет в шёлковое платье с рукавами-фонарик. Со временем, когда я научилась смотреть на мир своими, а не бабушкиными глазами, я влезла в джинсы и в строгие костюмы, а страсть к рюшам перенесла в область творчества... Ну и Нюрнбергский Процесс время от времени устраиваю.


  • Слева - Мила Берлинская с модной стрижкой. Фильм «Большое космическое путешествие».
  • По центру и справа - фотографии из семейного альбома юзера sym_ona, любезно предосталенные для этого постинга.

    ...Карикатура тех лет: одетая в «макси» - платье модная мама ведёт за руку свою детскую «копию» - маленькую девочку в длинной юбке и с длинными, не убранными в «хвостик» волосами. Ребёнок с тоской смотрит на резвящихся в песочнице детей в коротких юбках и шортиках.
    Детское «мини» породило моду на разноцветные гольфы – их с удовольствием носят и мальчики, и девочки. Особенно модны гольфы с «помпонами».

    В середине 1970-х мальчикам в очередной раз поменяли фасон школьной формы. Старшеклассники получили тёмно-синий удлиненный пиджак, а учащиеся младшей и средней школы – короткие, также тёмно-синие, курточки. Девочки так и остались при коричневом платье с фартуком. Зато в эти годы возникла беспрецедентная, можно сказать, протестная «мини – мода» у девушек старших классов. Не взирая на комплекцию и строение ног, ученицы 8-10 классов укорачивали свои школьные платья. Самые смелые предпочитали длину до…середины бедра. Эта беспримерная мода держалась примерно до начала 1980-х. и окончательно сошла на нет только после введения новой формы для девочек. Мальчики (даже самые маленькие) старались хоть как-то разнообразить свою форму, даже ручкой какие-то написи наносили. Помню одного двоечника, который написал на штанах «джинсы».


  • Кадры из фильма «По секрету всему свету».

    Школьную форму 1970-х можно увидеть в фильмах «Розыгрыш» (1976 г.), «Приключения Электроника»(1979 г.), «По секрету всему свету» (1976 г.), «Фантазии Веснухина» (1977 г.), а также в популярном детском киножурнале «Ералаш».
    Кстати, в 1970-е в печати велись споры на тему: «А нужна ли вообще школьная форма?» Оказывалось, что всё-таки нужна и не столько потому, что любая форма – дисциплинирует, а, главным образом, чтобы не бросалось в глаза…социальное неравенство детей, а вернее - неравенство родительских возможностей.


  • Кадр из фильма «Фантазии Веснухина».
  • Кадр из фильма «Приключения Электроника».

  • Из ненаписанных Мемуаров:

    Помню, было в те годы детское ателье "Машенька" (где-то в районе метро Смоленская). Так вот моя бабушка, не чуждая потребительского пафоса, решила, что и школьную форму следует шить только там. Меня туда отвезли, долго что-то мерили, выбирали оттенок коричневой шерсти, мне это всё было безразлично. В результате пошили что-то ниже колена, из тёмно-кофейной материи, в крупную плиссировку. Потом приобрели в "Детском Мире" какой-то не менее пафосный фартук с "крыльями". В общем, измучили меня изрядно и всё зазря - никого это не поразило, кроме некоторых мамочек.



  • Кадры из фильма «Фантазии Веснухина».

    Кстати, именно в 1970-е годы среди некоторых родителей начались своеобразные «соревнования» по упаковыванию ребёнка в фирменные вещи. Типичная карикатура – молодая пара гордо ведёт ребёнка, чья одежда усеяна лейблами. Естественно, что дети в таких семьях едва ли не с младенчества оказывались вовлечены в погоню за «фирмóй».
    В школьной среде начинает складываться молодёжная субкультура под названием «мажоры». Это были не просто дети обеспеченных родителей. Для допуска в ‘high life’ требовался набор «фирменных» вещей, крупные суммы карманных денег, знание современных направлений в музыке, в моде и, разумеется, особая философия потребления. «Мажоры» составляли крепкий костяк в школах с углублённым изучением иностранных языков.

    1-3 «Малышам». / «Журнал мод». Лето. 1976. Приложение – вклейка. С.8.

  • Прекрасный отрывок из фильма «Фантазии Веснухина»:

  • Tags: 1970-е, История моды, Мемуары, О жизни, СССР
    Subscribe

    Recent Posts from This Journal

    • Суровый стиль

      Иногда художник всю жизнь верен своему почерку. Тому пример - мэтр сурового стиля Пётр Оссовский. Он и в 1980-х писал так, будто на дворе 1960-е...…

    • «Покровские ворота» - кто такой Савранский?

      Вот в советском кино иной раз попадались странные персонажи, которые и теперь видятся какими-то мистическими сущностями. Один из таких героев –…

    • «Москва слезам не верит» - главный талант Людмилы

      Глядя на Людмилу Свиридову и её приключения, похождения и выкрутасы, даже как-то жалеешь её. Но не потому, что она стала …никем в конечном итоге. Её…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 177 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →

    Recent Posts from This Journal

    • Суровый стиль

      Иногда художник всю жизнь верен своему почерку. Тому пример - мэтр сурового стиля Пётр Оссовский. Он и в 1980-х писал так, будто на дворе 1960-е...…

    • «Покровские ворота» - кто такой Савранский?

      Вот в советском кино иной раз попадались странные персонажи, которые и теперь видятся какими-то мистическими сущностями. Один из таких героев –…

    • «Москва слезам не верит» - главный талант Людмилы

      Глядя на Людмилу Свиридову и её приключения, похождения и выкрутасы, даже как-то жалеешь её. Но не потому, что она стала …никем в конечном итоге. Её…