Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Легенды "золотых 80-х". Часть III.

  • В начале - в середине 1980-х в моде и в музыке отчётливо «звучала» космическая, футуристическая тема. Модники выглядели, как настоящие астронавты в дутых и простёганных, фосфоресцирующих куртках, в сапогах-луноходах, а девушки ещё и в трикотажных шапках-трубах. Почему возникла эта мода? Во-первых, в этот период во всём мире, в том числе и в СССР, была невероятно популярна научная фантастика. Во-вторых, люди (а в том числе и создатели моды) были твёрдо убеждены в том, что будущее человечества - за беспрестанным покорением Космоса, эта тема постоянно муссировалась в прессе.


  • 1 и 4 - странички из модного журнала (не помню, то ли болгарского, то ли чешского).
  • Эскизы футуристических моделей из латышского журнала 'Rīgas Modes'.
  • Фото девушки в шапке-трубе из журнала «Работница».

    ...Сапожки moon-boots появились на Западе ещё в конце 1970-х, но в СССР их стали носить в 1981-1982 гг. Тёплые луноходы, как нельзя лучше подходили для холодной русской зимы. Мужские сапожки были, как правило, тёмно-синими с белыми или серебристыми вставками. Дамские - голубыми, серебристо-серыми, розовыми.

  • Подростки в зимней одежде. 1988 г. Фото из коллекции lina_luna

    Считается, что фасон «шапка-труба» выдумал модельер, увидевший, как молодая девушка в мороз натянула на голову длинный вязаный воротник свитера. В общем, наши модницы от самых юных, до самых умудрённых, кинулись вязать себе эти самые «трубы». Как правило, они почему-то делали их невыносимо узкими - экономили пряжу что ли? В результате облик модной девушки приобретал...вид гусеницы - дутое пальто с горизонтальной простёжкой, тонкие ножки в этих самых луноходах и крохотная, обтянутая головка. Этот фасон подходил только узколицым худышкам, другим же он «делал» щёки даже при их практическом отсутствии. Посему девушку в такой шапке иной раз называли «свинья в иллюминаторе» - по аналогии с космической песней «Земля в иллюминаторе».


  • Оформление платинок группы «Зодиак».
  • Импортные дамские moon-boots.

    Очень популярной была музыка западной группы 'Space', игравшей электронную музыку на космические темы. Но часто за неимением 'Space-а' наши люди довольствовались латышской группой «Зодиак», тоже весьма интересной. Что характерно, при повышенном интересе к космической теме, никто не хотел быть космонавтом.

    Вообще, 1980-е это как бы «перевёрнутые» 1960-е - то, что в 1960-х было на уровне духа, в 1980-х - на уровне потребления. (Это видно даже в извечном поклонении Западу - в 1960-х запад привлекал Ремарком и Хемингуэем. В 1980-х жвачкой и кроссовками). С Космосом - всё то же. Взахлёб читать фантастику и собирать вкладыши с комиксовыми астронавтами - круто. Приближаться же к этой теме в реале - попросту бессмысленно. И бесполезно. В космонавты не рвались - слишком опасно для жизни. Лучше - барменом или директором автосервиса.

    ***

  • Как-то мы плавно перетекли к теме престижных и непрестижных профессий. В этом смысле в СССР существовала «двойная мораль» и такая же двойная логика поведения. Имели место и иерархии профессий, причём эти «хит-парады» - государственный и «народный» - часто не совпадали. Что писали в газетых и журналах? «Высока и скромна слава рабочего человека», «Быть ткачихой - радостно и почётно», «В глубинку? С радостью!», «Не хочу быть актрисой!» (исповедь правильной девушки).


  • Странички из журнала «Работница».
  • Справа - картина В.и Н.Родионовых «Цветной поток».

    Очень хорошо помню, как из газеты в газету переписывалось имя ткачихи Валентины Голубевой1.... Помню и тему для сочинения «Труд - дело чести, совести и геройства». Ни больше, ни меньше. Если хочешь стать cover-girl - становись свекловодом. В сочинениях было принято писать о сталеварах, шахтёрах, вагоновожатых. Помню, как один подросток сдуру написал, что хочет быть каскадёром и работать в кино. Каскадёр - это тогда звучало гордо, вернее - модно ( «Земляне» - «Улыбнитесь каскадёры»)

    В общем, ему поставили «двойку» за содержание - как можно хотеть быть каскадёром, когда на каждом столбе висят объявления «Требуется фрезеровщик»?! Вся эта любовь к рабочему человеку, все эти декларативные словеса о «гегемоне», были не более чем фикцией. На деле работяг не уважали: ПТУ - Помоги Тупому Устроиться. Сантехник - почти ругательство, чистых и трезвых слесарей можно было увидеть только в кино, да то - редко. Но дети послушно писали о том, что хорошо быть оператором машинного доения (было такое) и с утреца по росе бежать на любимую ферму (потому что ферма не может быть нелюбимой).


  • Странички из журнала «Работница».

    Вместе в тем, существовал ряд престижных профессий, которые можно условно поделить на два вида - «высокие» и «низкие». К первым относились - военные, дипломаты, учёные, преподаватели ВУЗов, писатели и публицисты (если их печатели), художники (если их выставляли), артисты (если их показывали по ТВ). Это были люди - «витрины», те, на кого смотрел весь мир. Заметьте - юристы/экономисты вообще не значились. К примеру, МГЮА, ставший дико популярным в 1990-е, был в те времена заштатным институтишкой - ВЮЗИ, куда поступить было проще, чем в МЭИ. Особый слой составляли «брахманы» - партийные и комсомольские работники самых различных рангов. Они, даже не выезжая в волшебную Заграницу, имели все материальные блага. Из-за этого партбилет стали называть «хлебной книжкой», а понятие «кормило власти» стали в шутку ассоциировать не с кормовым веслом для управления ходом судна, а с кормом.

    Ко вторым относились бармены, работники автосервиса, торговля. Где-то посередине болтались журналисты и модельеры - вроде как приличные, но, вместе с тем, «с душком». На особом счету была профессия манекенщицы: с точки зрения общественной морали - ниже паркета. На обложках «Работницы» манекенщицы стали появляться только в 1988 году!


  • Странички из журнала «Работница» и из латышского журнала 'Rīgas Modes'.

    Захотеть быть манекенщицей - это ещё ужаснее, чем захотеть быть каскадёром. Но эти девушки очень часто оказывались в компаниях обеспеченных юношей, у них была возможность выйти замуж за «богатенького Буратину», дабы пополнить его коллекцию дорогостоящих безделушек. То есть, это было престижно и позорно одновременно. Их лица знали все, кто читали журналы мод, но их имена знали только модельеры. Ещё хуже относились только к танцорам из подтанцовки. Помню, на фильме «Пришла и говорю» сзади сидела супружеская пара. На экране - Алла и фоном - молоденький и неприятный Боря Моисеев с двумя девушками. Муж - жене: «На них пахать надо. Только зря хлеб едят».

    Я повернулась и сказала: «Они же не у вас едят». А поскольку я училась в 7 классе, меня можно было быстро заткнуть, тем паче, к беседе подключилась и корпулентная супруга этого самого критика. В общем, они полфильма бухтели о том, кто и сколько ест и на чьи деньги покупает манто. Лично я никогда не испытывала пиетета перед эстрадой и модельным бизнесом, но всему надо знать меру. На мой взгляд, ажиотаж 1990-х вокруг «звёзд» и конкурсов красоты был закономерной реакцией на «пролетарский пуризм» предыдущих десятилетий.

    1. С 1986 директор Ивановской ткацкой фабрики имени С. М. Кирова.

    ***


  • Странички из журнала «Работница».
  • В центре - страничка из русскоязычного журнала 'Burda'.

  • Опять как-то мы плавно перетекли к следующей теме - к теме женской красоты. Поговорим об аэробике, о том, как женщины следили за своей фигурой в 1980-е гг. Вообще, в те годы почему-то было принято быть толстыми. Нет, не так. После определённого возраста. Женщины после 30 лет считали своим долгом набрать вес и кивать на некий возрастной «обмен веществ». Более того, считалось нормой иметь объём бёдер больше 100 см. Женщин, которые следили за весом, было очень мало. Прекрасно помню и основной посыл этого пренебрежения: «Замуж вышла. Всё. А теперь-то для чего беречь фигуру?» Мне каждый раз было непоняно - при чём тут «замуж», если от лишнего веса страдает сердце, сосуды, вены на ногах и так далее. Считалось также, что беременность и последующий период кормления чреват обязательной прибавкой веса. На лишний вес, как правило, смотрели, как на возрастное ли же - гормональное изменение, от которого никуда не деться.


  • Странички из журнала из русскоязычного журнала 'Burda'.
  • В центре - из журнала «Работница».

    Правда, в году этак 1983-м в СССР появилась аэробика - упражения, придуманные Джейн Фондой для дамских проблемных зон. Также стали публиковаться статьи, авторы которых говорили об ожирении, как о недуге. Помогало мало, ибо дамы продолжали видеть в мощных бёдрах - залог качественного деторождения, да и вообще, как и прежде, повторяли свою любимую мантру про «замуж».(Привычка рассматривать жирные бока исключительно с эстетической точки зрения не утрачена и по сию пору). Итак, в крупных городах, на больших предприятиях стали открывать залы аэробики.

    Была выпущена и пластинка со специальным курсом. Она считалась очень хорошим подарком для женщины или девушки. Говорили обычно так: «Музыка там - фигня, зато под неё можно заниматься». Упражнения стали крутить и по ТВ. Программу, в основном, смотрели, как футбол или фигурное катание. Повторять же за девушками народ ленился. Зато в моде были полосатые гетры и трикотажные повязки.

    ***


  • Странички из журнала «Работница».

  • Продолжая тему непрестижных профессий, нелишне вспомнить о такиом явлении, как «лимита». Как известно, Москва и другие крупные города издревле привлекали жителей других городов, а некоторые из них были готовы на трудовой подвиг ради московской прописки. Эту извечную тягу провинциалов к столичному блеску успешно эксплуатировали препдриятия. Располагая «непрестижными» вакансиями, заводы и фабрики заманивали молодых людей к себе, параллельно обещая самые разные блага. Откуда пошло это название? От понятия «лимит прописки» - тогла прописаться в крупных городах было очень сложно.

    После переезда лимитчики жили в заводских общежитиях, а по прошествии некоторого нескольких лет получали право на получение постоянного жилья. Лимитчиков презирали - в них видели тех самых «понаехавших тут», городские ходили с ними драться, выйти замуж за лимитчика считалось немыслимым позором.
    Я очень хорошо помню, как они сидели у своих подъездов с магнитофонами, часто эти молодые люди оказывались втянуты в разные криминальные группы - частенько возле общаги (называлось «лимитятник») стояли милицейские машины. Процветало хулиганство, девушки ярко нелепо красились, были доступны. «Лимита» - это было презрительной кликухой. «В таких туфлях (юбках, штанах) ходят только лимитчицы» - типовая фраза юной модницы. А потом «лимитятник» превратился в обычный квартирный дом - бывшие лимитчики там и осели навсегда. Бывшие оторвы и «Маленькие Веры» превратились в жирных тёток, а их агрессивные дочки грубят школьным учителям и тоскуют по невозможности стать «звёздами» рашен-попса.2.

    2. На днях во френд-ленте возник вопрос: «Откуда вдруг появилось поколение ПТУ-шного плебса, совершенно в духе 1980-х? Просто Маленькие Веры разродились и воспитали новое поколение себе подобных».

    ***


  • Фотка с магнитофоном взята с сайта - http://www.myspace.com/iam80smetal

  • Раз уж речь зашла о магнитофонах, давайте вспомним «японскую тему», ибо в те годы Япония считалась Родиной самой лучшей аудио- и видеотехники. Помните фразу из фильма «Курьер»? Там дама говорит, что хочет замуж за японца, потому что у них самая передовая техника. О Японии ходили восхитительных слухи - там, мол, всё делают роботы, а женщины всё равно носят кимоно. Этот пиетет был не только в СССР, но и в...Америке. Помните II часть «Назад в будущее»? Там действие происходит в 2015 году и начальник главного героя - японец. Подразумевалось, что Япония поглотит, вернее, завоюет своей техникой весь мир.

    В репертуаре западных «звёзд» постоянно возникали всякие-разные 'Japanese Girl'.



    'Made in Japan' в иерархии лейбломанских ценностей котировалось куда выше, чем 'Made in USA' - всё равно, о чём шла речь. Доходило до смешного. Помнится, мама привезла из-за границы японский фарфор - красивый, синий, с золотыми птицами, но не такой уж дорогой. Приходят подруги: «Ааааа! Японский!!!» Мама попыталась им сказать, что дрезденский фарфор интереснее. На что умудрённая девочка ответила: Как может ГДР-овская вещь быть лучше, чем японская?!»
    Популярность Японии создавали и календари с девушками в купальниках - они ценились выше других, ну и, разумеется, модное и полузапретное каратэ. Заметтьте, что сама по себе японская культура, её традиции никаким образом не пропагандировались. Всё на уровне песенки 'Samurai' от 'Dschinghis Khan', которая звучала из всех окон...

    ***

  • Дорогие Читатели! Предлагайте СВОИ темы в неисчерпаемую тему «Легенды золотых-80х»!

  • Мой самый любимый клип 'Sandra' - 'Everlasting Love' - его крутили по советскому ТВ в конце 1988 года, да и вообще он многое выражает лично для меня... Это не только ностальгия - это практически весь мой ЖЖ.



  • Tags: 1980, История моды, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 176 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →