Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:

«Cегодня праздник у девчат - сегодня будут танцы...!»

  • Давно обещала belenky тему танцев в СССР. Итак...

  • Публикую здесь свой старый пост про танцы в СССР...

  • ...Танцы в СССР - это совсем не то, что танцы где-нибудь в ином конце Вселенной. Это особая философия, психология и - идеология. Это - мероприятие, где постоянно сталкивались мода, мораль и политика. Это вечное хожение по лезвию бритвы, балансирование на грани «можно/нельзя».
    Танцы в СССР - тема столь же парадоксальная, как и многое другое, что связано с советской культурой и советским бытом.

  • Вот, к примеру, классовая суть, которая тогда была краеугольным камнем советской идеологии. Что было в реале? Вот, например, отрывок из книги музыканта А.Козлова: «Контролировалось все: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы.

    Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, все зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего, кроме бальных танцев не ставили».


  • На танцплощадке Ивановских текстильщиков. 1949 г.
  • «Перед танцами». Ю.Пименов.
  • «Танцы на избирательном участке».

    Что в первую очередь бросается в глаза? Даже не то, что концлагерь, а то, что он - смесь «с первым балом Наташи Ростовой». Названия танцев - классические, дворянские и - классово чуждые. Л. Петрушевская в одном из своих рассказов так и сказала: «Это было начало пятидесятых годов, детей учили чинным танцам Смольного института…»

    То есть буги-вуги, танцы свинговой группы, восходящие к афро-американской народной танцевальной традиции, считались вредными, враждебными и - запрещёнными. А вальс, который танцевали развратные фрейлины с царями (тоже развратными) оказывался пригодным для честных пролетарок!!! Где логика? Танцы и ритмы работящих негров с плантаций, тех самых негров, за свободу которых многим хотелось воевать и даже - погибнуть - их музыка была чужой, а мазурка - своей, родной, разрешённой всеми цензорами. Я хорошо понимаю логигу нацистов, писавших: 'Swing tanzen verboten', ибо для них негритянское вихляние задом под синкопы считалось изначально расово-чуждым действием. А в СССР? Классовое чутьё подводило товарищей - они всеми силами души тянулись к дворянско-царской культуре, которую сами же и разрушили в 1917 году...


  • Почтовая открытка.
  • Кадр из фильма «Девчата». Сцена танцев.

    ...Далее Петрушевская пишет: «Это был старинный менуэт с приседаниями. <...> Мы взялись за руки ледяными пальцами и деревянно прошли весь танец, приседали, он кружил меня за поднятую руку, слегка приподнявшись на цыпочки. <...> Толик уважал меня, мое состояние, и даже проводил до какой-то колонны, а потом вернулся к своим. Я ушла в дортуар и плакала до прихода девочек». Колонны - дортуар - менуэт. Удивительный мир. Только имя Толик смущает. Тут должен стоять Anatole.


  • Деление всех танцев на разрешённые и запрещённые - не есть чисто советская (или, скажем, нацистская) практика. Это было всегда и везде. Вначале XIX века вальс считался слишком «эротичным». Вначале XX века слишком «эротичным» стало считаться танго, в 1990-м - ламбада и так далее. Как и прежде, с течением времени запрещённые, ультра-модные танцы устаревали и им на смену приходили иные. Было очень забавно, в частности, видеть в конце 1970-х годов выступления по акробатическому рок-н-роллу, предваряемые «высоколобой» лекцией о том, как развивался этот танец. Как говорил бывший стиляга Бэмс из пьесы В.Славкина1.: «Двадцать лет понадобилось, чтобы понять...!» Параллельно с этим шла газетная борьба против дискотечных танцев - их назвали буржуазными, бессистемными (!), отупляющими и так далее.

    1. Имеется в виду очень популярная в 1970-е гг. пьеса «Взрослая дочь молодого человека».


  • Одни говорят, что это «фэйк», другие утверждают - подлинник. На мой взгляд - «фэйк», но кое-что звучит убедительно.

    Очень хорошо помню, как в начале 1980-х в какой-то рубрике из серии «Их нравы» говорилось о феномене дискотек. Мол, у них там, в мире капитала, дискотека - это некий способ отвлечься от скучной и тяжёлой работы. Приводился в пример и некий фильм, где юноша ждёт выходного дня, чтобы поколбаситься от души. (Я уже через много лет поняла, что имелся в виду фильм Д.Траволты «Лихорадка субботнего вечера»). Автор искренне недоумевал, почему у нас, где воплощаются все мечты, где любая профессия - почётна, где любая должность - интересна, всё равно бытуют дискотеки?!


  • Карикатуры на стиляг разных лет. Фотографировала на выставке «Время стиляг».

  • Тема танцев в СССР очень часто использовалась агитпропом примерно в том же качестве, что и в вышеприведённом фильме Траволты. Это выглядело так: лесорубы (учёные, доярки, вагоновожатые, учительницы, etc) после яркого и незабываемого рабочего дня находят в себе силы ещё и отплясывать! То есть, танцы показывали гармоничность развития советского человека. Мол, фрейлины (развратные, разумеется) плясали на балах от праздности, чтобы совсем уж не заплыть жиром и чтобы с гусарами пообжиматься. А наши девчата танцуют вальс от переизбытка энергии.

    «Чуть охрипший гудок парохода
    Уплывает в таежную тьму
    Две девчонки танцуют танцуют на палубе
    Звезды с неба летят на корму

    А река бежит зовет куда-то
    Плывут сибирские девчата
    Навстречу утренней заре
    По Ангаре по Ангаре...

    Будут новые плыть пароходы
    Будут годы друг друга сменять
    Но всегда две девчонки девчонки на палубе
    Под баян будут вальс танцевать...»


  • «Танцы на Урале». Г.Сорокин. Найдено у vorontsova_nvu

    В кинофильме «Девчата» танцы - одна из ярких сцен, именно на танцах происходит завязка всей интриги. (Получаются этакие 'Les Liaisons dangereuses', но в таёжных декорациях и со счастливым концом). Во всех советских кинокартинах танцы - это закономерный итог трудовой недели (как у героя Траволты!), но при этом советский человек не «отрывается», а культурно развивается, привносит в свою жизнь активный отдых и так далее.

    А вот строки из песни «БАМовский Вальс», написанной уже в первой половине 1970-х гг.

    «Не беда что сапоги выглядят немодно
    Но зато среди тайги танцевать в них можно.
    Пусть плывёт смолистый дым сквозь густые ветки
    Будет самым молодым этот вальс навеки.

    Искры пляшут на ветру, вьются над палаткой
    Танцплощадка поутру станет стройплощадкой...»

    Вот это волшебное превращение танцплощадки - в стройплощадку (и - наоборот) очень важно. Советский человек, мол, так устроен, что ему одинаково радостно и на танцплощадке, и стройплощадке. Он работает, как танцет, а танцует как работает - весело, с огоньком и главное - неустанно.

  • Один из феноменов советских танцплощадок до некоторого времени были однополые пары. В приведённой песне девушки вальс танцут друг с другом, а не с парнями. В том же фильме «Девчата» Тося Кислицына, не найдя себе парня, покорно топчется в танце с тощей, жердеобразной девой (сейчас бы такую деву позвали бы дефилировать у Paco Rabanne...) В этих однополых парах, разумеется, не было никакой «гомоэротической» подоплёки.


  • «Московская кадриль». Фото из Музея города Москвы.
  • Девушки идут на дискотеку... Фото из дачного альбома. 1980-е гг.
  • «Танцы на Урале». С.Адливанкин. Конец 1950-х гг. Найдено у vorontsova_nvu

    «Пришли девчонки,
    Стоят в сторонке,
    Платочки в руках теребят.
    Потому что на десять девчонок
    По статистике девять ребят».

    Во-первых, в СССР было много предприятий (как правило, градообразующих), на которых работали или одни дамы, или одни кавалеры. Типовой пример - текстильный город Иваново, «город невест». Были такие же и «мужские» области-отрасли. Отсюда и «однополые» танцы. Даже в воспоминаниях стиляг можно прочесть, что чувих не хватало - танцевали друг с другом2.. Во-вторых, танцевальный вечер был сами по себе желанным развлечением, где танцы были ради самих танцев, поэтому было всё равно, с кем отплясывать. К 1960-м гг. эта тенденция сошла на нет.

    2. Девушек-стиляжек вообще было намного меньше, чем парней.


  • «На танцы». В.Кувин. 1956 г. Найдено у vorontsova_nvu
  • Модные платья для танцев. 1976 г.
  • «Воскресная дискотека». И.Симонов. 1988 г. Найдено у vorontsova_nvu

  • Интереснейший момент нашего исследования - танцы как символ принадлежности к взрослой жизни. Разумеется, это повелось издавна - на балы начинали ездить с определённого возраста, на советские танцы - тоже. Типичная картина до- и послевоенных московских двориков - молодёжь танцует под патефон, малыши - смотрят. Если танцплощадка огорожена - дети «висят» на заборе. Этот интерес был продиктован вовсе не желанием послушать музыку или посмотреть на те или иные па. Танцплощадка - это территория взрослых, запретная для «мелкоты». Помню одну девочку в нашей школе - она начала ходить на дискотеки в 12 лет. Разумеется, она была классической оторвой, красилась, плохо училась и вообще - нарушала. Вот это табу, связанное с обживанием «территории взрослых», она тоже нарушала.


  • «Новогодний вечер». А.Снегирёв. 1982 г. Найдено у vorontsova_nvu

    ...Хождение на танцы (на дискотеку) считалось приличным лишь с определённого возраста. Единственным местом, где на танцы могли попасть даже самые младшие, был пионерский лагерь. C лагерными танцами было связано много каких-то неприличных «мифов» - что мальчики задирают юбки, что они подкарауливают после танцев девочек и как-то некультурно их лапают, что во время меделенных танцев мальчики непременно лезут целоваться (ибо они поспорили со своими приятелями, что сумеют поцеловать девочку) и так далее. В школах тоже проводились танцы дискотеки - на них начинали пускать с 7-8 класса.

    В то же время, считалось неприличным, если на танцы приходил зрелый человек, тем более - женатый (или - замужняя). Представить, что сорокалетний мужик пришёл просто потанцевать, было почему-то невозможно. На него тут же вешали ярлык «искателя» молодых девочек. Для «престарелых» танцоров, так и не создавших семью, существовали вечера «Для тех, кому за 30».


  • Почтовые открытки.

  • Помните дурацкую рифму - «танцы - обжиманцы»? Танцем-обжиманцем, в известной степени, был аристократичный вальс и, конечно же, танго. В воспоминаниях стиляг можно отыскать парадоксальное утверждение - «разрешённые» танцы с точки зрения так называемой «половой морали» были иной раз более вольными и позволяли быть гораздо ближе к партнёру. Вот ведь какой парадокс - твист считался эротичным-неприличным, хотя в нём начисто отсутствует телесный контакт танцующих, тогда как вальсируя...


  • Карикатуры на стиляг разных лет. Фотографировала на выставке «Время стиляг».

    В 1970-1980-х приглашение на медленный танец или на «медляк» показывало степень симпатии. Это и считалось, собственно, тем самым «танцем - обжиманцем». Юноши и девушки, обнявшись, толклись под какой-нибудь заунывный музон. Танцевать «медляк», да ещё и в дискотечном полумраке - это и была та разрешённая степень свободы отношений. Очень дурно относились к девушкам, раздающим «медляки» всем подряд - считалось, что эти фемины склонны к многочисленным связям.

  • Очень интересным представляется аспект под названием «танцплощадка как криминогенная среда». Разумеется, это было не всегда и не везде. Но существовали определённые «точки», куда приличные девушки (и такие же юноши) никогда не ходили, ибо было чревато.

  • Танцплощадка в небольшом городе. Фото В.Зыкова.

    К примеру, существовала практика коллективных драк, как на самих танцах, так и после оных. Очень часто дрались «местные» (скажем, деревенские) с «чужими» (с городскими студентами, пригнанными «на картошку»). Причина могла быть самой банальной - не поделили девочек, но иной раз эти драки имели какую-то «ксенофобскую» подоплёку - желание отметелить пришлых.

  • Сцена драки из драмы «Маленькая Вера». 1988 г.

    Самое забавное, что в 1980-х в процесс включились и девушки - они дрались на дискотеках с таким жаром, что этому боевому задору могли бы позавидовать даже берсерки. Вообще, в 1980-х на дискотеках дрались ещё и в связи с принадлежностью к той или иной молодёжной группировке. Металлисты могли побить брейкеров или панков, любера могли побить металлистов. Считалось, что металлисты именно для расправ с «миролюбивыми» группами молодёжи носят длинные цепи. Некоторые особо одарённые юноши ходили на дискотеку именно драться.

    Помимо драк, на танцплощадках процветала подпольная торговля - в доперестроечные времена торговали порнушкой, после Указа 1985 года - водкой, потом - валютой, анашкой и так далее.


  • Сцена танцев из фильма «Чародеи». На А.Абдулове - костюм, скопированный всё из той же «Лихорадки субботнего вечера».
  • Фото В.Макарова. «Сегодня в клубе танцы». 1968 г. Взято отсюда.
  • Ламбада. Фото из журнала «Студенческий меридиан». Лето 1990 г.

  • Если говорить о небольшом городе, то зачастую танцплощадка была одним из немногих «центров притяжения» молодёжи, а иной раз танцы являлись единственной формой молодёжного досуга. Кино привозили, цирк раз в год приезжал, Малый Театр - никогда, Большой - тем более. Ну, хорошо, если киношники привезут «Укрощение строптивого» или «Тутси», а то ведь у них тоже существовала разнарядка и часто привозили какую-нибудь ахинею на колхозно-фабричную тему про битву за бетон (или за озимые)...
    Библиотека? Ну, даже в московских библиотеках в соетские времена стояли могучие стеллажи с табличками «Жизнь В.И.Ленина» и «Пламенные революционеры», а за книжками Пикуля и Семёнова образовывались «очереди». Интернета - нет. Что остаётся? Танцы.

    Из статьи в статью переписывался тезис о недостаточной работе с молодёжью, об отстутствии воспитательной работы на местах, о том, что танцплощадка остаётся единственным местом для общения, но...всё это оставалось только словами.

  • Очень интересный момент - танцы очень часто являлись кульминацией какого-либо мероприятия, как правило, скучного и носящего характер обязаловки. То бишь сначала надо было прослушать тягомотную лекцию на никому не интересную тему, а уже потом к измученной публике выходил директор клуба и объявлял: «Ну а теперь - танцы!» Таким образом, танцы имели поощрительный характер - отстрадал - можешь твистовать...

  • Про танцы в стройотряде. 1984 год.

  • А что думаете Вы по этому поводу?

  • В качестве десерта - отрывок из кинокомедии Г.Данелии «Афоня».


  • Tags: История моды, О Жизни, СССР, Стиляги
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 194 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →