Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

  • Mood:

«Про Красную Шапочку»: славянское фэнтази в Галантном Веке.

  • Тема нарисовалась в процессе бесед со smelding-ом.

    Итак...фильм «Про Красную Шапочку» - от фабулы Шарля Перро (человека эпохи Луи XIV) в том фильме нет ничего, кроме самих героев - Красная Шапочка, бабушка, волки. «Маленькие дети, ни за что на свете...!» И вообще, это не сама сказка, а, собственно, сиквел... Одним он нравится, другим он кажется слишком затянутым. Одни считают, что в фильме - много прекрасных находок, других раздражает широкая улыбка Яны Поплавской. Между тем, фильм любопытный, не сказать - концептуальный.



    1. Языческая община.

    Ну, то что в кадре - вовсе не Франция XVII века и не эпоха Шарля Перро - ясно. В фильме, снятом на «Беларусьфильме», явно славянский мир - это видно и по одежде, и по орнаменту, и по блинам. И даже по тем свистулькам, которые делает бабушка Красной Шапочки. Некоторые из них похожи на ритуальные фигурки, встречающиеся в книжках Б.Рыбакова о древних славянах. Более того - живут все эти люди сплочённой общиной, причём, степень сплочённости на племенном, «первобытно-общинном» уровне. Даже дети воспитываются все вместе и отдельно от взрослых. Так сказать, в ожидании инициации. Если бы Красная Шапочка (в гольфах) не делала бесконечные реверансы и не покупала бы на ярмарке барочное зеркальце, можно было бы предположить, что действие происходит в каком-нибудь VII веке. Если приглядеться, мир, изображённый в сказке, похож на панславянский цикл Альфонса Мухи.

    Очень интересны костюмы трёх бабулек, которые сильно не любят Красную Шапочку и всю её семью - они, кстати, явно неславянские, а, скорее финно-угорские. (см.отрывок в конце постинга).



    Если Вы помните, живут все эти люди на берегу моря и вообще, по укладу ближе к западным славянам. Это важно.


    2. Кто такая Красная Шапочка?

    Она неуязвима (уже ели волки, а ничего), спокойно ходит через лес, и, явно, обладает какими-то возможностями. Очень странен диалог детей со своим дедом-воспитателем в самом начале фильма:

    -Третьего дня я с ней дудкой менялся.
    -Она сидела на крыше
    .

    Речь идёт о бабушке Красной Шапочки. Причём, обе стороны считают, что они правы. Этот разговор совершенно не нужен по ходу фильма - он ничего не объясняет и ни на что не влияет по сюжету. Он создаёт странную картину - бабушка была в двух местах одновременно... Дальше - больше. Считается, что представительница третьего поколения незамужних девушек рождается ведьмой (то есть, ведуньей, наделённой тайными умениями и знаниями). Если Вы помните, при бабушке и маме Красной Шапочки нет мужей. Может, они и были, но их задрали волки (или убили при задержании менты), но по фильму их нет и, судя по всему, не было. К тому же, бабушка Красной Шапочки живёт одна в лесу, это в то время как люди живут более чем сплочённой общиной. Ведьма?

  • Посмотреть этот фрагмент на Ю-Тубе.



    А, возможно, Красная Шапочка и не ведьма, а нечто более интересное... Итак, западные славяне, чей верховный бог - Свентовит (Святовит). Символический цвет Свентовита — красный: его храм был увенчан красной кровлей. То есть, героиня выделена из остальной массы детей и взрослых именно красной шапочкой - символом Свентовита. Конечно, я могла бы пойти и дальше, показав сакральный смысл пирожков, ибо как сказано у Б.Рыбакова в «Язычестве древних славян» (Гл.VIII): «Святовит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядовым действием было изготовление огромного пирога».

    Но в показанном мире язычество, отнюдь, не абсолютное - в нём есть католическая религия. Помните, волки крадут одежду кзендзов (вероятно тех, которые уже настроились охмурять Козлевича). Скорее всего, политеизм тут соседствует с христианством.



  • 3. Волки-оборотни.

    В фильме волки ничем не отличаются от людей, кроме той стильной рванины, которую они носят в качестве одежды - могли бы в таком виде петь репертуар 'Doors' или Janis Joplin - было бы неплохо. Волки острят, обижаются, пишут на заборе мелом (умеют же!), переодеваются в лесорубов, ксендзов и дам с зонтиками. Они - люди, считающие себя волками. У всех европейских народов был мифологический персонаж - вервольф, волкодлак и т.д., то есть человек, при особых обстоятельствах превращающийся в волка. В общем, вервольфы хотят выкрасть жрицу Свентовита.
    ...В результате всего, сказка эпохи Людовика XIV превращается в славянское фэнтази.



  • 4. Галантная эпоха.

    Однако время действия вовсе не раннее средневековье, не какое-нибудь там «время Бусово», отнюдь. Красная Шапочка попадает на территорию дворца или имения, где проживает семейство, одетое по стилизованной, но узнаваемой моде XVIII века. (хотя, конечно, если быть точной, у дамы причёска николаевской эпохи). Кто это может быть? Скорее всего, верховный правитель данной местности. Дело в том, что его девиантный ребёнок в конечном итоге произносит странную фразу: «Я не мальчик, я девочка». Опять-таки, по сюжету эта фраза совершенно не нужна. Но, если её папаша, который там ходит с лорнетом в розовых кюлотах - местный племенной вождь, ему нужно иметь задекларированного сына-наследника.



    Далее - местный волхв-звездочёт (или верховный жрец?) тоже одет вполне в духе XVII-XVIII столетия. Если убрать помпоны, можно подумать, что это сэр Исаак Ньютон. А ещё там были такие брутальные охранники с лицами инстпекторов ГАИ - но и те тоже при париках и кюлотах. Галантный Век, короче.

  • 5.Антиреклама курения.



    Как известно, любой советский фильм нёс много самых разных смысловых нагрузок и то, что мы сейчас называем социальной рекламой всегда привествовалось цензорами. В «Красной Шапочке» есть целый фрагмент, посвящённый антирекламе курения. Отрицательному герою волки дают курительную трубку, причём подчёркивается, что сами они этим не балуются. «Это только в сказках волки дымят!» - восклицает герой Владимира Басова, подразумевая, видимо, Волка из «Ну, погоди!» с его знаменитой папиросой. В результате обкурившися ребёнок становится настоящим «овощем». «Вот, до чего доводит курение!» - произносит Яна Поплавская с таким уверенным видом, как будто рекламирует сыр Hochland или тушь Maybelline.



  • 6. Детские игры взрослых людей.

    Детские фильмы делают взрослые люди и, разумеется, если они умные, они создают сюжеты, одинаково интересные и детям, и их родителям. Для этого, они вкладывают в уста персонажей самые разные приколы, которые могут оценить только родители. К примеру, персонаж Владимира Басова постоянно философствует: «Смотри, толстый, это - люди!» Типа, недаром мы их не любим. А ещё у него присказка - «После бала». Расплатимся после бала, поделим после бала и так далее. Толстый волк (Николай Трофимов) и его маман (Галина Волчек) вообще ведут потрясающие диалоги. «Мамаша, я вами удивляюсь» - это ж просто Одесса-мама чисто по звучанию.

  • Конечно, можно без этого. Можно просто смотреть кино и не заморачиваться, не придумывать. Но так же - интереснее. И большая просьба - не принимать вышесказанное всерьёз - это всего лишь игры разума.

  • Купить диск на ОЗОНе за недорого.


  • Tags: 1970, Галантный Век, Кино, СССР, Язычество
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 137 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →