Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:

«Золотой Век» и его «блестящая».

  • Сегодня хочу поговорить об отечественном фильме «Золотой Век» , который был снят аж в 2003 году, но как-то не был мною обласкан. Лично я в своё время его проигнорировала по одной простой причине - главную роль в нём сыграла Ольга Орлова - девушка из первого состава группы «Блестящие». Многие мои читатели знают, что к русскоязычной попсе я отношусь с величайшей брезгливостью, поэтому и к фильму подошла со свойственным мне предубеждением. Но на днях мне этот диск попросту подарили под тем соусом, что это - «про XVIII век». Пришлось смотреть. Как говорится, «мылься-не мылься, а я тебя съем - за тебя деньги плочены...»



    Разумеется, море ляпов - по костюмам, по логике событий, по типажам. К примеру, меня совершенно добили бакенбарды. Не сами по себе (хотя, признаться, не люблю я этот вид растительности!) Просто с пудреными париками бакенбарды никто никогда не носил. За исключением одного, наверное, случая - если с утра актёр снимается в роли Пушкина, а через два часа - в роли Ломоносова, а гримёр нажрался и теперь валяется. Какие цели преследовали авторы, скрещивая парик с бакенбадами - неизвестно, ибо никакой эстетической ценности сие сочетание не представляет (смешнее смотрятся только киношные эсэсовки в мужских чёрных фуражках или Мих.Боярский в роли Николая I). Постоянно мелькают шляпки 1810-х и вневременные дамские панталончики, какие-то кружева из галантерейного магазина и прочие издержки массового кино-производства.


  • Портрет Платона Зубова - брата героини.
  • Ольга Орлова в образе.
  • Портрет Ольги Зубовой (в замужестве - Жеребцовой).


    Далее - совершенно непонятно, зачем режиссёр взял на роль знаменитой авантюристки Ольги Зубовой - девушку из «Блестящих», ибо такие вещи можно делать только в случае полного портретного сходства. Здесь же создаётся ощущение, что певица снимается для собственного клипа - ну взбрело в голову клипмейкеру воссоздать галантную обстановку и всё тут! (Ну, надоели ему декорации диско-бара или пляжа с лоснящимися топ-моделями). У Орловой на редкость не «антикварное» лицо! Однако по мере просмотра, я понимала - Ольга Орлова не так уж ужасна - большинство других актрис, взятых, как нынче принято «за внешность», справились бы с ролью куда хуже. В общем, кроме В.Артмане, сыгравшей нордическую старушку-Екатерину, никто особым сходством с оригиналами не грешил.



    Фильм снят сумбурно и не без экспрессии, поэтому, если вообще не знать смысл интриги - лучше не соваться - события меняются, как картинки в калейдоскопе и зрителю, который хорошо знаком с творчеством группы «Блестящие», будет непонятно, куда и зачем все эти мужики&бабы несутся и кого свергают. Если вкратце, сюжет таков. Екатерина, решая отстранить Павла от наследования, пишет тайное завещание, а тайник показывает любимой сестре последнего фаворита. Параллельно у Зубовой развивается бурный роман с английским посланником Уитвортом. Англичанин её использует в своих целях, а потом - оставляет. Сюжет фильма ещё меньше похож на историческую правду, чем певица Орлова - на сестру фаворита Зубова. Смущает и название - Золотым Веком принято считать екатерининскую эпоху, а не её последний год вкупе с павловским режимом...

    В общем, тут я могу посоветовать жестокую, но справедливую рецензию от catherine_catty:
    «Золотой век» Хотиненко или Как из зрителей делают идиотов.



    Однако фильм (на мой взгляд) создаёт атмосферу эпохи. Это очень трудно понять, ибо костюмы и лица совершенно выпадают. Но что-то такое присутствует, что совпадает с моим личным ощущением той самой «грани веков» - странного, фантасмагорического времени, которое совершенно не похоже ни на уходящий XVIII век, ни, тем более - на грядущий XIX. Авторы, на мой взгляд, сумели схватить безумие времени - в духе картин Гойи. Кстати, сцена несостоявшейся казни Ольги Зубовой решена совершенно в эстетике этого художника. Кроме того, мне показалась убедительной (хотя и гротескной) фигура Наполеона - он воплощает образ Фюрера - не в смысле Гитлера, а именно - типового, обобщённо-привычного Фюрера, как идею. Его вышагивание и ползание по громадной карте мира напоминает чаплиновского «Великого диктатора» - знаменитый фрагмент с глобусом.



    Наполеон показан истеричным, но выразительным уродцем, уверенным в своей силе - особенно это видно в сцене диалога красавчика-Уитворта с императором Франции. Английский посол - циничный, прилизанный мачо, трепещет перед человечком в громадных башмаках, одетых для солидности. Но Бонапарт смотрится выигрышнее и даже - красивее. (Ох, если бы хоть раз так изобразили Фридриха Великого, я была бы счастлива...!)
    Кроме того, в фильме неплохая операторская работа - большинство сцен снято попросту красиво, с любовью. В общем, при всей безалаберности и вольном обращении с источниками, тут есть главное - ощущения, они для меня иной раз важнее правильных шляпок. Можно создать грамотнейшую картину, которая не оставит никакого впечатления. Как школярский рисунок с правильно выписанными линиями волнует меньше, чем тяп-ляпистые пятна какого-нибудь авангардиста...

  • Tags: XVIII век, Екатерина II, История моды, Кино
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 81 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →