Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

  • Music:

«Служебный роман» как династический брак времён Застоя и генсека.

  • Кинофильм «Служебный роман» смотрели все, или - почти все. Кому-то он нравится, у кого-то он вызывает раздражение, не суть важно - фабула и герои знакомы подавляющему большинству. Но мы почти ничего не знаем о самих Калугиной, Новесельцеве, секретарше Верочке и т.д. Нет, конечно, типажи выписаны превосходно и фразы надолго запомнились - и про лошадь и про то, что «Блайзер - клубный пиджак...» Мне стало интересно пофантазировать о прошлом героев фильма и попытаться проанализировать их поведение, остающееся за кадром.



  • Итак, А.Е. Новосельцев , примерно 1936-1939 г.р., разведён, двое детей - мальчик и мальчик.
    Начнём с фамилии. Новосельцевы - это, возможно, казачий род. Корни рода Новосельцевых предположительно происходят из уральских казаков, сосланных после восстания Ермака в Сибирь... Однако наш Анатолий Ефремович совершенно не казак по своим душевным качествам (за исключением превеликой любви к лошадям, которую он обнаружил в одной из сцен). Новосильцовы (как вариант - Новосильцевы или Новосельцевы) - это старинный дворянский род. Вот, к примеру, граф Н.Н. Новосильцев 1.. Более того, во время переписи 1922 года, когда записи часто осуществлялись полуграмотными людьми, фамилию Новосильцов (или Новосельцов) могли написать, как «Новосельцев».

    1.Так, в различных источниках фамилию графа Новосильцева часто пишут (и писали) как «Новосельцев». К примеру, тут - в Лекции 6.




    Анатолий Ефремович, если присмотреться, очень отличается от стандартных кино-лузеров эпохи Застоя. Он деликатен, он глубоко порядочен, ибо не может пройти мимо подлости. Его пощёчина другу и - начальнику говорит сама за себя. Другое дело, что он соглашается на предложение Самохвалова - приударить за Калугиной, сделаться фаворитом (впрочем, в придворной среде это всегда было в порядке вещей). При всём при этом, во всём его поведении видится некая покорность Судьбе - такое ощущение, что он пережил в своей жизни какую-то трагедию. Не уход жены, нет... Лично я вижу его прошлое так.



    Вторая половина 1930-х... В дворянской семье, давно смирившейся с Советским режимом, рождается мальчик. Могу предположить даже, что родители занимали определённые должности - многие наивные аристократы активно включились в работу ещё при Ленине. Разумеется, «ежовские чистки» и ребёнок попадает в детдом для отпрысков врагов народа. Более того - он живёт там во время войны. Потом - смерть Сталина, поступление на непрестижный (по тем временам) экономический факультет. Новосельцев образован гуманитарно. Более того - он читает Калугиной стихи Пастернака, что в 1970-е годы было не то, чтобы фрондой, но чем-то, вроде знака принадлежности к определённому сорту интеллигенции. Скорее всего, в 1960-е годы Новосельцев был походником и хорошо монтировался с этой средой. Не исключено, что наш герой по ночам слушает Би-Би-Си, читает запрещённого Солженицына и вообще - сомневается. Но делает это очень тихо - всегда помнит о судьбе родителей. Беспартийность буквально написана на его лице.



    Живёт он в центре, в старом доме, вероятно, в расселённой коммуналке - всем дали квартиры, вот он один и остался... Помните тишайший и прелестнейший московский дворик, который показан из окна Новосельцева? Это - переулок Чернышевского, связывающий улицы Селезневскую и Достоевского. До конца 1970-х годов там стояли небольшие домики. С одним из них, собственно, и жил Новосельцев. И сына своего водил в спецшколу № 18 с преподаванием ряда предметов на французском языке - это единственная школа в тех местах, да и вообще, noblesse oblige.

  • См. об этом статью «Служебный роман» как документальный фильм .

  • Теперь Л.П. Калугина , примерно 1938-1940 г.р., не замужем, начальственная Золушка. Калугина, как и Новосельцев, одинока. Не в смысле - «без половой взаимности», а глобально. И невероятно близка по духу своему будущему супругу - она сходу узнаёт Пастернака, она при всей своей железобетонности - деликатна и не терпит подлости. У неё - врождённое чувство такта и отвественности. Она глубоко аристократична и, конечно же, тоже не из простых. Ибо Калугины - это вообще столбовые дворяне, ибо были записаны в столбцы (родословные книги) . Возможно, что её судьба выглядела так...



    Людмила Калугина. Дочь бывшего белогвардейского офицера, ставшего «красным командиром». Далее см. «Утомлённые солнцем» или «Московскую сагу». Репрессирован, во время войны - выпущен и отправлен на фронт. (А может, обошлось и без ГУЛАГа). Юность - всё тот же непрестижный экономический факультет, хотя девочка вполне гуманитарная. Не до любви - надо устраиваться в жизни. Разумеется, комсомолка, а потом - активная КПССовка. Свято верит в правоту режима, ибо ещё папа присягнул оному. Достигла. Живёт в элитном доме, занимает «неженскую» должность, напрямую звонит министру. Но на стене - репродукция с картины Модильяни. Знаковая вещь - интеллектуальная элита 1970-х любила именно Модильяни, Шагала, Кандинского, Сезанна... Она нетипичная карьеристка - она именно служит. Новосельцев и Калугина совершенно необоротисты и возвышенно-бесхитростны. Видимо, для Новосельцева эта игра во флирт была первой и последней подлостью в жизни. Более того, если бы игра не переросла в любовь, он бы всё это бросил.



    Новосельцев интеллектуально, не сказать - классово близок Калугиной - она говорит с ним на одном языке. Как бы она не старалась, ей не о чем сплетничать с той же Ольгой Рыжовой. Калугина снисходительно относится к Верочке, к Шуре из месткома, ко всему этому бабьему царству с его косметикой и сапогами. Они - чужие. А Новосельцев - свой. Она попросту не могла пройти мимо человека, близкого ей по крови.

  • А вот и Ю.Г. Самохвалов . Ровесник Новосельцева. Красивый, холёный, дамский любимец, работал за границей. В юности, вероятно, был шалопаем и даже - стилягой. В экономический ВУЗ пристроился потому, что в элитные Бауманки и прочие МИФИ не смог бы поступить. Да и вообще - зачем рваться в модные физики, когда можно хлебно пристроиться? Стильные галстуки, узкие брючки, любовь с первой красавицей факультета - с Олечкой. Умел улыбаться и делать презенты - хорошо пошёл по жизни. В отличие от Калугиной (тоже весьма обеспеченной дамы), Самохвалов умеет любоваться своим бытом - он гордится машиной, магнитофоном и тем, что в «...Швейцарии - компьютеры». Гордится квартирой с вертящимися «мо́билями» и своей женой - тонкой, стильной и подчёркнуто-светской. Разумеется, моложе него лет на десять. Весь такой успешненький и целеустремлённенький!



    Вместе с тем, его перевод под начало к Калугиной выглядит, как... понижение. Статистическое управление, изображённое в фильме, не тянет на «элитарное» место, откуда возможны марш-броски за границу. Только не надо говорить, что Самохвалов уже всё своё заработал, и его больше не тянет в Швейцарию! Тянуло, ещё как тянуло. Наши сотрудники даже в Афганистан с Монголией по сотому разу рвались, не то что в Европу! Вернёмся, однако, в калугинский офис. Да - большой, да - расположенный в самом центре Москвы, но не элитарный. Не «Морзагранпоставка» и не какой-нибудь «Зарубежтрансстрой». Обычное крупное учреждение, где (в основном) пыхтят над отчётами немолодые совковые тётки (или девочки, которые вот-вот упорхнут на другое место - попрестижнее). За какие грешки могли задвинуть Самохвалова? Возможно, на наком-то этапе он пересёкся с таким же делягой и тот его обогнал. К примеру, накатал донос, что Самохвалов где-то и как-то «проявил моральную неустойчивость».



  • А вот и О.П.Рыжова. Большинство зрителей, так или иначе, ей симпатизируют, хотя карамельная Оленька вовсе не так уж проста и мила, как пытается казаться. Во-первых, типовая провинциалка, приехавшая в студенческие годы покорять Москву. Почему я так решила? Не потому что она - рано состарилась (как принято в её провинциальном городке), не потому что ходит «в жутких розочках», а потому что при всей её активности и пробивной силе она сумела получить только подмосковную прописку (или мужа с подмосковной пропиской). В своё время подобные люди активно обживали Одинцово, Пушкино, Мытищи и Балашиху. Не имея возможности получить квартиру в Москве, они получали прописку ближайших к столице городах.



    Оленька вечно с авоськами, вечно что-нибудь достаёт и пробивает: «Мужу оперировал язву сам Покровский...» Эту фразу она произносит со значением - мол, не лыком шиты! Скорее всего, в студенческие годы она желала заполучить благополучного Юрочку Самохвалова, но родители мальчика вовремя отговорили своё чадо от женитьбы на ловкой провинциалочке.
    Во-вторых, Рыжова паталогически нахальна. Она пытается склонить Самохвалова к адюльтеру и, удайся ей эта махинация (sic!), Оленька ловко села бы ему на шею. И всё это - тихо, скромно и с нежной улыбкой. Самохвалов шарахается от Рыжовой вовсе не потому, что у неё морщин больше, чем извилин, а потому что помнит, «какая она была» - то бишь цепкая и довольно пробивная.



  • Секретарша Верочка - один из хара́ктерных персонажей комедии. Она не юна - ей явно под (или даже за) 30. Скорее всего, она не обременена образованностью и книголюбием. Однако человек она хороший и понимающий - Верочка философски относится к причудам своей госпожи. Секретарша живёт в районе новостроек, ездит на частнике (помните, она голосует на дороге?) и одета по самой последней моде. «Как ей это удаётся?» - спрашивает закадровый голос в начале фильма. А всё просто - Верочка занимается банальной фарцовкой. Она профессионально достаёт вещи, а потом - перепродаёт их втридорога. Она постоянно в курсе, что и где «выбросили». Скорее всего, то объявление «Продам колготки», которое шокировало начальницу, повесила именно её секретарша. В отличие от доставалы-Оленьки, Верочка делает это с лёгкостью охотницы - ей сам процесс доставляет неизъяснимую радость.



    К своим секретарским обязанностям Вера относится легко и без особого рвения, хотя и не халтурщица, явно. Судя по всему, они с Калугиной давным давно работают вместе, а с Людмилой Прокофьевной не забалуешь. С точки зрения советской морали, Верочка - персонаж сугубо отрицательный. Сплетница, модница, на грани развода с мужем, преклоняется перед Западом («Знаешь, что я курю? 'Marlboro'!») Но, вместе с тем, она - живая и интересная. Рязанов намеренно взял на роль Верочки не какую-нибудь диву с «модным» лицом (к примеру, тогда красивыми считались вот такие дамы) , а именно Лию Ахеджакову - хрупкую брюнетку со стандартной кавказкой внешностью. Так вот, героиня ведёт себя, как звезда подиума - никому не приходит в голову считать, что Верочка - не слишком красива; всё внимание только её словам, жестам и - шмоткам. Разумеется, у неё везде и всюду - море поклонников...

    ***


  • Новосельцев и Верочка.

  • Господа, ещё немножко внимания. До того, как фильм «Служебный роман» появился на экранах, по ТВ постоянно крутили пьесу Э.Рязанова и Э.Брагинского «Сослуживцы» . По этой пьесе, собственно, и был снял наш любимый фильм. Когда мне было 5-6 лет, она мне очень нравилась и вот недавно я её поймала по одному из каналов (кажется «Ностальгия» или НТВ-плюс... или что-то в этом роде). Мне было интересно сравнить, ибо я не видела этой постановки больше 30 лет. Так вот, там акценты были расставлены совсем иначе, как-то более прямолинейно что ли. Верочка там была красивой хищницей, Новосельцев - типовым лузером (безо всякого Пастернака), а Калугина - гораздо более мымрой.


  • Самохвалов и Калугина.
  • Новосельцев и преображённая Калугина.

    Пьеса была очень популярна, однако, после выхода на экраны знаменитого фильма, о ней начисто забыли. Сложно сказать, правильно это или нет... Кроме того, спектакль выглядит устаревшим - его можно смотреть только в качестве иллюстрации к эпохе. Эстетика начала 1970-х, что-то в духе «Кабачка 13 стульев». Фильм «Служебный роман», напротив, пережил и свою эпоху, и даже ту страну, в которой он был создан...

  • Некоторые фото взяты из Журнала black_mile



  • Tags: 1970, Кино, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 189 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →