Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

  • Mood:
  • Music:

«Чучело», как приговор советской системе.

  • Сегодня я решила вспомнить об одном из культовых фильмов позднего Застоя - о кинодраме Ролана Быкова «Чучело» . Этот фильм, как мне кажется, не о подростковой жестокости, а, главным образом, о безразличии взрослых. А если ещё точнее - о той безнадёге, которая была в предперестроечные годы. Этот фильм, как ни странно, даёт ответ на вопрос: «Почему в СССР случилась Перестройка?» Это драма детей, которые ни во что не ставят своих родителей, да и вобще - взрослое поколение. Исключением является только Лена Бессольцева, но она вообще тут - исключение.

    Если честно, её будущее хочется видеть так: она уехала в Америку и стала топ-моделью «эпохи гранжа» - соперницей Кейт Мосс (такого же Чучела), разумеется бойцом Гринписа и женой миллионера. Ну, да ладно, не буду навязывать свои представления, а то не дай Бог, снимут сиквелл «Чучело возвращается» про то, как Лена заявляется в свой городок и видит жирную Шмакову, тягающую из грязной лужи пьяного мужа, а потом они все вместе идут на могилу Димки, которого ещё в 1994 году шлёпнули брателлы по бизнесу. Этакая смесь «Жмурок» со «Свадьбой» Павла Лунгина...



  • 1. Отцы и дети. Это основная антитеза фильма - дети априори другие. Они видят и чувствуют фальшь представителей взрослого поколения и не желают быть такими, как они. Железная Кнопка презирает свою мать, помешанную на шмотках и, по словам дочери, всю жизнь врущую: «Лишь бы всё - шито-крыто». Дочь парикмахерши - Мариша тоже позволяет себе судить свою мать, да ещё как жестоко! Все дружно презирают «Заплаточника» - деда Бессольцевой. Снисходительно относятся к своей училке в недостаточно фирменной джинсе. Колотят одноклассницу на глазах туристов, ибо знают - взрослым всё пофиг.



    А взрослым, и впрямь, всё пофиг. Им главное, чтобы чада были накормлены, одеты и во всех отношениях были «не хуже других». Что же до их детских душ - перемелется, мука будет. Увы, многие родители в те времена очень мало обращали внимания на воспитание детей. Во-первых, была святая вера в заботу государства, в благотворное влияние школы, которая плохому не научит. Во-вторых, было реально некогда - 99% матерей вкалывали на заводах и в НИИ, а по вечерам стояли в очередях за продуктами. Провинциалы, те вообще очень часто проводили выходные дни в поездках за дефицитом - Москва была буквально наводнена приезжими из городков, подобным тому, который изображён в «Чучеле».



    Зато дети чётко знают, что такое «фирма́» и с чем её носить, как надо жить и с кем водить дружбу. Дети завистливы и падки на внешнюю оболочку, они научены презирать любое проявление наивности. Они уже знают вкус денег и сладкое слово «Москва» - город, где сбываются мечты.

  • 2.Школьные годы чудесные...

    Помните директрису (или завучиху), которая встречает деток на крыльце старой школы? Она ничего не говорит - только улыбается. Но как! Это маска слащавого участия, уже не скрывающая подлинного лица. Эта пожилая педагогиня ненавидит всех и вся, особенной детей. И коллег, я уверена, она тоже ненавидит, ибо хорошо знаю этот тип. Мне довелось сталкиваться с ними в учительской - несложившаяся женская судьба плюс маниакальное желание доминировать. Крепкая взвесь, не каждому под силу это вытерпеть...

    Вторая фигурантка действа - симпатичная, стройная Маргарита Ивановна. Учительница не скрывает своей радости по поводу удачного замужества, постоянно подчёркивает сей факт своей биографии. Она играет в «подружку» своих учеников, но при этом равнодушна ко всем и каждому - педагог видит только некую биомассу под названием «6 класс» и не собирается внедряться в переживания деток. Ей бы своё счастье не проворонить!



  • 3.Пауки в банке.

    Появление Лены Бессольцевой, судя по всему, временно сплотило недружный класс. Вопрос-лозунг: «Против кого будем дружить?» очень характерен для подобных вынужденных социумов. В классе намечены несколько лидеров - Железная Кнопка, Димка и краснощёкая красавица Шмакова. Имеются и явные лузеры - например, очкарик. В фильме есть эпизодическая роль девочки с явным отставанием в развитии (хотя, я могу ошибаться). Это - девочка-коротышка, довольно неприятной наружности. Могу предположить, что она раньше была изгоем в этом классе. Это видно даже по тому, как безжалостно она травит Ленку Бессольцеву. Типичное поведение для парии - прилепиться к сильным и доканывать другого изгоя.



    Дети не просто разобщены - им явно нечем заняться. Судя по всему, в их городке нет ни спортшколы, ни налаженной кружковой работы. Есть, правда, танцплощадка, куда со временем переместятся сильно крашенные Шмакова с Маришей, ирать «маленьких Вер». Тоска, зелёная, жестокая тоска повисла над провинциальным местечком - полуразрушенные дома, ветхие лестницы и квинтэссенция этого Сайлент-Хилла (sic!) - разбитое, поруганное здание церкви, где правнуки тех, сбрасывал колокола, устраивают настоящий суд инквизиции. Этот фильм - своеобразное напоминание об опасности безбожия любого - даже самого справедливого - общества. Дети, которым внедряли лоунговые истины, забыв о христианских заповедях, рано или поздно превращаются в зверят. В фильме был заложен глубокий библейский смысл - притча о человеке, постадавшем за правду и гонимом толпой. А ещё этот фильм о тупике, куда зашла советская цивилизация. Не зря чиновники перекрывали все ходы Ролану Быкову - чувствовали.



  • 4.Социальный мотив.

    Дети в СССР официально считались «цветами жизни» - советское детство априори было счастливым и радужным. «Октябрята пляшут и поют, весело живут» - такие предложения мы переписывали из учебников «Родной речи». Детская агрессия подавлялась взрослыми самыми разными способами - отправкой в спецшколы для трудновоспитуемых, постановкой на учёт в детскую комнату милиции, ну и по мелочи - двойкой по поведению без выяснения причин. Ребёнок как бы не имел права на агрессивное поведение. По ТВ постоянно показывали «их нравы» - западные дети со злыми лицами бродят в пустых, помойных дворах, где не то, что играть - просто ходить мимо противно. Показывали и подростковые банды - от скинхэдов до футбольных фанатов. Мол, вот у них там есть социальная почва для детской агрессии. А у нас - светлые классы, пионерский задор и добрые завучи.



    К сожалению, на излёте Застоя всё это было только мифом - дети, как и их сверстники на Западе, часто были предоставлены сами себе. Более того, к агрессивному поведению их подталкивало навязчивое желание уставших взрослых видеть в ребёнке тихое, послушное существо, носящее из школы одни пятёрки. Подавление жестокости без выяснения и устранения её причин вызвало к жизни массовое движение неформалов - в период Перестройки. Любера, металлисты, панки - все они лупили друг друга вроде как «за правду», но на самом деле потому что иначе уже не могли. И криминальные войны 1990-х, когда человеческая жизнь стоила не дороже доллара, во многом были порождены банальным желанием... пострелять.

    Что характерно - после просмотра фильма «Чучело» по стране прокатился вал...охоты на ведьм, то есть на чучел. В прессе запестрели письма и от самих Чучел, и от их родителей. Появились статьи на тему: «А надо ли было?» И у нас в классе была своя чучела - звали её Наташа, и мне её было ни капельки не жаль...


  • Tags: 1980, Кино, О Жизни, Педагогика, СССР, Школа
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 153 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →