Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

  • Mood:

...А если очень хочется - то можно.

  • Как известно, в Советском Союзе было многое под запретом или - нежелательно, как, например, западная музыка. Хорошо это или плохо, судить сложно, ибо у каждого из нас - своё мнение. В 1960-1980-е годы, когда запреты свелись к минимуму, но всё же оставались, музыкантам, художникам и сценаристам доставляло наивысший кайф изобразить нечто «погранично-заграничное», но при этом - ловко обойти начальственное «низззззя».

    К примеру, всю ту же западную музыку (любую!) можно было активно включать в эпизоды с «плохой молодёжью», чтобы подчеркнуть её моральное разложение. Так, в фильме «Никудышная» героиня дерётся на танцах под 'Mamma Mia' от 'ABBA'. Или, изображая какой-нибудь английский диско-бар (на Рижской киностудии), тоже можно врубить неблагонадёжное диско. Ну любой цензор поймёт, что на растленном Западе потерянная молодёжь слушает поп-музыку, а не чистые и светлые песни Евгения Мартынова. В «Пиратах XX века» один из этих самых пиратов ловит кайф под песню группы 'Baccara'.


  • Компромисс - западная мода в советском журнале мод 1968 года.

    Помню в начале 1980-х по ТВ крутили фильм «Инспектор Гулл» по мотивам пьесы Дж.Б.Пристли «Он пришёл». Так вот, самой крутой в нём тогда казалась...английская реклама, на фоне которой мелькали титры. Я помню, как мы обсуждали её на переменках - моя подруга-«собачница» говорила: «У них там есть специальный корм для собак!» Я углядела какие-то цацки и помады, а девочки, с которыми мы не дружили, коллективно отметили эротизм рекламы колготок и вообще - эротизм. (Разумеется, слова этого они не знали и сказали что-то о проститутках). Вот тут можно посмотреть эту рекламу - в выложенном фрагменте на 5.15 мин. В общем если хочешь показать красоты западной цивилизации - сними обличающий фильм и показывай как они там кривляются под синкопы.



  • Н.Подгорный «Призыв».
  • Б.Тальберг «Посланцы времени» (Для выставки «Молодёжь планеты - за мир!»)
  • Е.Винокуров - стихи из журнала «Юность». 1976 год. Типичное отношение к хиппи.
  • Т.Назаренко «Московский вечер».

    ...Возьмём, к примеру, хиппи. Отношение к ним в СССР было крайне негативное - их непротивление злу рассматривалось как социальная апатия, а длинные волосы вообще трактовались, как вызов обществу. Однако творческие люди и тут находили выход. Так, они умудрились протащить идею хиппизма в популярный мультфильм «Бременские музыканты». Кроме того, под видом сказочной иносказательности в контекст мультфильма прочно вплетается рок-музыка. Или вот - если советский художник хотел изобразить хорошего хиппи, он мог использовать тему борьбы за мир. Патлатый человек в мятой джинсне, если он нёс плакат: «NO BOMB!» мог спокойно сойти за американского борца с милитаризмом.


  • Э.Илтнер «Пахари».
  • Н. Соколова «Голубые дороги юности».

    Это была очень удобная лазейка: изображать «чуждыми» методами - идеологически-верные сюжеты. К примеру, в журналах 1970-х часто печатались изображения плечистых парней в джинсах и ковбойках, но на фоне пашни с тракторами (как вариант - на фоне бульдозеров и бетономешалок). Советские юноши могли быть вылитые голливудские парни, но, назвав картину «Механизаторы Брянщины» или «Суровые дороги Экибастуза», художник мог преспокойно выставить своё творение на официальной выставке. Хочешь нарисовать красотку с безупречной фигурой? Дай ей в руки плакат «Мы за мир!» или ведро, полное свеженадоенного молока. Ибо с названием «Юность нечерноземья» цензор пропустит всё, что угодно. Блондинку в открытом купальнике можно изобразить в контексте водных лыж или тому подобных видов досуга. Я хорошо помню сюжет одной картины 1970-х гг. про БАМ - девушка, как две капли похожая на Брижитт Бардо, но одетая в какой-то негнущийся ватник и каску стояла посреди только что проложенных рельсов. Нарисовать её же в легкомысленном мини или в купальнике - немыслимо. Такой вот коммунистический pin-up с тайгой и рельсами.


  • Обложки журнала «Техника молодёжи».

    С модой - отдельная песня. Начиная с середины 1950-х годов в дамских журналах стали появляться статьи, освящённые зарубежной моде. Все эти статьи были построены по одной и той же схеме - сначала описание моделей и стилей, потом - обязательный вывод: «Но большинство этих модных новинок не по карману простым француженкам, вынужденным тяжким трудом зарабатывать себе на кусок хлеба. Манящие витрины дорогих магазинов - это ещё одно подтверждение того, что в мире капитала высокий уровень жизни доступен лишь горстке миллионеров». Но, сказав эту магическую фразу о «жалком существовании», которое «влачат простые француженки», а также простые итальянки или, скажем, шведки, можно было спокойно рассказывать о Сен-Лоране.


  • Фрагменты красивой жизни из журнала «Англия».

    В статьях о моде всячески подчёркивалось, что в мире капитала есть как бы две моды. Мода простого народа (близкая по содержанию к советской), то есть практичная, неброская и предназначенная для жизни в труде. И другая - мода капиталистов, то есть яркая и бессмысленная (вроде вечернего платья с блёстками и открытой спиной). Однако создателям журналов всё-таки хотелось протащить на страницы изданий не только «правильную моду», доступную английским докерам и французским учительницам, но и ту - буржуазную, со стразами и шиншиллами. Для этого часто писались разгромные или ироничные статьи, вроде «Эта смешная мода...» Рассказывая о том, что стиль диско - это порождение бездумной поп-культуры, автор статьи часто перечислял атрибуты этого стиля: атласные штаны-бананы, босоножки на шпильке, топик на узких бретелях и яркий макияж. Главное было сказать, что всё это - отвратительно и аморально.


  • Западная мода из таллиннского журнала «Силуэт».

    Помню, году этак в 1985-м в журнале «Работница» была статья об итальянской эстраде - о том, что 90 процентов так называемого italo disco - барахло, называемое в Европе не иначе spaghetti-pop. Тем не менее, авторы дали названия дисков всего этого барахла и даже кусок какого текста. Мол, пустые стихи и никакой отвественности. А мы читали это в качестве руководства к действию. Кстати, борцы с теми или иными явлениями часто даже не задумываются, что являются пассивными пропагандистами этих самых явлений.


  • Советский поп-арт:
  • В.Арлашин, И.Чеверёва «Мир на планете».
  • Н.Подгорный «Бокс».
  • О.Филатчев «Юность».

    Другой метод - изображать вроде как «чуждые», но симпатишные элементы под идеологически-верным углом. Тому пример - бесконечные метания «заблудшего белогвардейца» по экранному пространству. Более того, песня «Поле, русское поле», которую буквально заездили на радио, в кадре пел именно белогвардеец. Тоска по эполетам у интеллигенции началась задолго до того, как её (тоску) официально разрешили. Чтобы реализовать это захватывающее чувство в условиях незыблемой гегемонии рабочего класса, следовало показывать господ-юнкеров не с симпатией (что было обречено на провал), а с жалостью. Участие в Белом Движении, равно как эмиграция в Париж теперь назывались «трагической ошибкой», а в советском искусстве появился ещё один устойчивый персонаж - «монархист на грани большевизма». Мол, ещё чуть-чуть и он стал бы нашим! Но самыми главными дворяно-большевиками были, конечно же, красавцы-декабристы из культовой картины 70-х «Звезда пленительного счастья»...



    Снять фильм просто о дворянской жизни XIX века или даже - историю поручика Анненкова и Полины Гебль, которая и является центральной в картине, было немыслимо. А вот приплести к этому идею борьбы с самодержавием в целом и с Николашкой в частности, - это уже вмещалось в прокрустово ложе советского агитпропа. На фоне борьбы с царизмом Анненкову уже позволялось затаскивать модистку в стог сена и устраивать там недвусмысленную возню. Вы можете представить себе этот сюжет без декабризма?! В условиях СССР?! Жаль, что никаким образом не была реализована тема гнусного разврата Николая Павловича - это помогло бы осуждать царизм ещё более последовательно. И вообще - хочешь снимать костюмную мелодраму, ищи общественно-полезный смысл. Кстати, в эпопею «Михайло Ломоносов» очень красиво и гармонично была вплетена история дворцовых переворотов. Снять о них отдельный фильм тогда не разрешили бы, а тут вроде как на фоне прославления крестьянского гения были показаны метания цариц и их любовников.

    ***

    Но вот, что забавно... Те деятели искусств, которые тогда протаскивали к зрителю антисоветчинку, ругают современное кино, литературу, всё тот же возобладавший поп-арт. И вспоминают чистое и светлое время, когда было чего-нибудь нельзя. Но если очень хочется - то можно.



  • Tags: 1970, 1980, Кино, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 154 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →