Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:

Почему, если Царевна, то всегда - в кокошнике?! А не в шляпке «а-ля пейзан» с цветами?!

  • Вы любите книжки с картинками? Я вот очень люблю, поэтому всегда обращаю на них внимание. По этой же причине - из любви к картинкам - я часто листаю глянцевую прессу. Я не только читатель, но и листатель. Сегодня мне хотелось бы поговорить о книжных иллюстрациях для детей, но начну я не с показа красивых картинок, а с фантазии на тему...

    ...Я в своё время испытала культурологический шок от просмотра нижеприведённых иллюстраций к пушкинской сказке - традиционная «восточный жэнщын» Шамаханская царица была одета в костюм николаевской эпохи и даже тюрбан на её голове вписывается в общеевропейскую моду на ориентальные уборы 1830-х гг. Зачем художник это сделал - неясно, однако получилось весьма неожиданно. Детям, на которых, собственно, и рассчитаны сказки, всё равно - для них чаще всего важна энергетика картинки, её цвета, динамичность. Любят дети и карикатуры - вспомните потрясающие иллюстрации Г.Валька к «Незнайке на Луне»! (О них мы тоже поговорим).


  • Иллюстрации художника О. Зотова к «Сказке о Золотом Петушке».

    Посмотрите, как забавно выглядит царица в своём наряде рядом с царём, одетым в традиционное монаршее одеяние XVI-XVII вв. Потом я подумала - а почему бы нет? Почемы бы не одеть героев сказок Пушкина в...костюмы времён Пушкина? Почему эти персонажи постоянно одеты в какие-то недоделанные терлики, неправильно нарисованные опашни и фантазийные кокошники? Никакого знания о древнерусском костюме иллюстрации к детским сказкам всё равно не несут, но у художников срабатывает стереотип - в сказках Пушкина, а также в ершовском «Коньке-Горбунке» все персонажи одеты в стиле а-ля рюсс. А как было бы весело, если бы вместо абстактно-никакого царя был бы, скажем, Павел I... Ну вот в русской народной сказке «Царевна-Лягушка» всегда есть некий худосочно-мелкотравчатый царь и его три громадных сына-царевича. Ну и нарисовали бы Павла с сыновьями...



  • «Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он
    И соседям то и дело наносил обиды смело,
    Но под старость захотел отдохнуть от ратных дел».

    Александр I из мульта «Левша».


    Почему царь Дадон - это всегда какой-нибудь Василий Шуйский? Почему не Александр I?! Немного отвлекусь от темы... В 1990-е годы в одном провинциальном театре решили поставить «Снегурочку», которая почему-то всегда ассоциируется с какой-то около-языческой Русью. А у театра не было денег на новые костюмы. Конечно, они могли бы пойти по пути большинства «модернистов» и одеть всех героев в джинсы (или в рванину). Но авторы спектакля сделали иначе - они взяли костюмы из спектакля...«Двенадцатая ночь» Вильяма нашего Шекспира. И получилась хорошая, нетривиальная штука. А что? Прикольно. Стоят такие девы в тюдоровских «гейблах» и скандируют: «Обида всем девицам-берендейкам!» А Мизгирь в костюме герцога Орсино в бархатных штанах и красном плаще плаще, поигрывая батистовым платочком, мурлычет: «Любил тебя, теперь люблю другую, Снегурочку». Почему, нет? Мне бы в детстве понравилось. Вон Золушку во что только не одевают, разве только в эсэсовскую форму пока ещё не наряжали. А так - в Интернете где-то выкладывали американские иллюстрации, где Золушка - негритянка.


  • Иллюстрации художника В.Милашевского к ершовскому «Коньку-Горбунку». Царь-Девица в закатанных джинсах.

    Вот, например, в пушкинской «Сказке о Царе Салтане» всегда рисуют такого царя, от которого не только богатыря нельзя родить, но и мышонка&лягушку. Только неведому зверушку - какого-нибудь велоцераптора. До того царь невкусный! Нарисовали бы уж сразу Николая I - сразу видно, где и что... И мордоворот, и ляжки в лосинах. А князя Гвидона - в виде Александра II (с озверелыми глазами и бакендардами). А какой дополнительный смысл приобрела бы фраза «...Не скучно ей у семи богатырей», если бы к «Сказке о Мёртвой Царевне» были бы нарисованы не бесполые мужики в кольчужках, а семеро лейб-гвардейцев или, скажем, уланы какие-нибудь (опять же пушкинской поры). И Царевна - вся такая в блондах и при барежевом эшарпе. С лицом великой княжны Марии Николаевны. Или вот на этих иллюстрациях к «Крошечке-Хаврошечке» можно было бы нарисовать барина-денди в костюме для прогулок - при цилиндре, тугих панталонах «цвета лондонского дыма» и галстуке «а-ля Браммел».


  • Иллюстрации к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка». Художник - В.Лосин.

    Или, например, сказки Шарля Перро весьма часто иллюстрируют любители Галантного Века, причём воспринимают они его настолько буквально, что парики 1660-го года у них преспокойно уживаются со штанами 1770-х. Или так - женщины одеты по моде XVIII века, а мужчины - по моде более древней... В результате персонажи выглядят, как участники реконструкторского бала, тусующиеся в сталинском ДК. Для большинства людей (даже взрослых) все эти века - просто «время, когда носили парики и куафюры с кораблями». Причём, почему-то очень любят совмещать длинные мужские парики-аллонж с высокими причёсками времён Марии-Антуанетты. В общем, разница лет в 80.


  • Иллюстрации художника С.Головатого к сказке Ш.Перро «Золушка».

    В принципе, сказки Перро были опубликованы в 1697 году, поэтому, Золушка должна быть одета примерно так . А если учесть, что прототипом Золушки была мадам де Ментенон, а прототипом Принца - Людовик XIV, то и вовсе должны получиться весёлые картинки. Вы видели Луи XIV образца 1697 года? Лучше уж не смотрите совсем - не обрадуетесь! Ещё существует такая фишка - дети, мол, не любят чёрно-белые иллюстрации. Неправда. Это только совсем маленькие дети их не воспринимают. В своё время мою книжку «Конёк-Горбунок» с шикарными, тушью выписанными виньетками, всем классом срисовывали. И всем дико нравилось. Эти виньетки вообще определили мою персональную манеру рисунка.


  • Шикарные виньетки к ершовскому «Коньку-Горбунку». Художник Д.Дмитриев.

    Но самыми любимыми у меня были картинки О.Васильева и Э.Булатова к сказкам Ш.Перро. Мы их срисовывали и переводили при помощи копирки. Иллюстрации, конечно же, сделаны без учёта исторических реалий. Так, вон та худая Золушкина сестрица одета весьма модерново - в клетчатую макси-юбку, какие носили в середине 1970-х. А Принц прямо из вандейковской эпохи. В отличие от всех остальных. Опять - «тусовка реконструкторов». Но эти картинки были созданы в соответствии с детсткой психологией - много ярких, локальных цветов, персонажи динамичны и слегка карикатурны. Девочкам, понятное дело, нравились пышные платья и причёски с перьями. Ещё один интересный момент: Золушка почти у всех иллюстраторов - блондинка. Хотя, никто и нигде не писал о волосах этой героини. Не Златовласка, право же!


  • Иллюстрации художников О.Васильева и Э.Булатова к сказке Ш.Перро «Золушка».

    Отдельная песня - иллюстрации немца Генриха Валька к эпохальному детскому чтиву «Незнайка на Луне». Во-первых, в сказке показано противостояние капиталистического и коммунистического миров. Во-вторых, капиталисты лунного «запада» показаны ещё более резко и злобно, чем штатовские буржуины в журнале «Крокодил». Кроме того, лунные богачи все, как на подбор - старики, тогда как земляне - подростки. Г.Вальк рисует лунный мир, похожим на Америку (в понимании советского человека) - небоскрёбы, виллы, обилие рекламы и...много уродов (что странно - средиземноморско-итальянского типа). Иллюстрации Валька к «Незнайке на Луне» - это во многом сборник политических карикатур. Кроме того, если внимательно полистать книжку, то можно увидеть модернистскую мебель 1960-х - треугольные столики и лаконичные интерьеры. И, вместе с тем, во всём сквозит советский стиль, знакомый художнику. Например, вот в этой масштабной картине холостяцого быта...


  • Иллюстрации к фантастическому роману-сказке Н.Носова «Незнайка на Луне». Художник - Г.Вальк.

  • Ну да ладно, я тут всё гоню, прикалываюсь. Красивые, добрые картинки, чего там говорить! Детские иллюстрации формируют эстетический вкус человека, поэтому родители всё чаще достают с антресолей советские книжки, не доверяя современным красочно-глянцевым иллюстрациям с царевнами, похожими на худший вариант куклы Барби и Золушками, нарисованными наспех.

  • На десерт - фантазия на битловскую 'Let It Be'. Краснознамённый хор мальчиков-зайчиков. Нашла у mysea .



  • Tags: Иллюстрации, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 87 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →