Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Про Кибальчиша - былинного богатыря и про Плохиша - знатного власовца.

  • На этой неделе сразу у нескольких моих френдов (и не-френдов) обнаружила постинги, так или иначе касающиеся сказки/фильма «Мальчиш-Кибальчиш». Обсуждались три темы - изображение буржуинов в разных редакциях, аллюзии в сказке и, наконец - образ Мальчиша-Плохиша.

    Я хотела бы написать свой рассказ на эти темы, со своих позиций. Итак, начнём со странных совпадений. Вот, к примеру, многоизвестная вещь М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    «Схоронили его за Москва-рекой / На чистом поле промеж трёх дорог.
    И бугор земли сырой тут насыпали / И проходят мимо люди добрые:

    Пройдёт стар человек - перекрестится.
    Пройдёт молодец - приосанится.
    Пройдёт девица - пригорюнится.
    А пройдут гусляры - споют песенку».


  • Уникальные довоенные рисунки В.М.Конашевича к первому изданию книги.©

    А вот гайдаровская «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»:

    «А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зелёном бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг.

    Плывут пароходы - привет Мальчишу!
    Пролетают лётчики - привет Мальчишу!
    Пробегут паровозы - привет Мальчишу!
    А пройдут пионеры - салют Мальчишу!»

    Кстати, не одна я это заметила. Правда, многие комментаторы налегали на термин «плагиат», что в корне неверно, ибо так заканчиваются многие былины и сказания, а Лермонтов и Гайдар просто использовали эту привычную конструкцию.



  • Рисунки В.Лосина.©

    Гайдар, в принципе, сочинил даже не сказку, а именно былину - народную эпическую песнь о беспримерных подвигах конкретного героя. Единственное, что автор пишет в иной манере, лишь изредка используя характерный для былин тонический стих. Остальные же особенности жанра сохраненены в неприкосновенности. К примеру, для былины («то, что было в старину») характерно отнесение сюжета в так называемое «абсолюное эпическое время». Читаем у Гайдара: «В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш-Кибальчиш». Книжка написана в 1930-х гг., поэтому война отгремела не так давно. Сказки тоже часто начинаются именно такими словами, но в них действие всегда - выдумано, былины же повествуют о том, что якобы было (само название жанра говорит об этом). Для былин также характерны повторения, вроде таких: «- Эй, вставайте! - крикнул всадник. - Было полбеды, а теперь кругом беда. Много буржуинов, да мало наших». Как вы помните, сцена с всадником повторяется трижды.


  • Рисунки Ю.Райнера.©

    «Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды. Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию». Интересно - действие происходит в некоей сказочной стране, но звать на помощь там принято реальную Красную Армию, находящуюся за пределами этой сказочной страны. В русских былинах наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. Вот и в былине про Кибальчиша вымысел и реальность переплетены.

    Слово буржуин - по конструкции напоминает традиционные «Тугарин-Змей» и прочие пакости, заканчивающиеся на -ин. Что характерно, буржуин - проклятый. Этот эпитет встречается в произведении несколько раз. Устойчивость эпитетов - тоже признак былины.

    Вот интересные моменты из гайдаровской былины: «Заковали Мальчиша в тяжёлые цепи. Посадили Мальчиша в каменную башню». «Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией Сорок Царей да Сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?».


  • Рисунки В.Лосина.©

    В былинах часто используются сравнение с силами природы - с «ветрами буйными», с «красным солнышком» и так далее.

    «А видели ли вы проливные грозы в сухое и знойное лето? Вот так же, как ручьи, сбегая с пыльных гор, сливались в бурливые, пенистые потоки, так же при первом грохоте войны забурлили в Горном Буржуинстве восстания, и откликнулись тысячи гневных голосов и из Равнинного Королевства, и из Снежного Царства, и из Знойного Государства». Кстати, иллюстраторы, рисуя образ Главного Буржуина, не всегда использовали образ Чемберлена. Частенько он выступал в маске эдакого Идолища Поганого, не человека, а Quasi modo. Или буржуинские солдаты, которые часто - с рогами на касках. Я не склонна считать, что иллюстраторы подразумевали рогатые шлемы древних галлов и таким хитроумным способом намекали на французское происхождение господ-интервентов. Просто черти и прочая нечисть у нас всегда ассоциируется именно с рогами.


  • Рисунки В.Лосина.©

    ...Кстати, что такое «Кибальчиш»? Скорее всего, это препарированная фамилия Кибальчич. Кстати, это было целое семейство дворян-революционеров. Николай Кибальчич был народовольцем, его родственник - Виктор Кибальчич (современник Гайдара) работал в Комминтерне. Кстати, отец Виктора тоже не был чужд революционной деятельности. В общем, как в сказке - целая семья бойцов. Почему Гайдар взял за основу именно эту фамилию - неясно. Такой вот получился Кибальчишевич (по аналогии с уже упоминавшися лермонтовским опричником Кирибеевичем).
    Кстати, в своё время я читала удивительный анализ этой сказки-былины, доказывающий, что это - типично религиозный текст о житии святого мученика. Там даже проводится аналог Плохиш = Иуда. Ведь оба они предали не за идею, а за «бочку варенья да корзину печенья», стоившие ровно 30 серебреников.


  • Кадры из фильма 1964 года. В Роли Плохиша - Серёжа Тихонов.

    Зачем Гайдар это написал? Если считать это «религиозным текстом», то явно для того, чтобы заполнить «свято место», которое запустовало после начала антирелигиозного мракобесия в СССР. Как только общество начинает отвергать одних богов, ему тут же требуются новые боги. Атеизм - это самое нелепое, что можно себе придумать. Человек не может быть атеистом и Советская Власть это понимала. Потребовались новые святые, новые легенды. Что характерно, Сказка о Мальчише популярна до сих пор, тогда как «Военная тайна», произведение в которую эта сказка композиционно включена, довольно быстро была забыта. Её и в моём детстве читали неохотно. В отличие от «Кибальчиша», на котором буквально воспитывали целые поколения.


  • Кадры из фильма 1964 года.

    Фильм С.Шерстобитова, вышедший на экраны в 1964 году, довольно часто показывали по ТВ, в том числе и в рамках программы «В гостях у сказки». Эта кинокартина заслуживает отдельного разговора, ибо в ней много шедеврального. К примеру, образ Плохиша в гениальном исполнении Серёжи Тихонова. В отличие от канонического Кибальчиша, кино-Плохиш - реальный, живой персонаж, который до того омерзителен, что уже...прекрасен. Его линия - самая интересная в фильме, как это часто случается с отрицательными персонажами. Видеофрагмент с Плохишом.


  • Кадры из фильма 1964 года.

    Интересна также трактовка буржуинов. Я бы охарактеризовала это, как карикатуру на Антанту плюс «Белая Армия, Чёрный Барон». Интересно, что они несут какие-то стилизованные прусские знамёна - с орлом и вообще иной раз солдаты Буржуина смахивают на кайзеровских. Всё это напоминает фильм «Если завтра война». Что характерно, Буржуинство нарисовано очень красивыми штрихами. Если не брать во внимание малопривлекательные физиономии персонажей, то возникает то же любование формой, какое впоследствии случится с «17 Мгновениями весны». Красивое, графичное сочетание чёрного с белым, манящая эстетика зла и прочее. И Плохиш, который выруливает на дворцовую лестницу в красивом костюме, полученном взамен деревенской хламиды с вечно падающими штанами. Типично для советского кино про войну - драные, босые люди против красиво марширующих колонн.


  • Кадры из фильма 1964 года.

    Что интересно, сегодня многие люди благосклонно относятся к поступку Плохиша - он выбрал еду и довольство в обмен на такую «мелочь», как Родина. Это типичный взгляд так назваемых национал-либерастов и прочих друзей дедушки Гитлера да батьки Власова. Вот типовой пример вышесказанного. Ну, да ладно - у каждого своя правда и свой взгляд. Помню также одну любопытную статью, где 1990-е годы называют «эпохой Плохишей» с её раболепным западничеством и лизанием задницы капиталистам - за бочку варенья/корзину печенья. В общем, как любая талантливая вещь, сказка-былина Аркадия Гайдара может быть трактована всяко-разно, в зависимости от убеждений, интересов и приоритетов автора.

  • Вопрос Дорогим Читателям: А Вы читали (будете читать) своему ребёнку эту сказку?


  • Рисунки И.Семёнова.©

  • Полностью просмотреть довоенную книжку можно ТУТ

  • На десерт - отрывок из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише»



  • Tags: Иллюстрации, Кино, Литература, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 207 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →