Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:
  • Music:

1980-е - эпоха анти-женственности.

  • Эта статья опубликована в сокращённом варианте на одном из популярных сайтов - «СВОБОДНАЯ ПРЕССА».

  • В 80-е годы прошлого столетия авторы статей часто поднимали тему «Женственность современных женщин», вернее так - её отстутствие. Статьи строились примерно по такой схеме - сначала письмо какой-нибудь Тани Ивановой из Вологодской области, затем - тревожные «сигналы», подмеченные самим автором, а уже следом - неутешительные выводы из серии «А как же хрупкие, но стойкие декабристки? Как умели они совмещать подлинную женственность с непреклонной решимостью?» и тэ-дэ. Письма Тань Ивановых были примерно такого содержания: «Почему современные парни не ценят в девушке икренность, естественную красоту и знание стихов Блока, тогда как вовсю котируются грубость, джинсы и сигарета в зубах?!» Иной раз авторы пытались защитить модных-грубоватых девушек - мол, это всё затем, чтобы привлечь к себе внимание, а так они милые и тихие, не меньше, чем Таня Иванова из Вологодской области с её Блоком и естественной красотой. А вообще - бороться за женственость в 80-е годы было бесполезно. И не только в СССР, но и вообще во всём мире. Ибо действительно котировался анти-женственный стиль поведения и стиль одежды.


  • Геометрический стиль 1980-х.
    Материалы из журнала «Работница». №10. 1987 г. и «Крестьянка» №5. 1987 г. ©.


    Так, в начале вышеуказанного десятилетия в западном мире возобладал так называемый yuppie-style: стремление к успешности, к карьерным высотам, к стиранию граней между мужскими и дамскими привычками в работе, в быту, в сфере личных отношений. Так, идеалом яппи сделалась спортивная, сексуально-раскрепощённая трудоголичка, которой гораздо интереснее руководить отделом, нежели пеленать младенца. Американские и европейские женщины-яппи по своей сути принимали мужскую модель поведения - завоёвывать, подчинять, выбирать, и простите за выражение - трахать понравившегося... Другую «грань» этого явления рекламировали девчонки-оторвы, типа молоденькой Мадонны - никакой офисной карьеры, зато - драные джинсы, агрессия, кожаная куртка, взятая напрокат у знакомого пацана. Был ещё и третий вариант - затрапезно одетая, нечёсанная и толстая женщина-феминистка - умная, политически грамотная, с интеллектом от Баха до Фейрбаха. Условно говоря, женщина встала рядом с мужчиной, вернее приняталсь играть в мужчину, ибо, да простят меня феминистки: не вполне баба - это ещё не мужик.


  • Городская зарисовка из журнала «Работница». №6. 1987 г. ©.
  • Материалы из латышского журнала мод 'Rīgas Modes'. Осень. 1987 г. ©.

    Мировая мода откликнулась на это «движение» женщин - в середине 80-х появились квадратные пальто, мешковатые клетчатые штаны, длинные свитера и полусапожки на плоской подошве. Во второй половине десятилетия модельеры предложили претенциозные, приталенно-сексуальные вещи с расширенной линией плеча, туфли на агрессивной шпильке и ажурные колготы. Женщина в этом наряде демонстрировала себя, как привлекательную, зазывающую особу. На одну ночь. А не на всю жизнь. Косметика год от года становилась ярче, вульгарнее и конкретнее. Типичной иллюстрацией к этому явлению можно назвать клип певицы CC Catch - 'Strangers by night'. Девушка, работающая в преуспевающем офисе, вечером надевает кожаную куртку с шипами и такие же порты, а потом идёт сидеть у стойки бара с кавалерами. Красива, одинока, готова к приключениям. Идеальный силуэт женской фигуры десятитлетия близок к мужскому - высокий рост, очень широкие плечи, узкие бёдра, длинные мускулистые, но худые ноги. Асексуальность мужественных форм стало принято уравновешивать силиконовыми «достоинствами». Типичный вариант - киноактриса Бригитта Нильсен. Она была похожа на красивого мужчину, которому зачем-то приделали громадную грудь. Ну или вот - вид сзади. Это на Западе. А что же в Советском Союзе?


  • Из латышского журнала мод 'Rīgas Modes'. Осень. 1987 г.
  • Фрагмент статьи из журнала «Работница». №11. 1987 г. ©
  • Эскиз костюмов из журнала «Крестьянка». №11. 1991 г. ©

    В СССР была, разумеется, своя специфика, но результат был всё тем же. По вполне понятным причинам у нас не было женщин-яппи, но у нас были так называемые деловые женщины. Они en masse не выглядели моложавыми красотками-шефинями, не носили ярко-зелёные плечистые пиджаки с сумками из крокодиловой кожи. Но эти самые деловые женщины, не меньше чем их западные коллеги, ощущали себя этакими мужиками в юбках. Просто формы выражения у них были иные - строгие костюмы неброских цветов, глухие вороты, папки с документами под мышкой, запах сигарет и никакого маникюра. Женщина-товарищ, отдающая себя Большому Делу. Не карьере, а именно - делу. Плюс ко всему наши женщины-начальницы, как правило, были замужними и детными. И, увы, бывали вынужены совмещать тяжёлый руководящий труд с изнуряловкой на кухне. Наверное именно поэтому в СССР с таким умилением была воспринята информация, что сама Маргарет Тэтчер жарит мужу картошку. Была даже такая фотка - великая Марго в фартуке у плиты. На мой взгляд, это была pr-акция партии тори, не более того. Западные бизнес-леди любого ранга старались минимизировать общение с кухонно-хозяйственными принадлежностями, в отличие от наших. Детей они тоже заводили, как можно позже, когда карьера более-менее бывала налажена. В СССР женщины (даже с видами на руководящие роли) старались выйти замуж, как можно раньше.


  • 1 и 3 - странички из каталога «Внешпосылторга». 1987/1988 гг. ©
  • В центре - фото из журнала «Работница». №7. 1986 г. ©

    С другой стороны, в СССР проникали западные моды - все эти могучие плечи, ярые начёсы, квадратные клипсы. Типичная фраза из дамского журнала: «В моде спортивный и спортивно-деловой стиль». Как известно, одежда влияет на наше поведение - в джинсах мы одни, а в платье с кружевным воротником - совсем другие. Так, девушка в ярком свитере с ассиметричными вставками, в варёной джинсе и в остроносых полусапожках на плоской подошве инстинктивно не может совершать плавных телодвижений - всё её существо стремится к резкости, к жёсткому танцу, к пацанскому стилю поведения. И к дракам за кавалера. Девушка в кринолине ждала, что её завоюют, приголубят, а если надо - за неё подерутся. На дуэли. Девушка в варёнке не умела ждать, она сама брала всё нужное. И если на это самое «нужное» находилась ещё охотница, девушка в варёнке выдирала космы своей сопернице. Девичья агрессия 1980-х была просто беспрецедентной - дерущаяся девица была чем-то, вроде концептуального приложения к любой дискотеке. Раньше кавалеры дрались на шпагах после бала, в 80-х дрались дамы и прямо на балу. Кроме уведённых кавалеров, причиной конфликта могло быть, что угодно - непонравившаяся рожа, слишком крутые (читай - вызывающие) шмотки соперницы, то что девушка новенькая на этой дискотеке (или в группе училище).
    -Ты чё тут?!
    -А ты чё?!

    И пошла месиловка.


  • Страничка из журнала «Работница». №9. 1988 г. ©
  • Фото из журнала «Огонёк». №? 1987 г. ©
  • Приложение к журналу «Крестьянка». №4. 1986 г. ©

    Многие из тех, кто сейчас критикует современную молодёжь, вероятнее всего, забыли, что юная поросль 80-х была ой-ёй, какая непростая. И девушки, которые сейчас мамы 15-летних дочерей, тоже были не Принцесами Грёзами и не Дюймовочками. Очень часто, если девушка не курила и не красилась, она в компании считалась несовременной. Если носила не кроссовки с мешковатыми штанами, а какие-нибудь туфельки-балетки - тоже самое. Очень распространённая картина: сильно крашеные девочки стаей сидят возле подъезда, с магнитофоном и курят. Часто они скрывали за развязностью и хамством - одиночество, неуверенность в себе, невостребованность «в качестве женщины». Зато именно тогда этот типаж стал востребованным в качестве «героини нашего времени». Маленькая Вера - девочка-оторва из задымлённо-загаженного провинциального города. (На деле, Мариуполь-Жданов, где снимался этот эпохальный фильм, не был настолько ужасен, как то было показано в кадре. Василий Пичул намеренно сгустил краски, чтобы шокировать зрителя).


  • Приложение к журналу «Работница». №11. 1984 г. ©
  • Фото из журнала «Работница». №4. 1987 г. Обратите внимание на подпись...! ©
  • Мадонна-1983!

    Так вот, девочка Вера - это некий антипод...женщины. Неряшливая в быту (вспомните её домашний прикид), грубая, сексуально-распущенная, пьёт-курит. На этом фоне её «семейная жизнь» с Серёжей смотрится, как нечто инородное. Такая девушка не может быть женой! Однако автор показал, что внутренний мир таких девушек несколько сложнее, чем кажется. Они - дети своей эпохи, дочери вечно-занятых мам и вечно-пьяных отцов. К тому же, не стоит забывать, что 80-е годы были временем тотального цинизма (если Вы не были таким - поздравляю). Молодые люди носили на себе маску цинизма, чтобы не быть заклёванными. И девушки - тоже. Кстати, бывали случаи, когда парень бил девчонку. В этой связи мне вспомниаются рассказы, напечатанные в 1987 году в минском юношеском журнале «Рабочая смена» (он затем был переименован в «Парус», а потом вообще куда-то исчез). Так вот, это были рассказы девушки по имени Елена Кузьменок и все они были, по сути, об одном и том же - о девушках, живущих по волчьим законам.


  • 1-2 - материалы из латышского журнала мод 'Rīgas Modes'. Осень. 1987 г. ©
  • Приложение к журналу «Работница». №10. 1987 г. © Мужская мода. Точно так же одевались и девушки.

    Вот кратенькое содержание этих рассказов. К примеру, история оторвы-старшеклассницы, которая побила такую же пацанку, а потом - огребла по мордасам от приятелей побитой (причём, от приятелей мужского пола). Всё. «Как можно?» - спросите Вы. А так. Если девушка одета в кроссовки, стрижена какими-то пёрьями и дымит как паровоз (в данном случае девушка курила сигареты «Космос») - парни реагируют на такую деву, как на «равную себе», то есть как на пацана. Или вот зарисовка из жизни девочки-из-бара, которая, увидев среди посетительниц новенькую, даёт ей в сортире пощёчину, ибо та - лохушка (к тому же пришла с бывшим парнем главной героини). А потом знакомится с симпатичным иностранцем, спит с ним потому что понравился, а когда тот даёт ей плату за любовь, кидает ему в лицо эти 25 рублей (при среднестатистической зарплате 120-140 руб. в месяц). Третий рассказ - о том, как две девчонки ходят на вокзал (не снимать клиентов, а просто от неча делать). Чем закончилось - не помню. Все эти девочки - больны на всю голову, вернее так - изуродованы. Увы, в СССР (и в других странах - тоже, но не о них речь) ничего не делалось для воспитания в девочках именно женственности. Разговоры об эмансипации, о сильной женщине, о равноправии «забивали» всё и вся. Да, много писалось о макраме и вязании, о счастливом материнстве и домашних обедах. Но это было второстепенно, ибо сначала завод, коллектив, партсобрание. Результат - маленькая Вера, мать которой потеряла всякий женский облик. Этакий придаток к станку. Привлекательная внешне психология унисекса, поразившая весь мир, приводила и приводит к печальным последствиям: женщины грубеют, мужчины - самоустраняются...


  • Tags: 1980, История моды, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 266 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →