Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Возник сюжет о Третьем Рейхе.

  • Недавно во френдленте я увидела интересный диалог на тему «Какой фильм вы хотели бы увидеть из ещё не снятых (или вообще не снятых)?» - речь шла вовсе не о тех кинокартинах, которые уже готовятся к съёмке, не к тем, которые были положены на полку ещё на стадии сценария, а именно о не снятых, не задуманных в принципе. Я ответила, что мне было бы интересно увидеть экранизацию «Консуэло» Жорж Санд, которую почему-то никто до сих пор не снял, хотя другие женские романы - будь то «Анжелика», «Джейн Эйр» или, скажем, «Гордость и предубеждение» были явлены не только читателю, но и - зрителю. А ещё я бы хотела увидеть никем ещё не задуманный фильм о судьбе классического музыканта в Третьем Рейхе. У меня возник даже примерный сценарий, основанный на восприятии фильмов «Пианист», «Лили Марлен», «Список Шиндлера», «NAPOLA». Чтобы проиллюстрировать свою мысль, напомню о некоторых реалиях Третьего Рейха. Известно, в нацистской Германии придавалось большое значение изучению классического наследия. Особенную любовь нацисты питали к музыке XVIII века и вообще к этой галантной эпохе, к её эстетике, литературе, философии. Как же? Лейбниц - Моцарт - Фридрих Великий и вообще, Германия тогда экспортировала музыкантов, академиков и принцесс по всей Европе.


  • Реклама фильма об одном из сыновей Баха (Вильгельм-Фридеман Бах)..
  • Реклама фильма о Моцарте «Маленькая ночная серенада».
  • Реклама фильма о Шиллере «Триуф гения».

    Звезда гитлеровского кинематографа Ольга Чехова писала в своих мемуарах: «Приём в Шарлоттенбургском дворце был дан Герингом… В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствующие были в костюмах времен Фридриха Великого. После ужина я сидела с королевской парой в саду - говорили о моих фильмах, гастролях и о Московском Художественном театре…» И это - самое непостижимое. Жестокость «объяснима», когда в обществе царит отупляюще-развлекательный фон - у человека попросту притупляются понятия о морали. Но в Третьем Рейхе фоном была самая высокая классика. Я это к тому, что не всё так просто в восприятии той эпохи. Гитлеру не был нужен «тупой, восторженный дикарь», как говорил Михаил Ромм. Гитлеру нужен был дикарь, знающий как звучит Бранденбургский Концерт №2 (фа мажор) и Бранденбургский Концерт №3 (соль мажор). Вообще, Ромм в своём фильме погрешил против истины, поместив в Главу «Искусство Третьего Рейха» каких-то кабареточных дебилок с толстыми ногами. Очень обидно для победителя. Нацисты пестовали классику, а не эстраду - они же считали себя наследниками общемировой культурной традиции, отказывая в этом большинству народов.



  • Открытки Третьего Рейха.

    Вот ещё одна показательная история. Старшая надзирательница Мария Мандель была знатоком хорошей музыки (не песенок про «майне либе - майне кляйне», а именно тех самых Бранденбургских Концертов). Так вот, она женском концлагере организовала профессиональный оркестр, встречавший людей у ворот лагеря лёгкой классической музыкой - Моцартом, Штраусом, Легаром. Оркестр был сформирован из заключённых, которым судьба «подарила» встречу с музыкально одарённой эсэсовкой. Руководителем оркестра была назначена полька София Чаковска, которую Мандель называла «моя Чайковская». А помните советский фильм «Мёртвый сезон» о том, как происходила поимка бывшего врача-убийцы? Одним из «пунктиков» эсэсовца была классическая музыка.

    ***

    На этом фоне мне представляется интересным такой киносюжет. (Я намеренно приблизила свой «сценарий» к тем образцам, которые уже известны зрителю).


  • Основные источники вдохновения.

    Итак, Геббельс и его команда решили устроить в Сан-Суси (или в Цвингере) колоссальную феерию Галатного Века с участием оперных и балетных коллективов Рейха. Разумеется, для избранных. Чиновники и придворные искусствоведы сбились с ног, изучая празднества Людовика XIV, Марии-Антуанетты, Августа Сильного и Елизаветы Петровны. Намечаются фейерверки (с горящими в ночном небе свастиками), оперные шоу и балетные выходы перед фасадами дворцов. Съёмка фильма «Триумф красоты» поручена одной продвинутой режиссёрше, в которой все узнают Лени Рифеншталь.
    Всю эту программу курирует некий эсэсовец (из интеллигентной и даже - дворянской семьи), но он сволота и садюга, этакий трепетный наци. Он вспоминает, что в одном из концлагерей содержится гениальный дирижёр еврейского происхождения, даже не столько дирижёр, сколько «душа оркестра», человек, чувствующий любой музыкальный звук. Его не уничтожают по причине особой одарённости - он руководит лагерным окрестром для развлечения коменданта-меломана.



    Эсэсовец решает на время репетиций и выступления освободить музыканта и использовать его талант в своих целях. Конечно, стилистика сюжета требует, чтобы эсэсовец домогался к молодой оперной приме, которая его презирает, а влюбляется, как раз, в еврейского дирижёра и ради его спасения решается переспать с эсэсовцем. Но это будет слишком тривиально. Я бы сделала так - все трое - Палач, Жертва и Равнодушная Звезда любят классическую музыку и «себя в искусстве». К тому же в этом фильме не должно быть эротики - совсем никакой. Эротика смазывает, скрадывает сильные ощущения от любой киноленты. Скажем так - она мешает. А тут главное - классическая музыка на фоне обыденности зверства. Скучно и тривиально выглядит нацист, поющий в пьяном виде: 'So woll'n wir uns da wieder seh'n!!! Bei der Laterne wollen wir steh'n!!! Wie einst Lili Marleeeeeeeen!!!' Это - мусор, быдлятина. А вот нацист с флейтой - это реально страшно. Этот - достойный враг, победа над которым дорогого сто́ит.



    Очень важны именно контрасты, которых, на мой взгляд, не хватает фильмам о Третьем Рейхе. Репетиция и постановка феерии может быть наилучшим антиподом той действительности, которая реализуется за стенами павильонов. Ну так вот, Певице, по большому счёту, всё равно, при каком строе петь. Третий Рейх её не особо устраивает, но она умело спасается во «внутренней эмиграции» - типичном прибежище интеллигента. Она уходит в мир клавесинных звуков, репетирует до потери сознания и не понимает своего брата - активиста и учащегося элитной школы NAPOLA. Для оперной дивы её Галантный Век гораздо более реален, чем колонны марширующих парней из Hitlerjugend у неё под окнами. Представляю такую сцену. Певица выводит рулады, а под окном шагают подростки и орут песню: 'Unsere Fahne flattert uns voran...!' Она гневно захлопывает окна и кричит: «Что за гадость они поют?! Какая примитивная музыка! И как громко!» И так во всём. Певица говорит эсэсовцу: «Какая безобразная на вас форма...»



    Хорошо себе представляю, как под влиянием дискуссий с Дирижёром, Эсэсовец постепенно становится если не врагом режима, то этаким Шиндлером и решает спасти родственников музыканта и ещё несколько человек. Звезда вообще тупит и страшно удивляется, когда узнаёт, что есть концлагеря. Кстати, это не персональная тупость конкретной интеллигентки - многие немцы и понятия не имели о том, что творится. Они просто жили. На мой взгляд, было бы интересно показать только репетиции шикарного шоу, но не само представление, ибо оно по идее не может состояться, ибо назначено на День Летнего Солцестояния 1945 года. Языческий праздник в декорациях Галантной Эпохи не состоится по случаю краха Третьего Рейха. Очень важны диалоги, посредством которых выявляется причина победы Гитлера: игра на исторической преемственности Рейха от королевской Пруссии. Мне бы хотелось, чтобы всё кончилось позитивно - Дирижёр выжил и после войны стал по-прежнему руководить оркестром, Эсэсовец осознал и проникся, а Звезда стала значительно лучше соображать.



    Разумеется, всё это может реализовать только хороший мастер, чтобы не получилось обыденного низведения к вульгарному «гламур-фашизму» с чёрными мундирами и пышногрудыми ариан-гёрлз. То есть человек должен одинаково хорошо чувствовать эстетику Галантного Века и Третьего Рейха, а подавая их на контрасте, создавать целостную картину. Очень хотелось бы увидеть, как в нацистской Германии реализовались проекты, связанные с классическим наследием не только в музыке, но и в кино, в театре. Ибо в условиях Третьего Рейха вся мировая классика становилась орудием борьбы идей (как, впрочем, и в СССР, когда Пушкина объявляли борцом с николаевским самодержавием). Так, нацистская концепция подразумевала, что Дездемона (в конечном итоге) поплатилась за совершённое ею расовое преступление, а чеховские герои так странно живут из-за своего «славянского хаоса» в головах.



  • Недавно нашла отрывок из фильма про Шиллера. Если бы я не знала, что он снят в Третьем Рейхе, ни за что бы не подумала. Ибо фильм - издёвка над классическим пруссачеством, из которого, собственно и вылупился Третий Рейх. Я не видела весь фильм, хотя он был в советском прокате в виде «трофейного» и следовательно хранится в фонде кинотеатра «Иллюзион». Но и этого отрывка достаточно - очень забавно, что авторы осуждают всё то, что было их реальностью, только в иных декорациях. Особо «доставляет» фрагмент, где юные офицеры плетут так называемые прусские косы.



  • Tags: 1930, 1940, XVIII век, Галантный Век, Кино, Пруссачество
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 125 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →