Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Телевещание Третьего Рейха - пропагандистский проект или развлекающий зомбоящик?

  • Многие из нас не любят телевидение и даже называют телевизор «зомбоящиком» - типа он зомбирует. Я не берусь рассуждать об этой удивительной особенности телевещания, я смотрю «Культуру» и несколько платных телеканалов, например «Ностальгию», «Звезду», «Мир» и так далее, а уж что там несут в себе телесериалы про убийства и офисную любовь, а равно как халтурное околоисторическое «мыло», я не знаю. Я почему говорю о телевидении? Во-первых, я собираюсь написать постинг о своетском ТВ - о ведущих, о передачах, о фильмах, которые все ждали и дружно смотрели. Во-вторых, я хочу вас познакомить с таким парадоксальным и любопытным, но, скажем так, не слишком симпатичным явлением, как телевидение в Третьем Рейхе. Общеизвестно, что Третий Рейх был технократическим государством, а с телевидением тогда «игрались» во всём мире. В те годы телевещание было чем-то, вроде экзотической технической штучки, в будущее которой мало кто верил.



    Считалось, что радио и газеты будут по-прежнему главными источниками информации - в силу их доступности большинству населения. ТВ было слишком дорогим удовольствием, а телепрограммы не могли соперничать в увлекательности с фильмами, демонстрировавшимися в кинозалах. Тем не менее, именно в Третьем Рейхе телевидение получило если не массовое распространение, то хотя бы задумывалось, как массовое. Те немногочисленные кадры, которые мне удалось увидеть в фильме 'Television Under The Swastika', говорят о том, что нацистский «зомбоящик» задумывался, как сугубо народное зрелище для людей с низким уровнем умственного развития. (Фильм выложен в Сети на английском языке). Так вот, наци-ТВ выпускало в эфир новости, эстрадку, нечто вроде советской производственной гимнастики, каких-то поющих пейзан... В Третьем Рейхе, как и в СССР, существовала строгая иерархия жанров, так вот нацистское ТВ, судя по всему, изначально не было рассчитано на аристократию и разночинную интеллигенцию. Возможно, я ошибаюсь, и в будущем фашисты создали бы телепрограммы для умных, но из того, что сохранилось, этого сказать нельзя.


  • На открытках - одна из первых теледущих Эльза Эльстер.

    В немецком языке есть слово 'Fernsehen' - буквально «дальновидение». Так уж пошло с времён Третьего Рейха, когда предпочтение отдавалось «исконным немецким словам», а не международным, привычным во всём мире. Руководство телевидением было поручено управлению Рейхс-почтой, ведавшей технической стороной передач. Телевизоров было мало, зато существовали специальные теле-салоны, нечто вроде тех видеосалонов, которые имели место в перестроечном СССР. Так вот, в эти теле-салоны вход был бесплатным. Что это означало? Нацисты очень быстро поняли, что теле-ящик имеет большие возможности по части пропаганды и старались внедрить его в массы. Во-первых, прямой эфир. Где в кинотеатре можно увидеть прямой эфир? Конечно, перед каждым сеансом крутили общеобязательный еженедельник 'Die Deutsche Wochenschau', но всё это были новости вчерашнего дня в прямом смысле этого слова. Да, по радио можно услышать любую новую информацию, но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот 'Fernsehen' и было одной из пропагандистских задумок немецких нацистов. Интересно, что наци-телевидение не было коммерческим, его основная задача - «чтобы Фюрер вошёл в каждый дом».



    Руководство Рейхспочты даже представило Гитлеру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В 1936 году, в год проведения берлинской Олимпиады для демонстрации состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop. Зрители могли наблюдать за ходом Олимпиады из этих самых телевизионных салонов. Специально для Олимпиады в помещении министерства Рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен большой экран для 300 зрителей.

    В 1937 годe начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель проложили между Берлином и Нюрнбергом, на экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Всё это подавалось, как лёгкий жанр, чтобы люди не уставали от просмотра. Первоначально на ТВ цензура была довольно мягкой. К примеру, бытовали даже примитивно-оглуплящие ток-шоу. Так, в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?» Потом, с началом войны, всю эту вольницу прикрыли и отдали эфир патриотическим программам.


  • Кадры из нацистских телепрограмм.

    Интересно, что жена Геббельса - Магда Квандт, женщина не слишком интеллектуальная, но крайне практичная, очень быстро просекла те преимущетсва, которые даёт ТВ для пропаганды идей. Она принялась обращаться в самые разные инстанции, чтобы ей выделили средства для устроения теле-комнат для женщин. Эти «красные уголки» должны были располагаться при специализированных прачечно-бытовых центрах. То есть дамчоки пойдут сдавать свои шмотки в стирку, заодно и телевизор глянут. Однако эта идея не получила поддержки. Кроме того, супруга министра пропаганды имела много задумок относительно развития телевещания.

    Вот примерная разработка Магды. Насколько эта инфа соотсвествует реальности - не берусь судить. Но взято отсюда... То есть, примерно так должна была выглядеть ТВ-программа, если бы усилия Магды увенчались успехом.
    14.00 – Новости («Моя Германия»).
    15.00 – «Час молодой матери».
    16.00 – Виды города Парижа. История.
    17.00 – Новости (Германия и Европа).
    17.30 – Час музыки, фортепианный концерт.
    18.00 – Актеры Эмиль Янингс и Лил Даговер о работе в новом кинофильме, репортаж со съемочной площадки.
    19.00 – Телевизионный исторический фильм.
    20.00 – Новости («Моя Германия»), сокращенный повтор программы.
    20.30 – Национальный фольклорный праздник, кинохроника.
    21.00 – Полчаса музыки, отрывки их опер и оперетт.
    21.30 – «Перед сном: читаем нашим детям».



    ...Помнится, по какому-то центральному каналу показали фильм «Телевидение для Гитлера. Неудавшийся эксперимент», но, поскольку первые минут 20 диктор завораживающе рассказывал о мистически-гипнотической сути Гитлера и прочих разработках Ананербе, мне стало дико скучно и я прекратила просмотр. Было обидно, что вместо технической стороны вопросы втюхивают всю эту ахинею про оккультизм и какие-то особые...«тибетские трубки», при помощи которых якобы снимали даже расстрел зятя Гитлера - Фегеляйна. В общем, очередная жвачка для попкорновцев и сникерснутых. На самом деле, тема чрезвычайно интересная, и тема страшная. Страшная, прежде всего тем, что в Третьем Рейхе работали невероятно умные и дальновидные люди, имевшие научные степени и могучий интеллект. Но он, в конечном итоге был направлен на реализацию убийственных проектов, которым, к счастью, было не суждено воплотиться в жизнь.

  • Основной источник информации - тут.
  • Посмотреть теле-выступление актрисы Ильзе Вернер.

  • А вот небольшой фрагмент из англоязычного фильма 'Television Under The Swastika'. С переводом.



  • Tags: 1930, 1940, Кино, Пруссачество
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 162 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →