Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

А ну-ка, девушки...!

  • Мне тут перепало несколько старых номеров 'Burda Moden' - из тех далёких 80-х и в связи с этим захотелось вспомнить о таком интересном социокультурном явлении, как эталон красоты в застойно-перестроечную эпоху. Как он формировался у детей, у подростков, у более взрослых людей. Какую роль играли западные журналы мод и каталоги? Почему фомирование вкуса развивалось именно таким образом?
    Вот сейчас много говорят о том, что на постсоветском пространстве бытует настоящий культ лощёно-гламурной привлекательности, стройности и моложавости. Мол, в Америке и то не так, не говоря уж о Германии или Финляндии. Я полагаю, что корни этого явления надо искать в советском прошлом.



    ...Если на Западе журнально-модно-модельный бизнес был частью жизни общества (хочешь - принимай, не хочешь - игнорируй), то в СССР всё это априори было чем-то не вполне советским. К этой сфере относились с официальным пренебрежением, не запрещая и не поддерживая. Девушка - манекенщинца? Позор семьи! Модельер? Хорошо, но есть много и других, более высоких призваний. Почему бы не стать геологом? Маникюрша? Ну ты хоть не говори это при моей бабушке! Наври, что пишешь диссертацию на тему «Рефлексия ластоногих». В общем-то, приоритеты расставлялись правильно - с точки зрения Общества. Без манекенщиц Общество не перестанет функционировать, без геологов или там вагоновожатых жить сложнее.

    Но люди так уж устроены, что в большинстве своём они любят красивую жизнь, всю эту dolce vita с коктейлями и бриллиантами (лучшими друзьями девушек). Если в обществе идёт пропагада аскезы и отказа от роскоши (читай - от буржуазных ценностей), то в этом случае нужна Красивая Цель, ради которой можно совершить Великий Отказ. Так, в эпоху Сталина и в романтичные-шестидесятые это работало - Коммунизм - Мировая Революция - Победа - Космос были априори важнее и прекраснее, чем заокеанские жвачки с заокеанскими тёлками же. Но чем меньше было веры в этот самый Коммунизм, чем менее привлекательной казалась романтика дальних странствий (с рюкзаком и гитарой), тем громче становились «вражеские голоса», предлагавшие чуждую dolce vita.




    Ну так вот. Все эти изумительно-стройные, напомаженные тётки с вечно-молодой кожей и вечно-прокрашенными ресницами были частью той самой dolce vita, которая казалась недосягаемой, желанной, подлинно западной. В эпоху Застоя-Перестройки у многих моих подруг были каталоги мод, привозные журналы или даже буклеты промышленных выставок. И везде были те самые тётки. Мы их вырезали и клеили в песенники. Приклеивать наших моделей из «Журнала мод» или из «Силуэта» считалось некомильфо. Помню одну фразу: «У них же советские лица!» На мой взгляд, тут дело было не в лицах и даже не в костюмах, а в качестве полиграфии.

    Разве можно было сравнить тонкий, глянцевых листик швейцарского каталога, с его яркими красками, чёткими контурами и грамотным расположением материала с грубой бумагой наших журналов? О красках я вообще молчу. В те времена было принято считать всё заграничное - качественным, в том числе и заграничных женщин с их узкими бёдрами, зубастыми улыбками и маникюром. То, что это - не Запад, а лишь его фасад, никто как-то и не задумывался. Только те, кто подолгу жили в капстранах, знали, что большинство американских-английских-немецких женщин гораздо реже смотрятся в зеркало, чем надо бы. Что Америка - страна жирных женщин, а знаменитый «французский шарм» - это не меньшая сказка, чем таинственная «русская душа».



    Большинство людей, никогда не видевших парижскую толпу или работниц лондонских офисов, искренне полагали, что на Западе все женщины такие, как в каталоге. Западная красота была одной из лакомых долек запретного плода. Как изображали в советских журналах плохую женщину? В виде красотки буржуазно-западного типа - в том понимании, как это было принято здесь. Вот, к примеру, карикатура из журнала «Крокодил» за 1986 год.
    Кто были основные потребители этого «яблочка»? Дети, подростки, юношество. Взрослые люди имели свои, сформированные в послевоенные годы, представления. От них чаще всего можно было услышать фразу: «Что за драная кошка?» Это о какой-нибудь cover girl, чьё личико украшало мой песенник.

    В отечественных журналах пропагандировалась скромность, которая, якобы, лучше всего украшает девушку. Ещё много писалось о некоем исконном-русском-типе-красоты.
    «Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц...»

    Как же нас доставали эти строки Некрасова! Помню году этак в 1986-м статью о том, что раньше девушки на Руси плыли лебёдушками, а теперь - даже не идут, а «чешут» и «кандыбают» с целью «прошвырнуться». И ещё - русская красота - это красота покоя, несуетная и величавая. Всё это или проходило незамеченным или раздражало - именно тем, что оно было чем-то общеобязательным. А эти обложки женских журналов, куда помещались работницы заводов и фабрик...!


  • Отечественная 'Burda Moden' конца 1980-х.

    Большинству хотелось запрещённого или нежелательного. Поэтому когда в СССР началось официальное разрешение западных ценностей (например, начали проводиться конкурсы красоты) все как с цепи сорвались. Погоня за 90-60-90 стала чем-то, вроде общеобязательной процедуры. К тому же по времени это совпало с пиком так называемой «Эры супер-моделей», когда мировую моду и стиль стали диктовать именно десяток топовых моделей, а не киноактрисы, как раньше.

    Так вот, это следование журнально-подиумным образцам и было реакцией на многолетнюю аскезу, на этих «женщин русских селений» с лебёдушками и коромыслами впридачу. Противопоставление манекенщицы - доярке и кочегарке не принесло ничего позитивного. Просто с конца 1980-х профессия манекенщицы сделалась одной из самых престижных - просто на контрасте. Всем захотелось быть, как «там», а там все женщины блюдут фигуру и улыбаются 24 часа в сутки. Не мог же тот каталог так нагло врать?!


  • «Московская красавица-88» Маша Калинина.

    Быть похожей на модель из журнала - это означало не быть «совком». Я хорошо помню странные требования при приёме на работу 1991-1995 гг. (потом это как-то исчерпало себя): «Европейская внешность» (sic!). Лично я почему-то представляла себе сухощавую, рыжеватую девушку в британском духе, одетую во что-то скромно-клетчатое. На деле, это требование заключало в себе глянцевую ухоженность, граничащую со свободой сексуальных отношений. Странный разброс мнений, не правда ли? Я ещё тогда подумала, какое отношение к Европе это может иметь? Потом поняла - это всё продолжение тех каталогов!

    А если глобально, то это последствия того, что в эпоху Застоя-Перестройки на словах продолжали воспитывать Человека Будущего, а на деле пестовали потребленца, но при этом он не мог получить желаемое. Это аукнулась невозможность купить себе помаду «своего» цвета (а не ту, которую «выбросили» в ГУМе), это последствия бессилия легпрома и беспомощности служб быта (куда входили и парикмахерские). Тут что-нибудь одно - либо с рюкзаком в Космос, либо с каталогом на тахте. А пока...Пока ещё довольно долго глянцевая наружность будет аналогом цивилизованности и западности, пока, вероятно, не перемрут все девочки-мальчики, листавшие в 1984 году каталог 'Quelle'...

  • P.S. Читатели пишут, что я стала постить слишком маленькие картинки...! Дело в том, что вы не до конца открываете иллюстрации. Эти превьюшки ведут не к конечному формату, а к следующей превьюшке - untitled picture. Жмите дальше - откроется большая.



  • Tags: 1980, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 152 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →