Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

  • Mood:

Детский мир. Часть II. Песенник и анкета.

  • Барышни XIX века писали стихи в альбом, клали меж страниц засушенные цветочки, рисовали вензельки тайных возлюбленных и вообще - упражнялись в посильном творчестве.

    «Конечно, вы не раз видали
    Уездной барышни альбом,
    Что все подружки измарали
    С конца, с начала и кругом».


    Девочки 70-80-х годов XX века вели песенники и анкеты, которые, по сути, были логическим продолжением тех самых альбомов. Среди моих знакомых девочек песенники были всех, анкеты - примерно у половины (это надо было ещё иметь смелость подсунуть вопросник всему классу). Песенники оформлялись дома, анкеты заполнялись, как правило, на уроках, важность которых признавалась несущественной. Было высшим позором, если анкету отнимали преподы - теперь (ужасссс!) они могут узнать о нас всё! Другим местом для заполнения анкет были физкультурные раздевалки.


  • 1 и 3 - картинки из моего песенника, вырезанные из каталога мод.
  • Что в центре? Об этом - далее...

    Разговор о песенниках и анкетах я начну с небезынтересной для бытописателя зарисовки. В 1984 году мы купили в «Берёзке» японскую скатерть на кухню - вон тут зелёную, с каким-то существом и надписями. Тогда были в моде такого рода клеёнчатые скатерти на подкладке, причём у них ещё были по краям какие-то «резиновые» кружева. Ну так вот, одна девочка, прийдя ко мне домой, так пленилась этим чудом буржуйской обстановки, что попросила вырезать кусочек...для оформления песенника. Диалог был примерно таким:
    -Ну пожаааалуйста! Вон та же сторона примыкает к стене и её не вииидно!
    -Не даааааам!

    Но идея мне понравилась. В конце-концов я (оставшись одна) втихаря вырезала этот кусочек, который, разумеется никуда не приклеился. Да. Для качественного заполнения песенника были важны именно «буржуйские» картинки из каталогов, журналов, каких-нибудь буклетов и т.д. Помню, у меня был буклет с промышленной выставки, в которой участвовал «Зарубежтрансстрой». Представляте, да? Бетономешалки, экскаваторы, бульдозера́ всеразличные... Но! Там были целых 2 тётки и много-много красивых надписей по-аглицки. А ещё там имелась шикарная картинка - золотистая ручка, как бы парящая в Космосе. Счастье есть. Его не может не быть.


  • Не моё, но очень уж классическое.

    Итак, в хорошем песеннике всегда был титульный лист - его оформляли с особым тщанием. К каждой песне надо было подобрать красивую картинку, а если таковых не нашлось, то хотя бы - нарисовать сердечек, цветочков, звёздочек и прочей ерунды. Очень важным фактором было наличие фломастеров, причём особо ценились редкие цвета, вроде бледно-салатового или ядрёно-голубого. У меня, помню, были шикарные итальянские фломастеры 'Carioca' - там был даже какой-то болотно-золотистый цвет. Но и венгерские тоже были весьма недурны. Стоили они очень дорого, но это был настоящий праздник! А ещё девочки любили не просто приклеить картинку, а ещё и обвести её фломастером! Получалось некрасиво, зато мощно! Ещё следовало понаделать разных надписей, вроде Heavy Metall или AC/DC, Accept и так далее. Пространство песенника выдерживало всё. Ах да, большинство девочек приклеивали картинки ужасным канцелярским клеем, из-за чего все эти каталоговые тётки сморщивались и бугрились... Помню, мне мать сказала, чтобы я использовала клеящий карандаш, только мазать им надо было несколько раз, иначе не будет держаться.


  • Тоже не моё и тоже характерно.

    Большой популярностью пользовались иноземные комиксы, а также личные рисунки в комиксовом стиле. Помню, как девчата рисовали кошечек и зайчат с круглыми глазами, в бантиках, каких-то девочек с крохотными ртами и преувеличенно длинными ресницами (этакое детское анимэ) и прочих, как теперь говорят, «няшных» персонажей. Что касается меня, то я всегда рисовала что-то своё. Помимо каталоговых тёток, в моих тетрадках были принцессы, очень часто нарисованные прямо ручкой (на уроке). Я также очень любила делать красивые надписи и довольно рано отошла от фломастерной эстетики. В 6-7 классах мои песенники/анкеты были оформлены в чёрно-белой гамме, ручкой и простым карандащом. Многие считали, что это - мрачно. Помню, одна учительница подумала, что у меня - драма в семье, раз я рисую в такой гамме. Сейчас сказали бы - «готичненько» и не лезли бы в семейную жизнь.


  • А вот это уже моё. 1 и 3 - 6 класс, в центре - 8 класс.

    Что ценилось при создании песенника? Ну, оформление - само собой. Но содержание, оно, было немаловажно. Самым шиком были тексты иноземных песен. У меня была, к примеру, 'SOS' от 'ABBA', которую я переписала из песенника одной старшей школьницы. У дачной подружки был 'Rasputin' - тоже знатная вещь. Но особую прелесть представляли собой тексты песен из индийского фильма «Танцор диско». Я помню пошли мы на него кучей, с магнитофоном 'Sanyo' - пока в метро ехали, на нас алчно косились какие-то юноши. Не на нас, понятное дело, а на мафон.

    ...Ну так вот, сели мы в первый ряд и принялись записывать песни. Потом приехали домой и стали расшифровывать слова. Прикиньте, писать русскими буквами весь этот, с позволения сказать, санскрит! Потом одна из наших девочек аккуратно переписала слова в свою тетрадку, а поскольку фильм был страшно популярен, то во время урока тетрадь стала ходить по рукам и в конечном итоге очутилась у преподши. (Её обозлило, что девочки на последней парте пытались мычать все эти песни). Так вот учительница, прочтя всю эту ересь, решила, что мы спятили. (Чтобы оценить степень нашего падения, я там приготовила фрагмент из фильма с той самой песней).


  • Мои карикатурки. 10 класс. 1988 год.

    Очень ценилось, когда в песеннике появлялась новая песня, которая только-только прозвучала. Тут же просили переписать слова. Отстоем считалось наличие в песеннике каких-нибудь сугубо «совковых» песен. Помню, как одну девочку высмеяли за наличие песни «Я не могу иначе», которую пела официозно-народная Толкунова. Помимо поп-музыки, в песенниках было много самого разного шансона, о котором я писала в предыдущем постинге. Кроме песен в этих тетрадках были «секретики» - особым образом свёрнутые странички. Как правило, там были сердечки с инициалами любимого мальчика и тому подобная галиматья. К примеру, запомнился такой стишок: «Кошка любит котика, птичка - соловья, мальчик любит девочку, а я люблю тебя». Также популярны были «гадалки» самого разного типа. Например, давался список цветов и каждому цветку соотвествовало то или иное значение. Типа, если любишь розу, то ты влюбчивая, если сирень - простодушная и так далее. Вот эти странички - это типичное для альбомов всех времён и народов. Потом девчата писали туда и стихи про любовь. Наибольшей популярностью пользовались произведения Н.Рубцова и Э.Асадова.


  • Моё дикое творчество. 1988 год.

    А ещё - всяко-разные пожелания, которые девочки писали друг другу. Как правило, всё вертелось вокруг любовной темы: «Меньше пудры, меньше краски, меньше строй мальчишкам глазки».

    Если увидишь стальные глаза, и улыбку сильнее магнита,
    Отойди, отвернись, не смотри на неё, пока сердце твоё не разбито!

    Девчонкой можно увлекаться, девчонкой можно дорожить,
    Но над ней нельзя смеяться, девчонка может отомстить!

    Не говори, что жизнь плохая, не говори, что трудно жить,
    Умей средь жизненных развалин бороться, верить и любить!

    ...Анкеты, в отличие от песенников, могли выглядеть неброско и непрезетабельно. Помню, одна популярная девочка сделала анкету вообще без оформления. Я, понятное дело, рисовала в анкетах разные глупости. Вопросы были самые разные - от «Какой ваш любимый фильм?» до «Кто из мальчиков (из девочек) тебе нравится?» Были и такие - «Какой должна быть девушка (юноша)?» Помню, в 7 классе один пацан написал в подружкиной анкете, что девушка должна быть «помягче», а парень... Там было так: три точки и слово «подлиннее». Мы поржали, а он потом выпросил снова анкету и совершенно зверски замалевал эти слова. Сты-ы-ы-ыыдно!


  • Буржуйские журналы - лучшие друзья девочек.

    В анкетах часто упоминались некие таинственные инициалы, которые было прикольно отгадывать. По ответам часто судили, современная ли девчонка или отстойная. Как правило, любимые фильмы - музыкальные группы и певцы совпадали у 90%. Я могла написать что-нибудь редкостное. Например, на вопрос «Ваш идеал», я всё своё детство писала - Маргарет Тэтчер. Я любила придумывать необычные вопросы, вроде такого: «В какую историческую эпоху Вы хотели бы попасть?» А ещё помню, как одна дачная приятельница (которой, между нами говоря, было тогда 12 лет) решила нас всех шокировать. Так, на вопрос, что такое счастье, она ответила так концептульно, что я до сих пор помню её ответ: «Это когда ты балдеешь в постели с тем, кого любишь». Неплохо для общества, в котором не было секса, isn`t it?! Там ещё много чего такого было (например «Любовь - это размножение»), но вот этот ответ переплюнул все остальные.

  • Уже в 1990-е в магазинах появились красочные ежедневники и альбомчики для девочек - какие-то розовые странички - анимэшные девочки - няшные котики - блескучие звёздочки. Не то! Всё это красиво и качественно, но оно не даёт никакого толчка к развитию творчества. Наши коряво-забавные тетрадочки были, на мой взгляд, произведениями искусства, этаким поп-артом эпохи развито́го социализма.

  • Не мои песенники были взяты с сайтов:

    *http://mysongbook.info/
    *http://site-nostalgy.narod.ru/folk.html
    * Посмотреть анкету , которую предоставила chaussss.

  • Так как постинг о девочковых альбомах получился дюже длинным, про любовь-морковь расскажу завтра. А на десерт - отрывок из фильма «Танцор диско».



  • Tags: 1970, 1980, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 174 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →