Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Mood:

«Не покидай!» - постмодернистская штучка на фоне горбачёвской Перестройки.

  • Многие дамы давным-давно просили меня написать о фильме «Не покидай!» Надо сказать, что этот фильм действительно сильно отличается от тех бездарно-халтурных, сляпанных наспех кино-сказок 1980-х, в которых даже наличие звёзд первой величины не спасает положения. Более того, эта работа режиссёра Леонида Нечаева диссонирует со всей остальной кино-продукцией перестроечной эпохи. На экранах – «Маленькие Веры» выясняли отношения с «Интердевочками», а «Воры в законе» метались по «Городу Зеро». Серо-коричневые тона, мосластые секс-бомбы на фоне драных обоев, пацанские разборки в провинциально-безнадёжных декорациях… 1989 год. Народ хочет митингов и колбасы. И тут вдруг лепота с веерами, кружевами и локонами, банты-ленты, музычка а-ля «Приключения Электроника» 1. , много света и красивых мальчиков. И название удивительное, как для русского романса - «Не покидай!»

    1. Музыку к обоим фильмам написал Е.Крылатов. Почерк узнаваемый.



    Тогда всем дружно понравился исполнитель главной роли - Игорь Красавин, юноша с дориано-греевской внешностью и какими-то нездешними манерами. Он выглядел просто феерически на чернушно-криминальном фоне Перестроечной эпохи – тонкое лицо, музыкальные пальцы, светящиеся глаза. Не в моём вкусе, но впечатлял! (Мне же гораздо больше нравился тамошний Король в исполнении В.Невинного, но это частности).
    Также в этом фильме очень удачное световое решение. Я бы назвала это грубо, но, наверное правильно, - винтажный свет. Превалируют все оттенки бежевого, «чайной розы», слоновой кости. Никакого колористического буйства, и при этом – много направленного света. Это «недетские» оттенки, это для эстетов. Кремовый мир довоенной Москвы и галантного Версаля.
    …Многих также восхитили песенки - со смыслом. Например «Притупилась чувствительность зрителя» - во вкусе так называемой «кухонной» интеллигенции 1970-х.




    …Но и, по сути, эта сказка оказалась несколько сложнее, чем схожие вещи Нечаева – «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», слишком много взрослых аллюзий, намёков и «первооснов». К примеру, история Патрика с намёком на принца Датского. Он даже одет в тот привычный чёрный костюм с белой рубашкой-апаш, как на нашей сцене всегда выглядит Гамлет. Убийство короля-отца, на этот раз вместе с королевой и бродячие актёры, разыгрывающие сцены из реальной жизни.
    …А ещё он пишет стихи, которые потом превращаются в запрещённые песни…К примеру, песня о некоем государе, который обожал детей, но сажал их родителей. Тогда об этом государе не пел только ленивый.
    Второй принц – типичный князь Мышкин, та же философия, та же стеснительность и всё та же вечная улыбка Идиота.



    Атаман разбойников – Зорро, поёт он, правда, в цыганской манере, как положено. Сын кабатчика – мальчик, убивающий кошек. Зовут Гиппократ. Явный намёк на Полиграфа.
    Главный злодей – Канцлер с гладким, незначительным лицом и вовсе воплощает тот самый образ, который нынче принято называть «кровавой гэбнёй». Сначала он появляется в коричневой френче не то советского, не то фашистского покроя, затем – в шитом мундире а-ля XIX век (чёрное с серебром, эстетика SS). Пенсне. Гиммлер-Берия и немножко Бенкендорф (ведь именно он был Кровавой Гэбнёй при государе, который был всего лишь полковником).
    Да, кстати, общество, показанное в фильме – католическое, ибо пару раз произносится восклицание: «Мадонна!»



    Король – военный, красивый-здоровенный. Глупо шутит, хватает женщин, любит лошадей и больше всего на свете хочет пойти в ночное - посидеть у костра, посмотреть на звёздочки. Зато жена Канцлера сильно отличается от всех сказочных героинь вместе взятых. Она почему-то одета по вечерней моде 1980-х (это на фоне паричков-то!). Все эти многоугольные клипсы, агрессивный макияж, зачёсанные назад волосы, заплетённые в замысловатую косу, могучие плечи, геометрический стиль… В одной из сцен она даже одета в чёрные колготы со светлыми туфлями – типичный китч конца 1980-х. А ещё она говорит с прибалтийским акцентом…
    Вещь совершенно постмодернистская, короче. Наподобие захаровского «Убить дракона». Так сказать «Убить дракона»-light.



    Сюжет тоже прост только на первый взгляд. В некую страну, живущую по законам тоталитарного режима, приезжают бродячие актёры. У них в сундуке не только куклы, но и некая голубая роза, чей запах заставляет людей говорить правду. В этой стране все живут бедно, серо и скучно, а ярмарочное веселье им всем запрещает Канцлер. Зато в этой стране все, включая Короля, преклоняются перед всем иностранным. Ну да, типичный намёк на Совдепию. Но роза «принуждает» всех говорить правду и вот уже власть гэбни побеждена и все дружно танцуют на площади. За исключением девушки-служанки, которую на прощанье подстрелил (или только ранил?!) Канцлер. Так сказать, демократию невозможно построить без жертв.

    Но в этом фильме есть несколько моментов, которые заставляют насторожиться. К примеру, фургон артистов украшен портретом смеющегося клоуна. Король срывает приклеенную улыбку и видит не то, чтобы оскал, а знаете, как в фильмах ужасов – лицо с заштопанным ртом. Что-то не то, по-моему, привезли улыбчивые лицедеи. Этот фрагмент никак не связан с сюжетом, его могло и не быть. Что авторы хотели этим сказать?
    Или вот монолог Канцлера, в котором он предупредил, что «…вы ещё ужаснётесь последствиям!» Что характерно, люди не сами начинают безудержно выбалтывать государственные и прочие тайны – их принуждает роза из того фургона с жуткой картинкой. Что это? На мой взгляд, это выглядит, как психотропное оружие. Говорение правды идёт не от осознания и не от личного желания.



    Общее ликование на площади с музыкой, факелами и всеобщим единением хорошо отражает настроение перестроечной эпохи, кульминацией которой можно считать победу над путчистами в 1991 году. Все радовались и полагали, что завтра будет лучше, чем вчера и главное - чем всегда. В нашей истории эйфория быстро сменилась криминально-весёлыми буднями и новым кризисом власти 1993 года. В сказочном пространстве «Не покидай!» всё будет не менее весело, ибо атаман разбойников и наглый кабатчик очень быстро зарегистрируют свой первый холдинг, поубивают друг друга, а принцу Патрику останется сидеть в своей «башне из слоновой кости» и писать возмущённые статьи, начинающиеся словами: «Раньше мои запрещённые песни пела вся прогрессивная молодёжь, а теперь…!» А может ещё и книгу напишет о том, как стабильно и небезыдейно жилось при Канцлере.

  • Много лет я ничего не слышала об исполнителе главной роли – об Игоре Красавине. И вот на сайте фильма я обнаружила статью. Оказывается, он умер, не дожив до 40 лет, от кровоизлияния в мозг.


  • Tags: 1980, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 159 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →