Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Два фильма - одна мораль.

  • 20 лет назад, осенью 1989 года, в СССР проходил Фестиваль Тоталитарного Кино, на котором были представлены советские, немецкие и итальянские фильмы, подпадающие под это определение. Фестиваль был выстроен так, чтобы фашистскому фильму была подобрана советская «пара». Не так давно по каналу «Культура» крутили «Путёвку в жизнь» , которую я последний раз полностью видела в 9-м классе. И что интересно, я тут же вспомнила, что на том Фестивале «Путёвка…» демонстрировалась в паре с ‘Hitlerjunge Quex’ . (Этот фильм, кстати, был выложен на YouTube (по-моему), но потом его оттуда зачем-то убрали, видимо, решив, что он пропагандирует нацизм. Сейчас там какие-то отрывки). На самом деле, фашиствующие отроки не будут смотреть эту «тягомотину», они лучше «Ильзу, волчицу СС» или «Последнюю оргию Гестапо» схавают и пивком запьют. Фильмы Третьего Рейха интересны не фашистам, а культурологам и искусствоведам. А ‘Hitlerjunge Quex’ очень даже показательный фильм, причём в нашем случае – особо, и не только потому, что оба этих фильма рассказывают о воспитании «нового человека»…


  • Посередине страничка из каталога Фестиваля.

    В своё время меня очень удивила трактовка роли главного коммуниста в фильме ‘Hitlerjunge Quex’. Он носил кепку, ходил вразвалочку, как-то очень знакомо лыбился. И тут я вспомнила Жигана в исполнении Михаила Жарова. Такое чувство, что Герман Шпеельманс копировал повадки и даже прикид своего советского коллеги. При внешней несхожести, почти точное типажное попадание. Два жулика, только один идейный, другой - нет. Думаете совпадение? Дурацкое слово. Совпадений вообще не бывает. «Путёвка в жизнь» - 1931 год, ‘Hitlerjunge Quex’ – 1933/1934. В 1931 году торгово-промышленно-культурные связи СССР с Германией были налаженными, если не сказать, крепкими. Вплоть до того, что на наших заводах работали немецкие спецы, а выпускники ‘Bauhaus’-a принимали активное участие в проектировании советских городов. Наличие обязательного немецкого инженера даже отражено в ильфо-петровском «Золотом телёнке».
    Кстати, на съёмках знаменитого «Метрополиса» присутствовал Сергей Эйзенштейн, а Григорий Александров был, например, в Голливуде. Тогда было ещё можно ездить на Запад - учиться мастерству и приглашать спецов к себе.


  • Герман Шпеельманс и Михаил Жаров.

    В советском прокате начала 1930-х было предостаточно немецких фильмов, например, с участием актёра Конрада Фейдта (так, эти киноленты упоминаются в биографическом цикле Юрия Нагибина о Чистых Прудах).
    После 1933 года связи были прерваны, однако, память-то осталась. Кстати, и сам Йозеф Геббельс неоднократно подчёркивал, что фильм «Броненосец «Потёмкин» обладает высокими художественными достоинствами, но пропагандирует «не то». Так вот, и «Путёвку в жизнь» в 1931 году могли видеть создатели немецкого фильма, в частности режиссёр – Ханс Штайнхоф. Благо, фильм снят весьма качественно и - современно. Использованы все наработки А.Родченко и Д.Вертова, а также имеются отсылки к...немецкому экспрессионизму. Такое вот взаимообогащение идеями.

    ‘Hitlerjunge Quex’ – это фильм-«перевёртыш». В нашем фильме коммунисты вытаскивают детей с улицы, дают им возможность развиваться; в немецком же фильме коммунистическая тусовка выглядит, как сборище полукриминальных маргиналов с цигарками, крашеными девками и выпивкой. Те же лица и мимика, что и у воров из «Путёвки…» Противопоставление ребят из ‘Hitlerjugend’ – расхристанным пацанам из коммунистического лагеря примерно такое же, как в нашем, только антитеза выглядит иначе: драные беспризорники VS подтянутые коммунары. Что характерно, ‘Hitlerjunge Quex’ начинается со сцены неудачной рыночной кражи - подростки пытаются воровать яблоки. Эта сцена должна была показать безнадёгу нищего общества накануне прихода Гитлера к власти и беспризорность детей. Подобная же сцена есть и в «Путёвке...», разумеется. Дети воруют, стало быть, не всё благополучно в Датском королевстве... Оба фильма повествуют о недавнем, но таком далёком времени - с высоты существующего благоденствия.



    В «Путёвке…» внимание приковано к линиям вора Мустафы и «домашнего» мальчика Кольки, сбежавшего от пьющего папаши, очутившегося на улице и в конечном итоге попавшего в коммуну.
    В немецком фильме показана судьба одного подростка Хайни Фёлькера, как бы соединяющего в себе образы Кольки и Мустафы. У него сложная ситуация в семье - папа коммунист ещё и зашибает, поэтому ячейка нацистской организации становится для него второй семьёй. И Кольку отец колотит, и Хайни. Только первого просто по пьяни, а второго за то, что плохо поёт «Интернационал». А в конце мальчика убивает тот самый коммунист - «Жиган» и эта смерть показана с пафосом, как будто принесена некая обязательная жертва.

    Нерадивые отцы противопоставляются новым воспитателям - создателю трудовой коммуны и югендфюреру, тем самым, показывается превалирующая роль государства и общественных организаций в деле воспитания подрастающего поколения. Семья, как ячейка общества, отходит на второй план. В принципе, все эти разговоры о семейных ценностях, которые постоянно звучали и в сталинском СССР, и тем более - в нацистской Германии, имели сугубо декларативный характер. На смену традиционной семье шла «большая семья», возглявляемая одним общим папой - Вождём (он же - царь-батюшка).

  • Предлагаю посмотреть отрывок из фильма ‘Hitlerjunge Quex’. Мальчик, которому опротивела коммунистическая (полууголовная) тусня и он уходит в лес, чтобы найти на поляне...пионерский костёр ‘Hitlerjugend’-а. Посмотрите, как лживо, но ярко они изображают коммунистов!!!

  • Tags: 1930, Пруссачество, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 88 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →