Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:

Бабушка в джинсах.

  • В моём детстве и юности (1970-1980-е гг.) было два устойчивых типа старушек - «старушка в платке» и «старушка в шляпке». Первая представляла собой традиционный крестьянско-провинциальный тип и помимо платка носила что-то цветастое, длинное и широкое, непременные хлопчатобумажные чулки, чоботы и авоську. Как правило, это была чья-та мама или бабушка, выписанная из деревни. Вторая была этаким «осколком» старорежимной эпохи - у неё были тёмные костюмы, жабо, тесные туфли устаревшего фасона и ридикюльчик. В ридикюльчике были очки, валокордин и билет на балет, а шляпку мог заменять лёгкий платок из шёлка или газа.

    Первая читала газеты, мало что понимала, но обо всём имела своё - часто фантасмагорическое суждение. Любила постоять в очередях, пообщаться. Вторая - читала книги и старалась не пропустить ни одной выставки. Были, разумеется, и пограничные типы - нечто среднее между первым и вторым типами. Причём, именно этот пограничный вариант превалировал в крупных городах. Это была пожилая женщина, в 1920-1930-е гг. уехавшая из деревни, в молодости старавшаяся влиться в городскую среду, а выйдя на пенсию, решившая обновить «...на вате шлафор и чепец». У этого пограничного типа шляпка могла сочетаться с чоботами, а билет на балет - с авоськой «дефицита».


  • Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична.

    ...Эти два полярных типажа воплощали знаменитые в эпоху Застоя «бабки» - Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична. Происходило это так - два артиста, нацепив на себя маски типичных бабок, начинали диалог. В чём был смысл, вернее - в чём был смех? В различном мировосприятии этих двух старух. Они были не только одеты по-разному, они и мир воспринимали каждая - со своей колокольни. Но одно их объединяло - они были конкретно стары. Примерно в середине 1980-х популярность Маврикиевны и Никитичны начала сходить на нет, а когда в 1988 году умер один из артистов этого дуэта, о них и вовсе стали вспоминать крайне редко. Только так - в сборниках ретро-эстрады на Новый Год. Причина проста - эти два вида стали уходить в прошлое, их постепенно заменяли совершенно иные типы старух...

  • ...Сейчас на ТВ отмечают 75-летие Алисы Фрейндлих. Её возраст воспринимается, как нечто должное, нормальное. Ну, немолода, но ни у кого не вызывает изумления, что она всё ещё выходит на сцену, играет, даёт интервью, принимает комплименты своей красоте и женственности, etc. С другой стороны, я помню грандиозных старух из Малого Театра - Елену Гоголеву и Анастасию Зуеву. Это были такие «пиковые дамы» в чёрном, ни у кого не возникло бы даже мысли, что они могут молодиться или там, носить стильные причёски. Словом, старуха - она старуха и есть. Тогда свято соблюдалась некая «сезонность» человеческой жизни - детство, юность, зрелость и старость имели свои чётко обозначенные границы, а те, кто пытались их нарушить выглядели нелепо.


  • А.Б.Фрейндлих. Из недавних фото.

    Сейчас потихоньку стали отходить от такого клише «старо-родящая» для беременных женщин после 25 лет. Так, моя подруга рожала первенца в 35-летнем возрасте и постояно ждала этого противного клейма. Не дождалась. Ей даже не предложили лечь на сохранение. Нормально носит - пусть ходит. И никаких особых вспоможений тоже не было. Потому что здоровье в цивилизованном обществе определяется не возрастом, а личным вкладом человека в работу своего организма. Все эти разговоры о том, что лучше всего рожать в 18 лет, перестали быть актуальными. И тут даже не в том дело, что женщин призывают сначала делать карьеру, а потом уже обзаводиться потомством... Общество стремительно молодеет, увеличивается продолжительность жизни, улучшается её качество. «Сезонность» бытия становится чем-то безнадёжно устаревшим. Давайте теперь опять вспомним дресс-код пожилой женщины эпохи Застоя. Непременно тёмные тона, независимо от того,была ли это старушка-в-платке или старушка-в-шляпке. Если 60-летняя дама носила какое-нибудь бежевое пальто с красным кашне, она казалась «белой вороной».


  • Так одевались пожилые и средних лет женщины. Журнал «Работница».
    На 1-м фото - контраст юности и старости.


    Сейчас пожилые дамы en masse одеты в кожаные куртки, светлые плащи, пуховики и костюмы бежево-жемчужно-голубой гаммы. Летом они иной раз носят брючки-капри, и главное - джинсы. В те же 70-е мы с ужасом смотрели на американских тощих старух, обтянутых брючками. Теперь брючно-джинсовая мода захлестнула и наших grandmothers. Появился принципиально новый тип - бабушка в джинсах. Иной раз едут две - пожилая и юная, бабушка и внучка, обе в одинаковых штанах, с фирменными пакетами 'Adidas', стало быть из соотвествующего магазина. Много раз видела в Метро и на улице женщин преклонных лет в дениме. Что далеко ходить? Моя мать донашивает мои джинсы... Мать одной из подруг и вовсе ходит летом в розовой футболке и в каких-то бриджиках.

    Не так давно с подругой рассуждали на интересную тему... Вот мы, тётки «под 40», забальзаковского возраста одеты по около-молодёжной моде и не выделяемся из толпы себе подобных тёток... А так - пуховички фривольных расцветок, какие-то порточки, кроссовочки. Наши подруги тоже все в тонусе. В то время, как наши мамы в этом возрасте носили тяжёлые по́льты с воротниками, «боярские» меховые шапки, сапоги на низком каблуке. А мы всё еще летаем на шпильках и никакого варикоза. Многие по второму кругу замуж выскочили на старости лет... Мы не исключение - нас много. Исключение те, которые уже в по́льтах и ни-ни.


  • Журнал «Работница». Немолодая женщина с телефонной трубкой
    выглядит вполне модно по меркам середины 80-х - таких было мало.


    Вто же время, наши матери в свои 65 лет выглядят гораздо моложе наших же бабушек в этом же возрасте. Помню свою бабушку. Представить её в штанах было, в принципе, невозможно. В кроссовках - Боже упаси! Даже в пальто кремового цвета или с помадой на губах... Она чётко знала, что ей очень-много-лет и не собиралась думать иначе. Причём, осознавать себя старушкой (судя по рассказам) она начала где-то в возрасте 50 лет, всегда полагала, что нездоровье - непременный спутник почтенного возраста. Переубедить её было невозможно, к тому же тогда почти все так думали. Точно также, представить наших матерей в чём-то боле-мене молодёжном этак в 1986 году также невозможно. За последние 20 лет резко изменилась возрастная психология. Как говорится, «джинсе́ все возрасты покорны».

    В фитнес-клубах можно увидеть морщинистых дам, не в смысле, такие неухоженные, а просто -пожилые. Лет 60, не меньше. Не хотят ходить в халатах, чоботах, платках. Даже на коммунистических митингах многие тётки, которым глубоко «за ...дцать» - с помадой на губах, в каких-то кепи, в пальтишках модной линии. А вот, что ещё интересно... То поколение, которое тусовалось на дискотеках под Boney-M году этак в 1978-м... им же сейчас примерно 50 лет. Помните фильм «Москва слезам не верит»? Александра там родилась в 1959 году, то есть ей сейчас ровно полтинник. Можно ли представить, что она так быстро перегорит? Или вы можете себе представить секретаршу Верочку из «Служебного романа» в каких-нибудь старушечьих платках?


  • Эстонский журнал «Силуэт». 1970-е годы.

    Сейчас возрастные границы постепенно стираются, становится важен не год рождения, а другие цифры - какое у тебя давление, какой уровень холестерина, гемоглобина, сколько можешь пробежать и до какого часа безвылазно трудиться. Капитализм требует от человека долгой молодости и долгой зрелости. Старость отодвигается куда-то к 80 годам, когда уже сложновато делать business и вертеть педали велотренажёра. Старость - категория традиционных обществ, где все живут вместе, молодые носят пожилых на закорках, подают им пресловутый стакан воды. Сейчас иное время - все одинаково молоды. Всем примерно 30 лет - юные спешат сделать взрослую карьеру, пожилые не торопятся упускать её из рук. Хорошо это или плохо? Каждый решит для себя, в каком возрасте ощущать остеохондроз.

    Заметьте, я ничего не пишу о таких явлениях, как подтяжка лица, ношение красных мини-юбок в возрасте 60 лет и бурном сексе в пожилом возрасте. Мне это как-то не очень... Но, если Вы думаете, что это прекрасно - я не стану спорить. В своё время я читала книжку американской авторши Миллер - «Частная жизнь Пиппы Ли», где этой самой Пиппе - 50 лет, её мужу - 80 и он умирает от инсульта после того, как сходил «налево» к такой же осетринке не первой свежести. Меня это шокировало, хотя совершенно не шокировали их фитнес-успехи. Наверное, у каждого - своя шкала ценностей. Кому-то нравится неувядающий имидж Людмилы Марковны, кому-то нет. По мне, самой красивой она была в свои 45. Потом пошёл перебор.



  • Tags: 1970, 1980, 1990, Кино, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 206 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →