Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Пиарщики эпохи.

  • Есть такие художественные произведения, которые, помимо своей изначальной задачи выполняют ещё одну немаловажную функцию - они порождают интерес к описанной в них эпохе или к людям, которые там изображены. Очень часто (хотя, и не всегда) эти произведения носят развлекательный характер и мало соотвествуют действительности. Но есть в них нечто такое, что заставляет людей «копать дальше». Так, для многих подростков начало интереса к Средневековью было положено вещами Вальтера Скотта. То есть, сначала «Айвенго», потом - крестовые походы, потом - доспехи, потом... романская архитектура. Лично знаю детей, которые сначала насмотрелись «Пиратов Карибского моря», а потом стали увлекаться реальными пиратами, вроде Чёрной Бороды. А это, в свою очередь, вызвало интерес к парусным судам, и далее - к флоту, как к таковому. А фильм «Русь изначальная»? Для скольких поклонников языческой старины он стал отправной точкой?
    ...Недавно разговаривали с подругой о католичестве и вырулили на...книги А.Дюма.


  • Эпоха Людовика XIV в книжных иллюстрациях М.Лелуара.

    Что характерно, первичное знание о католичестве большинство из нас получили из книг про Марго, Монсоро и мушкетёров. Мы с детства начинали сознавать, что есть католики и есть какие-то гугеноты и они не любят друг друга, но не как «белые» и «красные», а как-то иначе... В результате дети, с которыми дома не разговаривают о православии (например), зачастую знают католичество гораздо лучше. Не на каком-то богословском уровне, а так, на бытовом. Многие знакомые дамы, которые в своём советском отрочестве зачитывались романами Дюма, отмечают, что римская вера казалась им какой-то особенной, связанной с шикарными дамами в кружевах, с отважными мушкетёрами, с интригами кардинала... Православие же было чем-то бабушкиным, деревенским и совершенно неромантичным. У православия и лютеранства не оказалось такого агитатора, как Дюма! Никто не создал увлекательный образ религиозных войн в Германии (например).

  • Под cut-ом - рассуждения о вещах Дюма про Людовиков, о Штирлице и фашистах и о героях Джейн Остен с их ампиром и спенсерами!


  • Книжные иллюстрации М.Лелуара.

    Я могу назвать примерно с десяток знакомых дам, которые в какой-то момент своего отрочества были влюблены в Ришелье. Одна из дачных приятельниц в свои школьные годы даже писала роман о том, что «...кардинал был влюблён в госпожу д`Эгильон...» Другая дама сочиняла произведение о некоей благородной девушке - агенте Ришелье. Там было много интриг и...кошек. Скажу больше - одна ЖЖ-приятельница полюбила музыку Клода Дебюсси из-за своей детской любви к самой фамилии де Бюсси. Книжная реальность настолько увлекала, что и сама эпоха (довольно кровавая) начинала казаться чем-то, вроде романа.

    Что характерно, Дюма сделал неимоверный пиар такому малоинтересному королю, как Людовик XIII. Разве можно его сравнивать с Генрихом IV или с Королём-Солнце? Это нечто скучное и незаметное, но, как известно, короля играет окружение. Рядом с интригующей Анной-в-подвесках, с гениальным Ришелье, с великолепной Миледи, начинает звездить и Луи XIII... (К тому же, его потом сыграл О.Табаков, который сделал пиар и ещё одному персонажу - Вальтеру Шелленбергу). Мне Луи XIII не запал в душу - я любила сильных мужчин с самого детства, поэтому «отдалась» Королю-Солнце. Это был мой детский психоз... Мы в детстве играли во второй том «Виконта де Бражелона», я была принцессой Генриеттой и мне очень нравилось третировать Лавальер.


  • О.Табаков в роли Людовика XIII.

    Что характерно, все последующие вещи, посвящённые этим эпохам, невольно сравнивались с книгами Дюма. Так, на Людовика из «Анжелики» накладывался образ, созданный в «Виконте...» Именно поэтому я и многие мои знакомые не смогли принять грубый, реалистичный фильм «Луи, ребёнок-король», где показано, как короля-тинейджера укладывают в постель какие-то шмары. Потому что так не бывает! Потому что у юного Луи была романтическая-платоническая любовь - Мария Манчини, а всё, что в том фильме показано - грязная ересь. Не смогла я это видеть! А вот «Аллея короля» о романе с госпожой де Ментенон очень даже хорошо пошла, ибо это похоже на то, что мы уже знаем. И «Король танцует» о сложных взаимоотношениях с композитором Люлли - тоже (в целом) вписывается в созданную Дюмой картину. Также я не приняла натуралистичную картину «Королева Марго» с Изабель Аджани. На мой вкус, слишком много секса и крови. Мне бы побольше вееров, шкатулочек и маньеризма, а совокупление растрёпанной женщины в пугающе нечистоплотном помещении - это не наш метод.

    А ещё я сталкивалась с интересным феноменом - XVI-XVII века многим кажутся интереснее, чем XVIII, хотя лично я бы так не сказала. На мой взгляд, повлияло именно то, что у XVIII столетия не было такого пиарщика, каким стал Дюма для предшествующих двух веков. Да, есть Пикуль, но его вещи более реалистично-взрослые, в них нету приключенческой динамики и безумных поворотов. Нет у него и харизматичных злодеев, за исключением, пожалуй, Фридриха Великого из «Пером и шпагой» (он пишет эпиграммы, играет на флейте, он восхитительно-асексуален и по-арийски брутален). Из де Еона (к примеру) не получилось интересного героя, равного д'Артаньяну или Бюсси.


  • «Король танцует».

    Есть времена и персонажи, которым был создан чёрный пиар, нет, даже не чёрный, а - серый. К примеру, Николаевской эпохе. Она многим кажется априори скучной и лишённой красок. А ведь многоизвестный маркиз де Кюстин назвал Николая - «славянским Людовиком XIV». Но нет, для большинства это какая-то оловянная скучища, нечто среднее между концлагерем и «Сказкой о Золотом Петушке» (sic!). Не было талантливого пиарщика у Николая Павловича, а был...Лев Толстой с его утомительно-порочным «Отцом Сергием» и школьно-общеобязательным «После бала» (вещи сильные, но гадкие). А ещё - дурацкий фильм «О бедном гусаре замолвите слово», где одна только...антисоветская фига в кармане и ничего больше.

    ***

  • А теперь давайте вспомним о фильме «17 мгновений весны»... Именно о фильме, а не о книге, которая, между нами говоря, так себе. Что происходило после очередного показа этого фильма? Дети начинали играть в фашистов. Не в тех, которые убивают и пытают, а в тех, киношных, которые были вместе со Штирлицем. Соратники Штирлица ходят по каким-то суровым коридорам, вскидывают руки в римском привествии, носят красивую форму и говорят умные вещи. Они обаятельны, остроумны, циничны. Их играют народные любимцы - Визбор, Табаков, Лановой, а малоизвестный театральный актёр Броневой стал после этого фильма не менее популярен, чем его кино-коллеги.


  • «17 мгновений весны».

    О феномене «Мгновений...» написаны десятки, а, возможно, и сотни статей. Приводится тот факт, что именно этот фильм, а не сходный «Щит и меч» или, скажем, «Вариант 'Омега'» стал не просто подлинно народным, он...сделал пиар Третьему Рейху. Это кажется странным, но эта сугубо антифашистская картина, пронизанная ненавистью к врагу, породила восхищение эстетикой нацизма. Вернее, реальной эстетики нацизма там не было, кроме самой свастики и рун SS. Мир, созданный Семёновым и Лиозновой, похож на Третий Рейх ещё меньше, чем Франция Луи XIV в «де-бражелоновской» эпопее - на реальность XVII столетия. Это какое-то царство теней и графичных линий, генеральная репетиция Преисподней. Вместе с тем, обаятельные, с человеческими глазами, главари Рейха, вроде Табакова-Шелленберга. Возможно, этот фильм нанёс больше вреда, чем принёс пользы. Во всяком случае, я читала несколько статей, в которых говорилось о том, что фильм Лиозновой заложил некую бомбу замедленного действия и породил (столь нелюбимый лично мною!) «гламурный фашизм».

    На одном из форумов я нашла вот такую прелюбопытную запись: «А уж Мюллер там вообще душка. Нет, я не вижу в этом зла. По-моему, так и надо. Обычно человек считает, что люди типа Мюллера, Гиммлера и Гитлера - это что-то такое, рожденное от чёрта, с рогами, хвостом и полным отсутствием каких-либо человеческих эмоций. Потом вдруг человек обнаруживает, что это не так, мало того, ему очень прилично наврали насчет хвоста. Результат: человек решает, что наврали и всё остальное, и становится фашистом». Я не буду комментировать это заявление, просто информация к размышлению. К тому же, интерес к Третьему Рейху - это далеко не всегда любовь к Третьему Рейху, как почему-то кажется некоторым особо либеральным гражданам.


  • Как Вы думаете, Табаков интереснее в камзоле или в эсэсовской форме?

    На самом деле, в советские времена интерес к Третьему Рейху начинал вспыхивать сразу после очередной демонстрации Штирлица, а так как этот фильм показывали примерно 1 раз в 2-3 года, то это каждый раз вызывало ажиотаж. Вот интересный момент. В конце марта 1987 года был очередной показ, а потом начались какие-то статейки, вроде нашумевшей публикации «Фюреры с Фонтанки» о питерской банде малолеток, исповедующих любовь к Фюреру. В другой статье, датированной мартом 1988 года говорилось, что некая группка нациков существует около года. Вообще, закон логики гласит, что «Если что-то происходит после события N, это не всегда значит, что это произошло именно из-за события N». Но тем не менее, впечатляет. И кто знает?

    Что поражало в тех статьях? (Эх, найти бы!) То, что подростки берут чёрную форму некоторых ПТУ и делают из неё эсэсовское обмундирование. Выгибают тульи советским фуражкам, шьют повязки со свастикой. Помню, писалось, что завели себе коленкоровые папки с досье и прочей фигнёй. Да это ладно. Говорилось, что они устраивают избиения и даже пытки, достают оружие или делают обрезы. Ходили какие-то слухи о прибалтийских подростках, которые чуть ли не создают подпольный Гитлерюгенд... Сложно что-либо говорить...

    Кстати, меня тут спросили - жива ли актриса, сыгравшая Барбару? Я нашла её фотку. Сейчас она выглядит так.

    ***



  • Существует мнение, что Джейн Остен могла бы ничего не написать, кроме «Гордости и предубеждения», и при этом войти в топ-лист каждой уважающей себя дамочки. (Фанатки просто пишут «ГиП» для краткости). Огромное число дев, проникшихся судьбой Лиззи Беннет, навсегда полюбили ампирные наряды, всяческие кашемировые шали, спенсеры и лёгкие платья, повязанные лентой под грудью. Многие ЖЖ-шные (и не ЖЖ-шные) приятельницы или просто знакомые дамы прошли через увлечение этой эпохой. Замечу - школьно-программная Наташа Ростова - современница сестёр Беннет, а господин Болконский ничуть не безобразнее мистера Дарси. Однако... Незамысловая история любви английского денди к провинциальной гордо-предубеждённой девушке, как ни крути, гораздо популярнее толстовской эпопеи. Хотя, Толстой - это гений, а Остен - обычная пишущая дворяночка, хотя, и не лишённая таланта. Почему это произошло? Джейн Остен писала, как дышала, а Толстой хотел что-то кому-то доказать. Поэтому во всём мире дамы-реконструкторы шьют себе спенсеры, как у Лиззи, а не как у Марьи Болконской. Мои закомые дамы даже устраивали бал «по Джейн Остен».



    Писательница, сама того не сознавая, сделала пиар Англии начала XIX века. Это, в свою очередь, порождает интерес к дендизму, как к явлению, к танцам той эпохи (которые также танцевали и персонажи «Войны и мира»: «...но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку»). У меня это происходило так. Сначала я прониклась «ГиП», потом купила книжку О.Вайнштейн «Денди», потом начала читать Ю.Лотмана об этом явлении. Затем по-новому перечитала «Евгения Онегина» (вещь, кстати, во многом напоминающая романы Остен, только с русской спецификой). А потом пришла пора очередного осознавания «Войны и мира». Разумеется, у других женщин всё было иначе, просто я описала свой путь.

    Помню беседу с одной ЖЖ-дамой о правовом регулировании английской жизни той эпохи... Мы долго беседовали о том, что имение Беннетов было «под майоратом», что, собственно, и создало сюжет романа. То есть, моя собеседница, никак не связанная с правоведением, залезла в энциклопедии и узнала столь специфические подробности. Желание понять глубинную суть романа, а точнее - эпохи, породило интерес даже к такой «скучной» области знаний, как гражданское право.
    Много дам возмущалось по поводу того, что в голливудском фильме Лиззи играла Кира Найтли и Дарси там какой-то невкусный. Все привыкли к сериальным типажам Колина Ферта и Дженнифер Или.

  • В общем, что я хочу сказать? Иной раз произведения «средней талантливости» пиарят какое-либо явление, человека или эпоху гораздо качественнее, чем подлинные шедевры. Они цепляют нас раз и навсегда, заставляя бегать в читалку и шить себе спенсеры. Иной раз интереснейшая эпоха остаётся в тени только потому, что никто не сумел донести до нас её неповторимый аромат...

  • Людовик XIV под 'Rammstein'.



  • Tags: XIX век, XVII век, Галантный Век, Иллюстрации, История моды, Кино, Литература, Людовик XIV, Пруссачество, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 184 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →