Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Новогодние сказки детства. Часть I.

  • Новогоднее кино - это всегда особое настроение, смешанное с ароматом мандаринов и пирожных. Это - вечное возращение в детство, сколько бы нам ни было лет. На Новый Год традиционно показывают фильмы, которые для нас прочно связаны с главным праздником года. Чаще всего пишут про киноленты «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», «Чародеи», «Зигзаг удачи», но есть ещё и набор конкретно детских зимних фильмов, которые повторяются на ТВ из года в год. Одни из них нам давно наскучили, другие - по-прежнему радуют. Давайте сегодня вспомним хотя несколько новогодних фильмов из нашего детства. В этой части - «Морозко» и «Снегурочка».

  • Итак, первым номером нашей программы киношедевр А.Роу «Морозко» - вольное переложение русской народной сказки, вечный сюжет о Золушке. В детстве всё просто - кроткая и стройная получает всё, страшная и злая - хрен с маслом, вернее даже без масла. Так, сундук с воронами и насмешки окружающих. Всем в возрасте 5-8 лет нравится милейшая Настенька, работающая круглые сутки, но остающаяся свежей и прекрасной, как лилия. Гвозди бы делать из этих людей.



    Потом в подросковом возрасте кроткая пачерица начинает люто раздражать своей гнусной покорностью. Надавала бы она всем этим тварюгам по морде, в конце концов, они в её доме обретаются. (На мой взгляд, одна из причин популярности чешской сказки «Три орешка для Золушки» кроется в нестандартной трактовке образа главной героини. Она дерзит и ухмыляется, она скачет на коне и стреляет из арбалета). А Настенька только прогибается под изменчивый мир. Наипаче всего бесит её поливание сухого пня по приказу мачехи (Примерно в те же времена был похожий плакат-лозунг: Партия сказала «Надо!» - Комсомол ответил: «Есть!» и пофигу, что и зачем поливать, раз надо). Эту бы мачеху - об этот пень всем её рыльцем. Ан нет. Ещё больше начинает удивлять её безвольный папаша, который вообще непонятно как существует в социуме. Я подозреваю, что его первая жена, мать Настеньки, была такая же могуче-авторитарная, со сковородкой в мускулистой руке. Такой тип мужичков завсегда тянется к женщине-дракону. Помните, в другой сказке: «И потом, наш дракон защищает нас от другого дракона».



    Другое дело - Марфушка, которая не может ждать милостей от природы. Она интересна, как большинство отрицательных персонажей. Её линия смотрится увлекательно, особенно радует её жизнеутверждающий мейк-ап и коса, купленная на рынке. И наплевать, что героиня Чуриковой попадает в дурацкие ситуации, всё равно Марфушка живее всех живых. Очень может быть, важна личность актрисы. Инна Чурикова - гений. Она может всё - и Вассу Железнову, и Жанну д`Арк, и деревенскую растрёпу, грызущую орехи с ловкостью гофмановского Nußknacker-а. А Настенька в исполнении Натальи Седых - это просто красивый и плоский образ. Куда как живее наша советская Золушка (Янина Жеймо). Там есть грани. Тут - одна плоскость. Настенька сугубо фальшифа - начиная от писклявого голоса, заканчивая деланно скромными взглядами. Не верю! Точно также скучен её кудрявый жених - плакатный красавец с широкой улыбкой колхозного активиста. Безусловно, гениальна Баба-Яга в традиционном исполнении Милляра и фееричны живые пеньки.



    Тем не менее, фильм до сих пор смотрится хорошо - в нём есть динамика, есть обязательная для детского кино мораль - победа Добра над Злом, другое дело, что Зло тут выглядит рельефнее и талантливее скучного Добра. Но это уже детали, заметные в более старшем возрасте. А Наталья Седых так и осталась для всех актрисой одной роли - Настенькой и даже в постмодернистской фантазии «Огонь, вода и медные трубы» она играет продолжение Настеньки, но уже с другим-никаким-добрым-молодцем...

    ***
  • А теперь я хочу вспомнить о другом новогоднем фильме - «Снегурочка» П.Кадочникова. Надо сказать, Кадочников очень серьёзно подошёл к созданию этой киносказки, ибо он в юности (задолго до «Подвига разведчика») играл в театре роль Леля. Именно поэтому, видимо, на эту роль в своём фильме он выбрал не женственного мальчика-зайчика, а Е.Жарикова, который априори был заточен под что-то такое героическое, например, под роль милицейского начальника в сериале «Рождённая революцией».



    Я бы не назвала этот фильм, собственно, сказкой. Это, скорее, славянское фэнтази, написанное, правда, в эпоху Александра II. Снегурочка Островского - это какая-то русская вариация на тему андерсеновской Русалочки. О том, что некая потусторонняя сущность с людьми жить не может, но очень старается и ради этого слияния с чужеродным социумом жертвует всем. В детстве мне этот фильм однозначно не нравился - он слишком драматичен. Ребёнку больше подошёл бы другой конец - Снегурочка оттаяла и стала такой, как все. Дети вообще любят таких, как все и отторгают чужаков. Снегурочка - иная, она не нравится. И фильм Кадочникова - иной. Потом, в подростковом возрасте я, напротив, очень полюбила этот фильм. Именно за его инаковость. В нём нет сильных красок, несмотря на постоянное присутствие разных оттенков красного. Дымка, неверный свет, холод. Эстетика «Северной идиллии» К.Коровина. Славянский Север, Старая Ладога.



    В кадре - жизнь племени, возглавляемой неким волхвом (говорит много всего философического). Сам Островский определяет время и место так: «Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада...» То есть автор однозначно сделал некий отсыл к реальности, ибо в сказках не бывает доисторических времён - там категории времени совершенно иные. Красная горка - это и славянский весенний праздник, и то место, где обычно этот праздник проводился. Что характерно, и в пьесе, и в фильме так часто произносится имя Бога - Ярило, что многие люди, которые не в теме, всю жизнь полагают, что он и был главным божеством славян. На деле это был Бог весеннего солнца, пробуждающейся природы и плодородия, что и показано в сказке. Вечно юная, фригидная Снегурочка - антитеза всей этой буйной, весенней, плотской ярости. Но сдуру хочет быть, как все эти крепкие девки, которые очень быстро состарятся и отцветут. За это желание Снегурочка и платит самой дорогой ценой.



    Что характерно, именно холодная дева привлекает высокопоставленного товарища из соседнего племени, который приехал вроде как жениться на красавице Купаве. Но, увидев, равнодушно-белокурую льдышку, оставляет свою горячую невесту. Он даже жертвует уважением окружающих людей, публично отказываясь от Купавы. Я так понимаю, там был племенной союз и это действие могло повлечь серьёзные проблемы для социума. Что характерно, Снегурочка, пытаясь уйти от своей инаковости, рушит судьбы людей - расстраивает свадьбу, портит всем настроение, вносит сумятицу в общественные отношения. Как и все талантливые вещи, «Снегурочка» Островского-Кадочникова имеет много смыслов. Я это понимаю так: стремление уйти от себя, от своей природы, сделаться как все, как правило, грозит несчастьем. И своим не станешь, и дров наломаешь...

    ***
  • В следующем выпуске - «Снежная Королева» и «Три орешка для Золушки».

  • Tags: 1960, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 177 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →