Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

  • Mood:
  • Music:

'Tri Orisky pro Popelku' или Тоска по славянскому Ренессансу. (Новогодние сказки детства. Часть II)

  • Большинство тех женщин «кому за 30» любят этот фильм. И считают его лучшим фильмом своего детства. «Три орешка для Золушки» - чешско-ГДРовский киношедевр эпохи диско и Застоя, без которого не обходится ни один Новый Год. Почему с этим фильмом ассоциируется именно Новый Год, а не летние каникулы? Да потому что в кадре - зима. Для всех остальных вариантов Золушки характерны весенне-летние декорации, а тут - зимний лес, охота, старые замки. Мир, как будто взятый с миниатюр братьев Лимбург. Средневеково-Ренессансный образ, которого у нас не было, а у чехов - был. Чехия - сказочная, славянская Европа, та, которую мы пытались смоделировать при помощи «Города мастеров»...



    Золушка в исполнении актрисы Либуше Шафранковой была именно той героиней, которая нравится детям. В ней присутствует та кукольная симпатичность, которая способна привлечь ребёнка. Дети одинаково равнодушны и к холодно-классическим Венерам, и к финалисткам конкурсов красоты. Малыши признают особую красоту - свойскую, тёплую, лишённую, как агрессии, так и мраморной правильности. Золушка оказалась похожа на симпатичную девочку из соседнего двора (примерно тот же тип был и у молодой Е.Цыплаковой). Чешская Золушка не была кроткой. Дети не любят кротких, ибо сами по себе склонны к непослушанию. Послушных пай-мальчиков и пай-девочек ненавидят всем классом. А классическая Золушка - как раз из таких. Золушка-Либуше не прогибается и не пытается угодить, сделав розу из остатков шёлковых лоскутков, как советская Золушка-Янина. Авторы сделали невозможное - они создали привлекательный положительный образ, а Мачеха и её Дочка показаны, как глупые куры, а не как демонически-прекрасные госпожи и не как обаятельно-комичные мещанки.



    Золушка бунтует, она, конечно работает, но, в принципе, склонна к иному времяпрепровождению - скакать на коне и стрелять из арбалета. Девочкам всегда очень нравится конный спорт, все они рисуют лошадок с принцессами, а тут вдруг такая удача - Золушка не в карете из тыквы, а на красивом коне (тоже не из мышей состряпанного). Золушка-Либуше - ловкая девчонка, а не замарашка, сидящая возле кипящего чана. Она не трепещет перед Принцем, а выигрывает у него состязание в меткости. Что интересно - девушка впервые обращает на себя внимание Принца не в образе загадочной незнакомки, а в образе деревенской оторвы. Потом - озадачивает его в образе молодого охотника. Это тоже представляется интересным. Или вот Принц. Это не тот обидичиво-инфантильный гуманитарий, которого мы видим в нашей сказке. Это немного нахальный, не желающий учиться, парень, который проводит время со своими товарищами. И король тут не развесёлый маразматик, кидающийся короной, а умный, ироничный мужчина с нормальным выражением лица. Тоже самое можно сказать и о королеве.



    Я бы сказала так - в этой сказке люди, как в жизни. В образах нет гротеска, нет игры в некую нарочитую сказочность. Собственно, в фильме есть только одна нездешняя деталь - орешки, из которых появляются наряды, да и орешки-то выглядят довольно жизненно. Если отбросить волшебство орешков, перед нами - обычный исторический фильм в ренессансных декорациях. Конец XV - начало XVI века. Чешский Принц, возможно, современник Рафаэля и юного Генриха VIII, который тоже считался самым красивым принцем Европы... Я не скажу, что в фильме потрясающе красивые костюмы - бывает и получше. В нашей «Золушке» наряды гораздо интереснее, красочнее и ярче, несмотря на отсутствие цвета. Здесь же - как в пьесах Шекспира, как в Вероне Ромео и Джульетты. Никаких причёсок с корзинами плодов, никаких фей с голливудским шиком. Цвета - скорее приглушённые, чем яркие. Головной убор Королевы во многом скопирован с известного изображения Изабеллы Баварской. Выделяется только розовое платье Золушки. Оно вне эпохи, оно действительно сказочное. Другой сказочный вневременной костюм принадлежит эпизодической жирной красавице в красном, которая подана на контрасте.



    Ещё важный момент - музыка. Во-первых, 'Kdepak ty ptáčku hnízdo máš' - песня Карела Готта, очень популярного в Восточной Европе и в СССР, певца. Во-вторых, просто фоновая музыка. Она там двух видов - псевдо-ренессансная на балу и обычная инструменталка, играющая фоном к Золушкиным скачкам по лесу. Я помню, как у нас девочки напевали эту мелодию. А какие живые мелодии были там на балу. Кстати, я столкнулась с интересным фактом - детям и подросткам гораздо чаще нравится ренессансная музыка, чем более поздняя. В ней есть какой-то особый завораживающий ритм, который потом утратился. И вот, что я хочу сказать - мне искренне жаль, что в России и в Болгарии не было европейского Ренессанса, какой был у чехов и поляков, не было той особой европейской культуры, которую всё равно потом пришлось постигать в XVIII-XIX веках. Ведь, если, к примеру, ту же Болгарию захапали бы не чужеродные турки, а прекрасные венецианцы, там был бы свой Ренессанс, палаццо, книжность и рукава с буфами... Ну, это так - личные вопли. А 'Tri Orisky pro Popelku' по-прежнему остаётся любимой сказкой для женщин моего поколения.

  • Актриса Либуше Шафранкова сейчас.



  • Tags: Кино, О Жизни, Ренессанс
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 207 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →