Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Новогодние сказки детства. Часть III.

  • В Советском Союзе Г.Х. Андерсена любили и неоднократно экранизировали. И переиздавали тоже. От нас скрывали подлинный, глубинный андерсоновский смысл, по сути - христианский. Не знаю. На мой взгляд, сказки Андерсена хороши даже в самой прямолинейной трактовке. О «Снежной королеве» тоже понаписано много чего интересного. К примеру, мне доводилось читать, что Герда - это воплощение земли и почвы, ибо в её имени звучит германское die Erde, тогда как мальчик Кай подсознательно тянется к любви неземной. И вот результат: «Увезу тебя я в тундру...» Автор пишет: «Не случайно само его имя «Кай» созвучно Eis и Sky». Эх, я бы сказала ещщщё интереснее - в его имени звучит германская die Ewigkeit - вечность, того самого, которое Снежная Королева велела ему составить. Ещё мне довелось прочитать такую фразу: «Сказка «Снежная Королева» написана в 1848 году. Интереснейший, пожалуй, самый главный год XIX века. Из революционных потрясений 1848-го выделилась та чудовищная интеллектуальная энергия, определившая политические и социальные векторы века двадцатого». Там потом ещё что-то про мистерии льда, о Третьем Рейхе (зачем-то). Ну как всегда, раз пафосно и с мистериями Рейха, значит с ошибками. Ибо дата написания сказки - 1844 год, а первая публикация сказки - 1845 год. Тщательне́е надо!


  • Иллюстрации В.Ерко. ©.

    Уж если упираться в 1848 год, надо вспоминать о зиме русского самодержавия - о николаевском терроре, продолжавшемся примерно столько же сколько и сталинский конца 1940-х. Хе-хе. Но нет, мистикам и супер-умникам Третий Рейх завсегда сказочнее кажется. Увы. Николай опять нервно курит на задворках Ноосферы (трубку Сталина, конечно же). Меня, к примеру, и другая статья поразила: «Самой известной сказкой в мире, показывающей в очень наглядном виде проблемы Буддизма является сказка Снежная Королева...» Короче, смыслов - море, бери, какой хошь. И вот, что интересно - эта сказка всегда была наиболее популярна именно в России-СССР. Такого количества экранизаций (удачных и не очень*), театральных постановок и переизданий нет ни в одной другой стране мира. Почему?

  • Под «не очень» я подразумеваю невнятную фантазию на тему сказки под названием «Тайна Снежной Королевы», осуществлённую в 1986 году и не запомнившуюся ничем, кроме того, что там зачем-то играла А.Фрейндлих.




    Потому что эта сказка хорошо понятна только тем народам, которые знают, что такое зима. В «Снежной Королеве» отчётливо звучит страх перед холодом. И вместе с тем, ощущается первобытное благоговение перед силами вечного льда. Зима в России - больше чем зима. И Герда по сути получилась похожей на русскую женщину. Европеянка потоскует-потоскует и свою жизнь дальше устраивать будет, а русская женщина - она и коня на скаку, и в горящую избу, и в Сибирь за декабристами. Вот и Герда поступила очень по-русски, поэтому этот сюжет и популярен.

    ...Есть такое очень красивое, хотя и научно-географическое наименование - «вечная мерзлота». Только мерзлота, холод, зима может быть вечной. Холод хранит не только продукты в свежести, но и тела. Северяне старятся меделеннее, отцветают красивее. Север - символ чистоты правильных линий, свежести и красивого спокойствия. Зимнее дыхание заставляет человека действовать, жара, напротив, расслабляет и делает тела округлыми и праздными. Снежная Королева - это красота вечной молодости и вечной дественности. Посмотрите, как интересно решён облик героини Андерсена в советском мультфильме - Королева напоминает некоторые изображения богини Афины, тоже вечной девы, тоже мудрой и невозмутимой.



    А ещё эта сказка - гимн сильным женщинам, которые повелевают миром. Не знаю, насколько это соотвествует действительности, но существует некое распространённое мнение, что Андерсен был зашуганным девственником и всю жизнь панически боялся женщин. И даже прототипом Снежной Королевы была какая-то холодная светская львица. Другие пишут, что Ганс-Христиан был нордическим асексуалом и эстетика льда - это у него природное, органичное. А в сказке сильная Королева увозит слабого Кая, опять же сильная Герда преодолевает холод и льды ради спасения мальчика, по пути она встречает атаманшу с дочкой, которые руководят преступным сообществом. Опять же дома у Герды - бабушка, а не дедушка или папаша. Ну и ещё - принцесса, которая неизменно крутит принцем. Сплошные бабы, одним словом.

    Ещё в тексте сказки есть небезынтересный предмет - зеркало. Помните, «...Он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче...Теперь только можно увидеть весь мир и людей в их
    настоящем свете!»
    Вообще потом зеркало хряпнулось и осколки начали отрезвлять народонаселение. Что-то от «Матрицы» в этом есть. По большому счёту, сказка не такая уж безобидная, как кажется на первый, детский взгляд. Но в том-то и смысл любого шедевра - ребёнок видит одно, взрослый человек - другое, а ударенный пыльным мешком по голове - совсем уже третье.



    Кстати, мы в советские времена читали адаптированный под нашу атеистическую идеологию текст. В изначальном тексте Андерсена очень часто встречается имя Иисуса Христа и называются ангелы.Или вот розы, которые выращивают Кай и Герда. Роза - это один из символов лютеранства. Она выглядит так - пять лепестков, в центре сердце, а в сердце - крест. Если вспомнить сказку, то там обыгрывается тема роз и тема сердца, которое становится ледяным, иначе говоря - невосприимчивым к прекрасному, к христианским добродетелям. То есть, Андерсен, человек экзальтированно-верующий, намеренно вкладывал в свою сказку именно этот смысл. Тут и тема возвращения блудного сына - одна из центральных в христианской традиции присутствует.

    Что интересно, Снежная Королева по тексту сказки воплощает некий холодный и чёткий разум. Её дворец - это мир симметрии. «Посреди самой большой пустынней снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нём она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума». И далее: «Кай тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось «ледяной игрой разума». То есть разум тут выступает не как добродетель, а как нечто чуждое и вредное для ума и сердца. И вот эта фраза весьма примечательна: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Дьявольские штучки. В СССР дети реагировали на коньки, а вообще пугает фраза «сам себе господин», властелин мира. В христианской традиции человек не может быть сам себе господином - он априори раб Божий, даже гордый, прагматичный лютеранин.



    Кай пытается сделаться чем-то, вроде ницшеанского сверхчеловека, хотя Ницше ещё ничего не создал - он как раз родился в год написания сказки. Если посмотреть, то все сказки Андерсена - на грани экзальтации, просто нам их умело адаптировали под «счастливое советское детство». Надо сказать, что они и в урезанном виде - самодостаточные шедевры. Из иного текста выкинешь что-нибудь и он уже кажется кастрированным. А тут - нет. А вот как заканчивается сказка: «Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!» Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма: «Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа». После всего этого советская киносказка кажется или примитивной или же, напротив, простой, родной и... сказочной! В общем, есть выбор - какой вариант читать ребёнку.

  • Отрывки из текста сказки взяты отсюда.

  • А под занавес хочется чего-нибудь весёлого, правда? Новый Год, всё-таки. А вот песня, очень в тему. Она была очень популярна в СССР.

    «Увезу тебя я в тундру увезу к седым снегам
    Белой шкурою медвежьей брошу их к твоим ногам
    По хрустящему морозу поспешим на край земли
    И среди сугробов дымных затеряемся вдали...»




  • Tags: XIX век, Кино, Литература, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 160 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →