Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Эстрада Третьего Рейха в книге Андрея Васильченко.

  • Пока готовлю очередной постинг об СССР, решила рассказать об ещё не вышедшей книге Андрея Васильченко об эстраде Третьего Рейха - «Лили Марлен» и другие. Разумеется, с разврешения автора. От себя лично скажу - я не выделяю эстраду Третьего Рейха в какую-то отдельную культурную традицию. На мой взгляд, немецкая эстрада 1930-х годов развивалась по тем же знаконам, которые сложились в предыдущем десятилетии. Так, легендарная исполнительница песни «Лили Марлен» - Лале Андерсен не может считаться креатурой нацистского периода. Она появилась бы при любом строе, даже при Кайзере. Вообще, музыкальное наследие нацистского периода, если его умело отделить от политической составляющей, довольно интересно. Например, музыкант Олег Нестеров o_nesterov (гр.«Мегаполис») в 2008 создал программу, включающую перепетые немецкие шлягеры 1930-1940-х гг. Мы были на этом концерте в клубе Б-2. А ещё я мечтаю услышать «Лили Марлен» на клавесине в исполнении девушек в костюмах Галантного Века.


  • В центре - Лале Андерсен. С краю - странички из немецких журналов.

    Что же касается самой песни «Лили Марлен», то, когда я её слышала, я представляла себе толстую блондинку, вроде той, которая показана в захаровских «12 стульях». Помните: «А во-о-от они условия! Вот она среда!» Для большинства нацистствующих юношей, распалённых кино-шедеврами Тинто Брасса, исполнительница песни, напротив, представлялась сексуальной богиней, вроде Джессики Рэббит из «Кролика Роджера». Кому-то пришёлся по вкусу образ, созданной Ханной Шигуллой в фильме Фассбиндера «Лили Марлен». Некоторые рисовали её, как некий клон Марлен Дитрих. Никто не угадал. Потому что настоящую Лале Андерсен практически никто не видел. Лично для меня было открытием, что она была очень худой, с некрасивым (по меркам той эпохи), но весьма выразительным лицом, скорее современным, чем «винтажным». Ну да ладно, предоставим слово автору книги...




  • Вместо предисловия.

    Лично для меня все началось с фильма Вернера Фасбиндера «Лили Марлен». Я его увидел как-то в гостях, еще будучи абитуриентом. Перевод, конечно, оставлял желать лучшего, но именно по причине этого сама песня в «оригинальном» исполнении Ханны Шигуллы осталась на немецком языке. Фильм стал для меня маленьким откровением. До момента его просмотра я был свято убеждён, что песня «Лили Марлен» была написана специально для Марлен Дитрих. Как оказалось, во власти этого мифа пребывал не только я. В любом случае именно этот фильм подтолкнул меня к тому, чтобы собирать возможные вариации «Лили Марлен», а затем и всей немецкой эстрады. К началу 2000-ых годов у меня сформировалась неплохая музыкальная коллекция, которая насчитывала несколько тысяч «аутентичных» песен и музыкальных композиций, и измерялась гигабайтами занятого на жёстком диске компьютера пространства.



    Как-то один знакомый меломан попросил похвастаться этим богатством. «Не вопрос», - ответил я и подарил ему DVD-диск с накопленными за многие годы записями. Не прошло и часа, как зазвонил телефон. «Андрей, а ты точно ничего не перепутал? Я слушаю каких-то Чарли, которые на английском играют типичный американский свинг. Хочешь сказать, что это музыка Третьего рейха?» Пришлось объяснять, что «Чарли и его оркестр» были пропагандистским проектом министерства, которое возглавлял Геббельс. Что оный оркестр, выпускаемый в эфир, был предназначен для смущения умов британских солдат, равно как и англичан, оказавшихся в блокаде. «Ты бы хоть комментарии написал к этим песням», - заметил мой приятель, став фактическим инициатором написания данной книги.



    В обществе до сих пор господствует стереотип, что музыка Третьего рейха была представлена исключительно маршами в прусском стиле и зловеще молодцеватыми песнями штурмовиков. Этот миф сродни тому, который утверждает, что все люди в Третьем рейхе ходили в униформе или, как минимум, в галифе. Парадокс заключается в том, что основная часть передаваемой в радио-эфир музыки была эстрадными песнями. Но массовое сознание предпочитает игнорировать этот факт, отдавая предпочтение «Полету валькирий» или почти мифической песне «Дойчен зольдатен» (на самом деле таким слов в ней отродясь не было – песня, ставшая символом-мифом Третьего рейха, начиналась со слов «Когда солдаты идут по улице»). Складыванию этих и многих других мифов способствовало то обстоятельство, что на протяжении долгих лет история не уделяла эстрадной музыке должного внимания, полагая эту тему «несерьёзной».



    Относилось это не только к отечественной, но и западной историографии. В ставшем классическим сборнике «Музыка в Третьем рейхе» (составитель Йозеф Вульф) на фоне многостраничной «вагнерианы» и «полновесных» документов о «правильном» идеологическом содержании музыки, «лёгкой» и танцевальной музыке уделено несколько скромных листиков. Даже известный историк Михаэль Катер, известный своей объемной работой об истории джаза в Третьем рейхе, в книгах, посвященных в целом музыке эпохи национал-социалистической диктатуры, предпочитал делать акцент на симфонических музыкантах. Возникало такое ощущение, что население Третьего рейха, вернувшись с парада, сразу же устремлялось в Мюнхенский оперный театр или на концерт Берлинского филармонического оркестра.



    Перелом в ситуации в западной историографии произошел в 2004 году, когда германский исследователь Аксель Йоквер защитил диссертацию (по своему объему фундаментальный труд) «Эстрадная музыка в Третьем рейхе». После этого начался форменный триумф «эстрадной историографии». Буквально в считанные годы появляются работы, посвященные как эстрадной музыке в целом (Михаэль Кульман «Популярная музыка Третьего рейха»), так и отдельным ее аспектам. Наибольшей популярностью пользовались исследования отдельных культурных мифов, связанных с эстрадой Третьего рейха. За три года появляются несколько работ, посвященных песне «Лили Марлен» (Мартин Тиль «Лили Марлен - между военной пропагандой и любовной песней, и совместная работа английских историков Мэтью Миллера и Лиль Лейбовиц «Лили Марлен - солдатская песня второй мировой войны»). Впрочем, отечественная наука, предпочитала и предпочитает до сих пор игнорировать данные сюжеты, фактически не уделяя внимания вопросам, связанных с культурой Третьего рейха.



    Глава 1. Переломный 1933-й год.
    Глава 2. Новые времена – новые структуры.
    Глава 3. Политическая жизнь эстрадных музыкантов.
    Глава 4. Блеск и нищета берлинских кабаре.
    Глава 5. В поисках легкого жанра.
    Глава 6. Солдатская песня или военный шлягер?
    Глава 7. Гамбургские «стиляги».
    Глава 8. «Концерт по заявкам для солдат Вермахта».
    Глава 9. Киномузыка эпохи войны.
    Глава 10. Военная джаз-агитация.
    Глава 11. «Лили Марлен».
  • Tags: 1930, 1940, pr, Пруссачество
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 89 comments