Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Легко ли быть молодым?

  • Недавно общалась тут с одной дамой 1969 года рождения. При чём тут дата? - спросите Вы, а именно цифра тут очень важна, ибо моя собеседница выдала великолепную фразу: «В наше время у молодёжи были чистые и светлые идеалы, мы были добрыми, порядочными и лишёнными меркантильности. А эти современные...!» И её понесло - про сериал «Школа» и про некую абстрактную безнравственность; про то, что не хотят учиться и все поголовно курят травку. Ну, я ещё поняла бы, если бы мне это моя мама сказала 1945 года рождения, или сверковь, которая помоложе на пару лет. У них там - Космоса́, гитары, Солнышко-лесное и яблони-на-Марсе. Но нет, то поколение всё больше думает, прежде, чем сказать. Зато прорезался голос у некоторых «восьмидесятников», которые почему-то забыли и про драки люберов, и про Маленькую Веру, и про то, как нас в печати всё чаще называли «потерянным поколением», из которого неизвестно что вообще выйдет. Как будто криминальные войны 1990-х вели какие-то другие люди, а не те, которые 1969 года рождения. Ну да, разумеется, и в Перестроечную эпоху были тошнотворные славные девочки, которые ни разу не слышали, как звучит CC Catch, которые говорили «Ах!» и устраивали на Новый Год игры в фанты, в буриме и ещё во что-нибудь феерично-маразматичное. Эти девочки были дерзновенны и чисты - носили неброские тапочки (вместо кроссовок 'Adidas') и не давали ни одного поцелуя без любви, а потом...бежали на аборты, ибо любовь оказалась настолько светлой, что не удалось ей противостоять. Знаю. Помню. Но основная масса молодёжи так не жила.


  • «Авария - дочь мента».

    Молодёжь всегда жила одинаково, на самом деле. Вот возьмём прессу Екатерининской эпохи. Что ставилось в вину молодым? Не хотят служить, не хотят учиться, любят иностранные шмотки, не уважают старших. И далее - по эпохам. Всегда и везде ругали молодёжь. За исключением, пожалуй, 1960-х годов, когда молодёжь было принято хвалить. А в 1980-е годы её ругали с удвоенной и даже утроенной силой. Вот, например, хрестоматийный фильм эпохи - «Авария - дочь мента». Это рассказ о типичной девочке из типичной семьи - дедушка-ветеран, мама-нервная начальница, папа-простой мент. Квартира с мебелью-стенкой, все заняты собой или работой, дедушка через Совет Ветеранов достаёт дефицит. Девочка учится в среднестатистической школе с такими же среднестатистическими учителями, а после уроков тусуется с компанией металлистов. Девочка Лера-Авария не плоха и не хороша, она такая, как большинство молодых девушек той эпохи. Помните момент, когда Авария едет в трамвае? Помните реакцию на её прикид? Разумеется, у неё конфликт со старшим поколением - начиная от училки, заканчивая родной мамой - орущим биороботом. В другом фильме прямо задаётся вопрос: «Легко ли быть молодым?» Молодёжь всегда бунтует, всегда чего-то не хочет, но в 1980-е годы молодёжное «Не хочу!» наложилось на общее настроение эпохи.



  • «Авария - дочь мента».

    Если уж взрослые дяди свергают памятники Дзержинскому и отменяют ст.6 Конституции (о направляющей роли Партии), то молодым-то уж и подавно можно буянить - возраст обязывает. Тогда тоже многие возмущались - говорили о нигилизме молодых, о том, что надо быть чистыми и светлыми (ну, не давать без любви и не слушать хэви металл). Почему-то чистота и светлота по мнению моралистов всегда связана с половой сферой и музыкальными вкусами. Кто бы объяснил, почему? Я очень хорошо помню, что большинство молодых людей и девчат были помешаны на западной музыке, на шмотках, на фирме́. Да, существовали мажоры, которые часто вели себя ничуть не лучше, чем детки новых русских, а где-то даже и хуже. Во всяком случае, классические мажоры (дети вполне уважаемых советских граждан, а не воров и расхитителей) очень часто были далеки от комсомольского идеала. Вернее так - мажоры тоже были разные. Были такие, которые великолепно учились и загружались родителями под завязку - языками, художкой, фигурным катанием. Были и гопники, совершенно жуткие, криминальные. Был даже особый «пацанский стиль» в одежде - телогрейка, низко надвинутая шапочка и сапожки-луноходы, которые вышли из моды году этак в 1984-м, но пацаны из принципа носили эти жуткие сапожки. У них была некая контр-мода.


  • «Дорогая Елена Сергеевна».

    И деток из «Дорогой Елены Сергеевны» тоже не киношники придумали, они тоже были. Помните, наивную да чистую учительницу, которая вообще не въехала, что происходит? Там хороши все - и юноша-мажор, который уже просёк, что всё в этом мире должно быть проплачено, и девочка-красавица, которая корчит из себя роковую и бывалую (а на деле -?), и её бой-френд, желающий на излёте Перестройки пополнить ряды никому не нужных гуманитариев, и двоечник, из-за которого всё, собственно, и закрутилось. Тогда по этому поводу была очень громкая полемика. Одни писали, что такие фильмы снимать нельзя, ибо наша молодёжь не такая - верна идеалам (разумеется, светлым), идёт к победам и гордо несёт знамя. Другие авторы кричали, что всё так и есть, и надо что-то делать с этим ужасным поколением. Что ждало героев? Мажор попытается выбится в негоцианты, прогорит или будет красиво расстрелян при выходе из борделя. Двоечник пополнит ряды криминальных структур, обновит штаны адидасы-с-лампасами и чёрную курточку. Девочка помодничает ещё пару лет, потом выскочит замуж, обзаведётся целлюлитом и сериалами про донью Хуаниту (чтобы в 2010 году вспоминать про чистую младежь). Гуманитарий, если не дурак, научится писать коммерческую туфту, какой нибудь «Вечерний дозор casual-ментов».
    Или вот классическая «Маленькая Вера». Правда, там сильно мешала эротика - все так рьяно кинулись её обмусоливать, что социальный протест заметили единицы. Там тоже - типичная girlочка из типичной семьи - папа пьёт, мама устаёт, брат вкалывает. Обычно-типично-предсказуемо. 1990-е годы: челночница-Вера торгует на рынке лифчиками ядрёных цветов (с кружевами). Нормально. Почему бы нет?


  • «Дорогая Елена Сергеевна».

    А что сейчас? Тоже самое, только культ шмоток сменился культом денег, на которые можно купить всё те же шмотки. Это не хорошо, и не плохо - просто есть и всё. В культе вещей, кстати, нет ничего ужасного, разве что счастье от обладания вещью очень недолгое и постоянно требуется его подкреплять всё новыми впечатлениями. Точно также сейчас молодые читают книги, учатся во всяких умных ВУЗах, вроде Литературного. Более того - сейчас малолетки гораздо более умные и куда как менее агрессивные, чем в те же 1980-е. Ну, реже они хамят, чем мы в 1980-е! Нет у них этого самого протеста! Почему вдруг умные? Умные потому, что в их распоряжении - все источники информации, начиная от Интернета, заканчивая богатейшими книжными супермаркетами. Я постоянно вижу юных ребят и девочек, толкающихся возле полок с философской и исторической литературой. Мне сейчас приходится довольно часто посещать читальные залы центральных библиотек - так и там 90 процентов молодёжи. И они читают такие книги, которые мы не читали - по средневековой философии, по религии, по истории искусств. Не потому что мы были дубы, а потому что тогда всё это издавалось в ограниченном порядке. Я там не знаю, отвечает ли современная молодёжь критериям чистоты и высокой половой морали (которая нафиг не нужна), но по части образованности они уже обгоняют моё поколение. В конце-концов, у них есть возможность увидеть соборы Шартра и пирамиду Хеопса не по телеку, а в реале...



  • Tags: 1980, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 209 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →