Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Снобизм и математика.

  • Недавно прочитала у alexander_pavl разбор интересного фильма начала 1970-х годов - «Точка, точка, запятая...». К сожалению, этот фильм нечасто крутят по ТВ, хотя, и режиссёр маститый - А.Митта, и саундтрек давным-давно живёт отдельной жизнью (ещё бы - слова Ю.Кима, музыка - Г.Гладкова). Может быть, современному зрителю непонятен характер конфликтов? Вообще, он там специфический, да. Для меня этот фильм значит очень много - это был первый сюжет, который я увидела на экране кинотеатра, вернее, клуба. Я не знаю, для какой надобности бабушка поволокла четырёхлетнего ребёнка на подростковый фильм, но я помню, что на меня он произвёл позитивное впечатление. Энергетика, наверное, там хорошая. Плюс ко всему, в кадре мелькает Измайловский лесопарк, станция метро Первомайская - это рядом с нами, поэтому ещё и родные места... Так что же представляет из себя сюжет этого фильма? Старшеклассник Жильцов - типичный лузер. У него равным образом плоховато, как с мозгами, так и с бицепсами. С ним никто не дружит, кроме соседа-малолетки. Класс же как на подбор - спортсмены, остряки, отличники или хотя бы харизматичные тупицы. Впрочем, по ходу выясняется, что там вся школа такая - дети в уме высчитывают задачки, которые не смог сразу просечь немолодой инженер. В общем, сплошные дети индиго. Но это сейчас любят умненьких деток считать особыми. В том фильме постоянно подчёркивалось, что вот вундеркинды, как раз, и есть нормальные. А кто не с ними - тот...простите, дурак-с. Кстати, и друг-малолетка тоже повёрнут на математике. Так что Жильцов - это удручающее исключение из правила. Он всё ещё точка-точка, запятая - человек-пунктир.


  • Обложки журнала «Квант» - самого крутого журнала для умной молодёжи.

    Королева школы - девочка-отличница в модной курточке - Галя Вишнякова, невыносимо ехидная и нахальная. Она делит людей на касты в зависимости от их приближенности к понятию «личность». Что характерно, Галя уважает человека за любую смелую крайность - как за математический талант, так и за девиантное поведение. Так, когда Жильцов попадает в милицию за хулиганство, Галя ненадолго проникается к нему уважением. Но эта девочка, скорее, карикатурна. Просто она усвоила правила игры в данном, конкретном социуме. В другом месте (где принято быть «как все» и хвалиться шмотьём да количеством мальчиков, она резко перестала бы отлично учиться и бросила бы спорт). В данной же школе (по сюжету - обычной и нормальной) принято быть ого-го! Вообще в этом фильме рекламируются две ипостаси современного человека - физик и спортсмен. Вернее так - физик-спортсмен. Там есть горский юноша - Вахтанг Турманидзе, который и воплощает этот идеальный тип - он атлет с физмат уклоном. А Жильцов, похоже, гуманитарий - у него какие-то фантазии, мыслеформы, внутренние терзания. Но он такой не нужен! Почему я там поместила обложки журнала «Квант»? Потому что сам контент этого журнала (а он для подростков и старшеклассников) полностью согласуется с идеями фильма - сейчас надо быть физиком, сейчас круто быть физиком. С одной стороны, этот журнал был научно-популярным, то есть для всех. В другой стороны, он был во многом элитарен.




    Его не мог с налёту прочитать любой желающий - для этого нужны были кое-какие мозги. В связи с этим мне вспомнились также рассказы Дины Рубиной... Дина писала, что в области физмат знаний у неё был полный провал, крах, ужас-ужас. Гуманитарная девочка 1960/1970-х шагала не в ногу с эпохой. Вернёмся, однако, к фильму. По сюжету Жильцов становится другом новенькой девочки, которая, понятное дело, умница-отличница, но не такая, как Галя, а настоящая И, разумеется, Женечка Каретникова - не поэтесса, а тоже физ/мат, хотя вся она тонкая-звонкая, при очках. В таком теле может задерживаться только рифма, но никак не формулы. Ан нет - всем надо туда, вслед за квантами. Без уравнения Шрёдингера нет ни любви, ни дружбы, ни понтов. И Жильцов подтягивается вслед за Женечкой - он принимается по ночам читать книжки с Эйнштейном на обложке. В конечном итоге, он становится таким же крутым, как Женечка или, как Турманидзе. Что в этом фильме самое удивительное? Научные понты маленьких (по сути) детей. Быть умным - модно. Какие там шмотки? be сool - пойди начеркай пару формул. Снобизм вообще противен - любой. Но снобизм какой-нибудь моделистой сэкси-гёрыл - это просто тупизм, основанный на междометьях «ну ваще, йоу!» и «я - няка-няка, а вы - ацццтой!» Снобизм юных учёных, говорящих на тему квантовой теории конденсированных сред, это реально страшно - затопчут. Моделистую сэкси можно запинать словесами, юненького Эйнштейна - ни разу.



    У нас дома всегда был какой-то нездоровый культ технического образования и, в общем-то, я согласна со своими родственниками, утверждавшими, что гуманитарий априори стоит ниже технаря. Хотя бы потому, что математик, скорее всего, будет в свободное время играть на скрипке, рисовать, писать стихи (хотя бы и дурацкие), а вот поэт ни за что не будет развлекаться математикой. Мол, технари, за очень редким исключением, более разносторонние люди, чем гуманитарии. Даже уж на что был технарь-инженер, Николай I, и тот рисовал картинки и подправлял стихи Пушкина. Делал ли Пушкин в свободное от рифм время чертежи мостов (например)? Ой, вряд ли. Всё своё детство я терзалась дикой завистью к мальчикам-старшеклассникам, выписывавшим журнал «Квант». Они были такие умные! Так мне хотелось быть физ/мат: я ходила на факультативы и даже участвовала в Олимпиадах, а в девочковых анкетах на вопрос: «Что ты больше всего любишь?», писала: «АЛГЕБРУ!» Выводила формулы с небрежным видом, в 5-6 классе любила сказать «умное» слово - «мантисссса» или «асссссимптота». Мне почему-то кажется, что на меня повлияли даже не родственники, а этот фильм. На нас больше всего влияет именно то, что у нас лежит в подсознании - а там у нас все наши детские «записи» - насмотрелась в 4 года про детей-математиков и когда пришла пора, механизм включился...

  • ...А вообще этот фильм о том, что без физ/мат знаний жить в современном обществе попросту невозможно - скучно, одиноко, бессмысленно. Вот очень хороший фрагмент из этого фильма - мальчик читает ночью книги по физике. Обратите внимание на его лицо и вообще на всю композицию. Очень впечатляет. В связи с этим мне вспомнился аналогичный по структуре фрагмент из современного уже фильма «Стиляги». Помните, какую фигню там читал пацан, накрывшись одеялом? Скукотища. А физ/мат всё же рулит. До сих пор завидно.


  • Tags: 1970, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 198 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →