Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

«Музыка на-а-ас связала...» ©

  • В прошлый раз мы говорили о русском роке и постепенно, в комментариях, возникла тема личных вкусов - кто-что-слушал. Была затронута и тема советского вещания - что-нам-давали-слушать. Вообще, музыка в СССР всегда условно делилась на некие категории – разрешённая, нежелательная и запрещённая. В зависимости от строгости политического режима, одна и та же песенка могла перекочёвывать из «запрещённых» – в «нежелательные» и даже – в «разрешённые». Музыкальные предпочтения советского человека очень долго считались чем-то бо́льшим, чем просто личный выбор. Но и среди разрешённой музыки существовала строжайшая иерархия жанров, стилей. «Наверху» располагалась, разумеется, классика. Причём, музыка Галантного Века (за исключением нескольких великих имён) «котировалась» ниже, чем произведения XIX столетия. Это объяснялось очень просто – XVIII столетие считалось веком рококо, а этот стиль в искусстве не вызывал особо тёплых чувств у советских искусствоведов в силу своей сугубой декоративности и «бесполезности».


  • Страничка моды «В ритмах диско». 1983 год.
  • Статья из газеты «Труд» о визите мужчин из 'ABBA' в Москву. 1983 год.

    Далее шли классические произведения советских композиторов – Г.Свиридова, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Т.Хренникова, etc. Они считались наследниками «высокой классики» предшествующих столетий. Следом маршировали советские композиторы, воспевающие нашу дерзновенно-праздничную повседневность – И.Дунаевский, Д.Покрасс, А.Пахмутова. Высоко котировалась народная музыка, но с некоторыми изъятиями - на радио и телевидение весьма редко попадали какие-нибудь архаические, почти языческие песни Русского Севера. Был важен эффект узнаваемости – из всех радиоточек звучали многочисленные «Калинки-малинки», «Во поле берёзки…» и «Валенки».

    Романс и оперетта, считавшиеся ещё в 1950-1960-е годы – «мещанской пошлостью», в эпоху Застоя сделались вполне приемлемыми и даже - желательными жанрами. Так, в публикациях о стилягах 1950-х непременно подчёркивалось, что «…он знает наизусть все арии из «Сильвы» и «Марицы», но не знает, кто создал оперы «Иван Сусанин» и «Князь Игорь». Стиляги не живут в полном и в нашем понятии этого слова, а, как бы сказать, порхают по поверхности жизни…» (Это строчки из знаменитого фельетона «Стиляги» 1949 года). То есть, помимо буржуазного буги-вуги, стиляга предпочитал ещё и произведения опереточного жанра. В 1970-е-1980-е годы оперетта сделалась «выбором» почтенных дам и импозантных мужчин, но уж никак не стильных отщепенцев.



  • Пластинки группы 'ABBA', выпущенные в СССР.

    Существовала, конечно же, эстрада, которая также условно делилась на «касты». Были мэтры – Л.Утёсов, К.Шульженко, Л.Зыкина, И.Кобзон, Л.Лещенко, а были и «легкомысленные» ВИА. Что характерно, юношество неохотно принимало, как тех, так и других, потому что даже молодёжные вокально-инструментальные ансамбли катастрофически отставали от модных веяний Запада. Невероятно популярны были отдельные исполнители – С.Ротару, В.Леонтьев, Ю.Антонов и, разумеется, А.Пугачёва. О некоем противостоянии двух «королев» - Аллы и Софии ходили эпатажные слухи, которые тогда невозможно было ни подтвердить, ни опровергнуть – в те годы не существовало программ и журналов, посвящённых «светской жизни». Была ещё прекрасная музыка из кинофильмов - её часто выпускали отдельными пластинками. Музыку из отдельных фильмов даже специально записывали с телефизора. Многие мои подруги писали себе песни из «Трёх мушкетёров», например.

    Всегда особняком стоял джаз. Запретно-стиляжный в 1950-х, он со временем сделался музыкой респектабельных людей, не превратившись, при этом, в «любимца» Советской Власти. То есть, джаз не был ругаем, но и не был в особом фаворе. Джаз выбирали для себя люди с хорошим вкусом и неплохим достатком. В 1983 году на экраны вышел фильм К.Шахназарова «Мы из джаза» с музыкой А.Кролла. Это была типичная для тех лет ретро-комедия – с хорошими артистами и качественной музыкой. С точки зрения большинства молодёжи, джаз был музыкой старшего поколения. Если посмотреть любой концерт тех лет (к примеру, новогодний «Огонёк»), то вся вышеприведённая иерархия предстанет во всей красе – сначала опера-балет, потом – народный танец, следом – советская эстрада.


  • Программа шведского ТВ - «Лестница Якоба» - в гостях у Аллы. 1987 год.

    В середине 1980-х начался настоящий «эстрадный бум» - возникло много новых исполнителей, которые, однако, продолжали традицию отечественной эстрады – их ритмы, как всегда, не совпадали с «общеевропейскими». Помню, меня очень бесило газетное слово «задушевность». Почему-то именно это качество должно было отличать советскую эстрадную песнь от какой-нибудь английской «кричалки» (а также от вопилки, бухтелки и ворчалки). Хорошо помню всякие статьи, противопоставляющие эту самую задушевность - модности и ритмичности. Также выбешивали все эти фразы о том, что русской песне свойственна напевность, особый лиризм и прочие -измы, которые может убить диско-ритм. Так вот, все эти Кати Семёновы и Валентины Легкоступовы продолжали всю эту «задушевную» тягомотину - с лёгкими, немного печальными улыбками они пели про любовь и вообще не давали драйва. Лично мне гораздо больше нравились патриотические, сугубо официозные песни о войне, о Ленине, о коммунистических бригадах. То есть их я никогда не вырубала - в них, как раз, таки был драйв. А вот песнюшки всех этих милых и душевных женщин, поющих про ягоду-малину и белый-теплоход, я просто не переваривала. Более того, они мне казались жуткой халтурой.

    Сейчас, по прошествии лет, «официальная» советская музыка кажется на редкость качественной, добротно сделанной и основательной. Голоса, мелодии – всё выверено, всё, как тогда говорили – «сделано на совесть». Но именно в музыке тех лет наиболее остро ощущается нежелание (вернее – невозможность) следовать общемировым модам. Поэтому когда во второй половине 1980-х вдруг завелись (sic!) группы «Мираж» и «Ласковый май», по звучанию вписывавшиеся в общеевропейский «саунд», их, разумеется, приняли «на ура». Вообще, когда я впервые услышала «Видео-видео» группы «Мираж», я не сразу поняла, что поют-то по-русски. То есть ритм был совершенно сумасшедший, так не похожий на всю эту «горную-лаванду». (Вот эту задушевную лаванду я особо не терпела и даже хулигански переделала её на «тухлую баланду»). Из местных я любила Виктора Салтыкова с группой «Форум» - они начали разрабатывать «модный ритм» ещё в до_миражную эпоху. Правда, потом, когда он стал петь в «Электроклубе», это было уже не то.


  • Посередине - Виктор Салтыков.

    Вообще же, диско и нью-вэйв, в отличие от рока, в СССР очень даже привечались. Их не пропагандировали напрямую и даже поругивали за безыдейность, но все дискотеки, проводящиеся, кстати, под эгидой местного Комсомола, были более-менее укомплектованы западным музоном. После 1986 года советская дискотека по репертуару почти не оставала от западных. До этого, правда, отставание было значительное - в начале 1980-х вовсю крутили хиты 'Arabesque' 1978-1979 годов. Та же дискотечная музыка, в отличие от протестно-иддивидуалистского рока, как раз - таки, была изначально создана для «корпоративного» досуга, она в гораздо большей степени подходила для советской коллективистской морали. Вместе поработали в цеху – вместе попрыгали под ‘Ottawan’. Отсюда – активное проталкивание на советский «рынок» диско-групп 'ABBA','Boney-М'.

    К тому же, рок – это музыка, всё-таки «для мозгов», а диско – «музыка для ног», начисто лишённая душевно-напевных мотивчиков. Я очень любила эту самую «бони-эмовщину» - именно за отсутствие задушевинки и за присутствие ритма. Помню, как мы с подругой в 3-м классе часа полтора слушали один и тот же: «Ра-ра-распутин!!! Лавер оф зе рашен квин» Кассету заездили до предела. Вообще, как-то, в силу того, что у нас была немузыкальная семья, я сама воспитывала свой невеликий вкус. То бишь в театры водили, картины - показывали, а с музыкой как-то не сложилось. Так до сих пор и верна «Распути́ну» во всех видах - от дискотеки 80-х до современной шняги, типа Lady Gaga. Остальное не прёт. Ну так вот! Ещё интересный момент - о группе 'ABBA' в советской печати всегда отзывались с теплотой, хотя эти шведы и не были членами тамошней компартии.


  • Обложки пластинок популярных исполнитлей «Спейс», Дайаны Росс и «Бони-М».

    Более того, нежелательная информация о членах группы тщательно скрывалась. Например, на Западе было широко известно, что Анна-Фрид (норвежка) - дочка немецкого солдатика-интеллигентика, то есть фашистского оккупанта. Если бы 'ABBA' была неугодна и её влияние на умы захотелось бы минимизировать, в советской прессе тут же возникла бы статья: «О чём поёт дочь эсэсовца?» Именно так и назвали бы, хотя Анны-Фридин папочка отнюдь не эсэсманн. Но вон писали же, что Фредди Меркьюри носит эсэсовскую фуражку (бу-га-га). Далее в песнях группы нашли бы пропаганду какого-нибудь нехорошего дела (например, культа денег)... А вообще - всё было клёво. Нам не мешало даже то, что запись часто бывала просто ужасающая – со скрипами, с шумами, ибо это могла быть энная копия, переписанная с одного советского «мага» - на другой. А бывало и так, что переписывали и вовсе при помощи микрофона – качество записи было вторично, главное – музыка! Чтобы можно было поставить «мафон» на подоконник и врубить на полную громкость. И как было приятно и даже где-то волнующе – купить новенькую импортную кассету и распечатать её...

  • Обложки пластинок взяты ТУТ.

  • Заходите в сообщество disco80!!!

  • Одна из моих любимых песен тех лет. Поёт Виктор Салтыков.


  • Tags: 1980, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 199 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →