Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Советской барышни альбом...

  • «Конечно, вы не раз видали
    Уездной барышни альбом...»
    А.С.Пушкин.


  • Я уже писала о песенниках и анкетах 1980-х, но поскольку моя подруга Юлия предоставила мне свои песенники для их экспонирования в блоге, я решила расширить эту богатую тему.

  • Девочки 80-х годов XX столетия заводили себе песенники и анкеты, которые, по сути, были логическим продолжением аристократических альбомов. Они отражали персональные предпочтения своих хозяек на фоне господствующих вкусов. К сожалению, в отличие от альбомов николаевской эпохи, которые можно видеть в музеях, наши песенники и анкеты пока не представляют никакой культурной ценности, хотя, это в своём роде – свидетели эпохи. В песенниках и анкетах отражались общественные настроения, бытовые привычки, интересы и склонности населения. По ним можно судить о хитах и шлягерах, о любимых фильмах, об идеалах красоты. К примеру, типичный анкетный вопрос: «Твой любимый фильм» сразу даёт полновесную картину зрительских симпатий. В 1984 – «Танцор Диско», «Тутси», и тут же – неизменные «17 мгновений весны» и «Кавказская пленница». В тот год снова «крутили» старый французский фильм «Четыре мушкетёра» и, разумеется, все вписывали и его. В 1984-1985 годах среди любимых певцов значились «итальянцы», в 1987-1988-х – ‘Modern Talking’ и CC Catch.


  • Здесь и далее - страницы из песенника Ю.Зунтовой (Школьниковой).
  • Знатная зверюга художника В.Зарубина, самого любимого девчачьего открыточника.

    Песенники и анкеты активнее всего заполнялись во время летнего отдыха в пионерском лагере или в детском санатории. Во-первых, это были места тесного общения с «новыми» людьми, которые часто привозили с собой незнакомые песни. Во-вторых, у детей и подростков, даже при полноценной занятости, оставалось ещё много свободного времени. Массовое обзаведение песенниками-анкетами начиналось, к примеру, в дождливые дни, когда не выпускали гулять, купаться и даже линейку проводили в самом корпусе. В школах тоже процветало увлечение песенниками-анкетами. Иной раз их тайком разглядывали и заполняли прямо на уроках.

    Считалось позором, если анкету отбирал преподаватель – он теперь мог спокойно прочитать, что это за «симпатия» – «Т.В.», да ещё и обведённая красным сердечком! Девчата могли поссориться в случае, если N. заполняла на уроке чужую анкету и «спалилась». А если в анкете были провокационные вопросы, вроде того: «Что такое любовь?», «Что такое поцелуй?» Не все учителя обладали достаточным чувством такта и чувством юмора, увы... Песенники и анкеты чаще всего имели хождение в «структурированных» детских коллективах – в классе, в отряде, в группе и гораздо реже – в неформальной (к примеру, дачной) компании. Думается, что эти подростковые тетрадочки имели функцию некоей «отдушины», они скрашивали монотонность школьных уроков, лагерных мероприятий или санаторных процедур.



  • И снова - картиночки В.Зарубина.

    Кроме того, они служили дополнительным коммуникативным средством в том окружении, где, что называется, выбирать не приходится. Заполнив анкету, можно было найти себе товарищей по интересам – иногда дети узнавали о пристрастиях одноклассников через «анкетные данные». А иной раз дружба завязывалась после «обмена» словами из модных песен: «Дай переписать Боярского, а я тебе – Пугачёву»… Итак, мы начнём наш разговор именно с песенников. Во-первых, они появлялись у девочек раньше, чем анкеты – их начинали заводить уже во 2-3 классе. Во-вторых, увлечение песенниками было гораздо более массовым, нежели увлечение анкетами. В-третьих, анкета часто бывала приложением к песеннику и располагалась в конце тетради. Песенник был результатом кропотливого художественного труда – в его ведение часто вкладывалось куда больше тщания, чем оформление тетрадей по школьным предметам…

    Итак, сначала покупалась тетрадь и не абы какая, а на «пружинке» - 96 листов. Лучше всего, если в коленкоровой цветной обложке (44 коп.). Но и картонная (28 коп.) тоже считалась не такой уж плохой, ибо её поверхность давала дополнительные возможности для креатива: на неё было можно наклеить красивую картинку из зарубежного каталога или сделать коллаж. Затем начиналось оформление титульного листа – он считался «лицом» хозяйки песенника, поэтому в его украшение девочка вкладывала весь свой художественный талант. Обязательно делалась надпись – «Песенник», «Песенник Ивановой Светланы. 6 «Б класс», «Любимые песни» и так далее.


  • Поздравительные открытки Г.Куртенко.

    Надпись должна была поражать всех красочностью и буйством фантазии, поэтому особо ценились фломастеры с их яркими химическими цветами. Чем более претенциозны были колеры, тем красивее считался песенник. Были и любимые сочетания – ярко-розовый – с салатным и голубой – с бледно-розовым. В общем-то, это «традиционные» девчачьи сочетания, но тогда в них была особая прелесть: только импортные фломастеры имели такие химические, безумные расцветки, поэтому эта аляповатость имела «привкус» буржуазной роскоши. Далее на титульный лист было положено наклеивать самую шикарную картинку, которая на тот момент оказывалась под рукой.

    Лучше всего, если имелась каталожная красавица, причём особо ценились именно блондинки с кукольными лицами. Многие наклеивали открытки с изображениями зайчиков-белочек, цветов или новогодних ёлочных веток. Мы тогда редко обращали внимания на фамилии художников, рисовавших открыточные сюжеты, но сейчас пришло время вспомнить, чьё же художественное творчество украшало наши песенники и анкеты. Повышенным спросом пользовались глазастые зайцы В.Зарубина, цветы-деревья А. и Г.Куртенко, плюшево-комиксовые зверюшки Л.Маниловой.

    Кроме того, для придания песеннику особой красочности, часто использовались особые виньетки – «косички», которые как бы оплетали страницу. Были «косички», состоящие из двух «полос» и из трёх. После того, как титульный лист бывал оформлен, писалось важное предупреждение:

    «Тетрадь прошу не пачкать,
    Листов не вырывать,
    А если есть ошибки,
    Прошу не исправлять!»



  • В качестве оформления вот этой песни использован узор «косичка» и обёртка от шоколадки «Финиш».
  • Зверюшки Л.Маниловой.

    Это подразумевало, что песенник не будет храниться в тайне от всего мира – его просмотр был формой общения. Песенник брали друг у друга переписывать или просто посмотреть. Как правило, песенники создавались для записи модных шлягеров, поэтому девочки стремились заполнить тетрадное пространство наиболее актуальными песнями. Среди исполнителей лидировали А.Пугачёва, В.Леонтьев, Ю.Антонов, С.Ротару, группы «Машина времени», «Земляне». В конце 1980-х девичьи песенники заполнились хитами «Ласкового мая» и «Миража». Редко, кто писал имена авторов песен, однако, имена исполнителей – почти всегда. Особо ценными считались песни зарубежных певцов и групп. Особым жанром были блатные и дворовые песни, а также пионерлагерные переделки известных песен.

    К примеру, большой популярностью пользовалась вариация на тему «Погони» из «Неуловимых мстителей». В пионерской-народной песне обыгрывался незыблемый лагерный обычай – мазать зубной пастой лиц противоположного пола.

    «Еловые шишки в палату летят,
    И снова мальчишки нас мазать хотят.
    И нет нам покоя ни ночью, ни днём.
    Погоня – погоня – погоня - погоня!
    Вожатый с ремнём.

    Есть паста в кармане и надо успеть
    Мальчишек намазать и песню допеть…»


  • На этой оптимистичной ноте я заканчиваю сегодняшнюю лекцию. Завтра продолжу и расскажу, как оформляли, что писали в секретиках и пожеланиях.

  • В качестве десерта - песня А.Пугачёвой, которую любили девочки.



  • Tags: 1980, Иллюстрации, Мемуары, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 171 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →