Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Тяжкое бремя альфа-самца.

  • Не так давно в ЖоЖо набрела на упоминание о Людовике XIV. Ему с фантастической лёгкостью приписали очередной загул, который я грубо откомментировала, ибо нефиг. Короче, оказывается, Луи уже не довольствовался забеганием к мадам де Монтеспан в обеденный перерыв, а так конкретно, со знанием мат.части, устраивал оргии (sic!) в духе поздне-имперского Рима. Ну, не было ж такого, товарищи! Но вот, что мне подумалось. Все эти сплетни о королях и великих людях - это типичный пи-ар, обслуживающий образ альфа-самца. В очень любопытной французской книжке «Повседневная жизнь жён и фавориток» автора Г.Шоссинан-Ногаре есть генеральная мысль - французская монархия держалась, пока...короли были окружены гаремом. Это был некий показатель их физического могущества. Даже бездарнейший Людовик XV носил прозвище Возлюбленный (Многолюбимый). Не потому что, что много любил. Это прозвище ему дали после того, как он заболел, все испугались, а потом он выздоровел. И его ещё сильней полюбили. Но вот пришёл скучный, толстый и правильный мальчик - Людовик XVI и начались волнения. Ещё один немаловажный момент, на котором останавливается автор - фаворитки были некими «девочками для битья» и «козлихами отпущения» - на Помпадур можно было взваливать всю вину за недоразвитую инфраструктуру, экономическую отсталость на селе и халатность при строительстве стратегически важных объектов.


  • Кадры из фильмов «Анжелика и король» и «Анжелика - маркиза ангелов».
  • Бюстик, установленный на Родине героя.

    Но вернёмся, однако, к образу альфа-самца на примере Людовика XIV. Словари утверждают, что доминантный самец чаще всего (но не всегда) реализует возможность оплодотворять наибольшее число самок. Это ему положено Природой, поэтому он так себя и вёл, а не потому что был распущенный или ещё какой-нибудь там девиантный. Луи был невероятно близок к природе, к пампасам. Даже моду диктовал именно с этих позиций. Красные чулки, красные каблуки, парик - львиная грива - всё это было как знаки-символы обер-павиана. Тогда все мужчины носили бабьи кудри, но только король имел право на самый пышный парик и никто не имел права соревноваться с ним. Подражать - да, сие считалось весьма целесообразно, но ни в коем случае не копировать или перегонять. Если женщина попадала в круг фавориток, на неё уже не имел права даже законный супруг, которого под разными предлогами удаляли от двора. Любовница сосуществовала не только с королевой, но и с другими любовницами. Официальная фаворитка была одна, но существовали постоянно менявшиеся наложницы или просто хорошие подруги (как Ментенон). Причём, из их числа могла выпестоваться очередная официальная. Дамы подсиживали друг друга - так, Монтеспан вытеснила Лавальер.



  • Слева - кадр из фильма «Человек в железной маске».
  • Справа - кадр из фильма «Король танцует».

    И вот, что интересно - в обществе осуждались и добрачные связи, и измены, и бастарды. Но, тем не менее, все стремились в постель к королю. Это было почётно - родить от короля. И даже не потому, всё что это создавало дополнительную экономическую базу для удовлетворения материальных потребностей. Это считалось высшей золотой пробой - быть среди избранниц короля. Настоящий альфа-самец должен демонстрировать мощь своей стаи - строить пышные дворцы с позолотой, вести войны, наказывать казнокрадов (вроде Фуке), диктовать свои личные вкусы всему населению Европы. Как правило, после смерти альфа-самцов начинается разброды и шатание - после смерти Людовика XIV был бездарно-безбашенный период Регентства, когда все только трахались, но никто ничего при этом не делал. Потом пришёл уже упоминавшийся Людовик XV, который продолжил генеральную линию Регента. Если бы Многолюбимый при его потенции был бы ещё и воином-созидателем-умницей, то судьба Франции могла бы стать иной. А так - всё ушло в разбазаривание сил на поддержание Оленьего Парка. Но альфа-самец - это не всегда главный осеменитель стаи. Бывали и совершенно равнодушные к размножению альфа-самцы, вроде Карла XII и Фридриха Великого, ибо всё-таки основная функция данного вида особей - это взятие на себя функций наблюдения и контроля за внутренними конфликтами, демонстрация своей мощи соседним стаям.


  • Кадры из фильма «Король танцует».

    Что характерно, альфа-самец всегда неповторим и все попытки подражать ему - это всегда провал. Так, типичный омега-самец, вроде Петра III, не мог дать стае ничего, кроме внешней атрибутики - прусской модели управления (и поведения). Пётр подражал общепризнанному альфе, но в результате получил то, что получил. Кстати-кстати... Большинство знаменитых правительниц в своём поведении приближались именно к альфа-самцам. Возьмём Елизавету Петровну и Екатерину. Ну, про то, что они любили окучивать красивых мужчин, это понятно. Но они любили и другие атрибуты - появляться на людях в военной форме, совершать чисто мужские, рискованные поступки. А Екатерина ещё и думала чисто по-мужски. В её поступках и в речах очень мало женского. Елизавета реализовала это иначе. Помните, как она запрещала дамам одеваться краше и моднее себя? Как срезала неуставные ленты с причёсок? Альфа-самец должен выделяться в стае. Екатерина выделялась умом и знанием дела, Лизавета - окрасом и оперением. Но выделялась. Или вот - Рыжая Бесс, тоже типичный альфа-самец. Кстати, она тоже не терпела, чтобы кто-то щеголял своими нарядами при ней-любимой. И одна во всей Европе распускала свои рыжие волосы (гриву) - типа, я одна такая. Она панически боялась, что какой-нибудь другой альфа-самец подомнёт её под себя - отсюда страх перед замужеством. Правда она, в отличие о наших цариц, выбирала себе фаворитов не для постели, а для демонстрации. И все последующие попытки приписать ей любовников - это дань клише, дань образу альфы.


  • Кадры из фильма «Елизавета. Золотой Век».

    ...Вообще, вот это бесконечное приписывание альфа-самцам дополнительных любовниц - это очень типично. Возьмём, например, Николая I. Это прямо-таки типовой представитель вида - контроль, охрана своей популяции, демонстрация мощи, желание доминировать у себя и в Европе, и, разумеется, повышенная активность в осеменении. Ну, было, да. Но не столько, сколько на него навешивают. Причём, все сплетни о количественной стороне вопроса ведут к некоей статьюшке Н.Добролюбова (типичной омеги) - «Разврат Николая Павловича», впервые напечатанной в журнале «Голос минувшего» (1922 год!). То есть Добролюбов описывает характерное поведение альфа-самца, как он это видит со своей «параши». Так, никакого гарема в Смольном институте император не имел. Не имел он его и в театральном училище. Он даже вряд ли подстерегал фрейлин по углам - времени жалко было. Да и фрейлин-то столько не было, сколько ему приписывают связей с ними. Ну да, не пренебрегал обязанностями вожака стаи, почти все его портреты - это демонстрация «самцовости» (чисто глаза, не подумайте дурного). Опять фигурка, ляжечки... Даже извечная история с Натали Гончаровой - это составляющая мифа об альфа-самце. Жена Первого Поэта - самая вкусная добыча и даже, если ничего не было, всё равно будут сочинять, ибо noblesse oblige.


  • Кадры из фильма «Звезда пленительного счастья».

  • В общем, даже как-то легче жить стало, ибо я поняла, что это - не клевета, не желание унизить короля, а именно попытка продемонстрировать его в качестве альфа-особи. Что поделать? Человек из лесу вышел, несмотря на все последующие нейтрины и мобилы с полуфабрикатами.
  • Tags: Галантный Век, Екатерина II, Людовик XIV, Николай I, О Жизни, Тюдоры
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 172 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →