Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Мракобесие против мракобесия: научный атеизм в СССР.

  • В СССР всегда наблюдалось двойственное отношение к церкви и к религии, как к таковой. С одной стороны законодательно провозглашалась свобода выбора – человеку давалось право, как верить, так и не верить в Бога. Официальная точка зрения базировалась на материалистическом мировоззрении и так называемом научном атеизме – даже малышей в детских садах основательно учили азам атеистического мировоззрения: «Дети, Бога нет!» Вместе с тем, многие храмы, иконы, церковная утварь признавались произведениями искусства и охранялись государством. О древнерусском (читай - христианском!) искусстве сочинялись научные труды и издавались красочные альбомы с многочисленными иллюстрациями. (Подобные альбомы очень любили покупать заезжие иностранцы, поэтому большинство вышеозначенных изданий были на английском языке). Однако из всех этих монографий, статей и альбомов тщательно выхолащивался основной, то есть, религиозный смысл.


  • Типичная статья из журнала «Юность». 1960-е годы.

    На иконы было «принято» смотреть как на творение рук человеческих, не более того. Иконописец с точки зрения советского искусствознания почти ничем не отличался от обычного портретиста. Писалось о величии гения, который расцвёл, вопреки феодальной дикости, но ни слова не говорилось о той Силе, которая направляла этот гений. Гражданин СССР, в принципе, имел право посещать богослужения, хранить дома иконы, молиться и даже открыто называть себя верующим. Однако и «атеистическое государство» в лице его чиновников могло закрыть перед этим гражданином некоторые двери... Конечно, если верующий человек был простым инженером или колхозником, он мог спокойно приобщаться в религиозным таинствам, особенно, если он при этом был ещё и беспартийным. Но если в церковь начинал ходить крупный начальник или же лицо, выполняющее воспитательные функции, то в этом случае начинались крупные неприятности, вплоть до исключения из рядов КПСС и снятия с должности.


    Разумеется, люди тайно крестили своих детей, а некоторые ещё и сами принимали крещение в зрелом возрасте. Крещение младенцев, как правило, обставлялось следующим образом – законопослушный атеист-ленинец закрывал глаза на то, что старенькая бабушка носила внука-правнука в церковь. Крестильный крестик тщательно прятался в шкатулку с нехитрыми советскими драгоценностями и часто ребёнок вырастал, даже не зная о том, что он был окрещён. В случае чего, «недоумевающий» родитель имел право сказать, что дитятко крестили без его ведома, тайно. А какой спрос с суеверной старушки? Религия считалась уделом пожилых и по сути отсталых людей. (Многие семьи тогда прописывали на городскую жилплощадь своих деревенских бабулек. А они, в свою очередь, привозили из деревень иконы, лампадки и прочие предметы культа).


  • Продолжение статьи, а посередине - отрывок из искусствоведческой заметки. Журнал тот же.

    С другой стороны, многие представители интеллигенции держали дома иконы в качестве стильного предмета старины – с начала 1970-х в моду стремительно вошли «народный стиль», русская древность и дореволюционный винтаж. На этом фоне иконы, висящие в гипотетическом «красном углу», смотрелись чем-то, вроде актуального украшения квартиры. Люди попроще тоже не хотели отставать от этой кощунственной, по сути, моды – обеспеченные молодые люди носили золотые крестики напоказ и даже посещали крестные ходы, как это делали герои кинокомедии «Блондинка за углом». Это поветрие не имело ничего общего с религиозностью – все вышеуказанные модники были дремучими атеистами, не имевшими никакого понятия о Боге. Часто они даже не знали, какой рукой и в какую сторону принято креститься.

    Вместе с тем, в этом было нечто от извечной фронды советского человека: говорить о Боге и слушать вражеские радиостанции - это котировалось примерно одинаково. Подлинно же верующие люди всем казались непонятными и чужими. Дети и подростки смотрели на своих религиозных сверстников, как на существ из другого мира, у которых всё не так, как у обычных граждан. В прессе мелькали статьи о маленьких горемыках, которых набожные родители заставляют молиться и не разрешают им вступать в октябрята, а тем более – в пионеры....


  • Журнал «Наука и религия». 1988 год.

    Все эти материалы строились по выверенной схеме: вот худенькая девочка с косичкой (почему-то журналисты чаще всего выбирали именно девочку) сидит на последней парте и отрешённо смотрит куда-то в сторону. Почему? Оказывается, мать водит её в молельный дом, где чадят свечи и шепчутся сгорбленные старухи в чёрном. А девочке-то хочется участвовать в игре «Зарница», петь радостные песни о дружбе и скакать на переменках по солнечному школьному дворику. В этих статьях часто мелькало словосочетание «религиозное мракобесие», а, по сути, непримиримая борьба с религией была точно таким же мракобесием. Почему? Потому что СССР был, по сути,…религиозным государством, во всяком случае, научный атеизм был только маской.

    Человек не может жить без веры в Бога, в высший разум, в Царствие Божие, которое как ни назови, хоть Светлым Будущим, хоть Коммунизмом, хоть «яблонями на Марсе» с «веткой сирени в космосе». Так, в Советском Союзе была предпринята попытка создания культа Ленина. Попытка не увенчалась успехом – несмотря на отчаянные попытки агитпропа, божество из Ильича выходило никудышное, несмотря на то, что вся страна истово скандировала «Ленин жил! Ленин жив! Ленин будет жить!». Всё ушло в стёб. Были и свои «святые страстотерпцы» - пламенные революционеры, погибшие за народное счастье. Все они – от повешенных декабристов до пионеров-героев признавались мучениками, чей подвиг не обсуждался и не подвергался сомнению.


    li>Журнал «Наука и религия». 1988 год.

    Марксизм-Ленинизм, превращённый из живой, «работающей» теории в догматическое учение, также не подвергался сомнению и произвольному толкованию. Кроме того, в СССР пестовались все положенные христианину добродетели – нестяжательство, целомудрие, смирение, верность и способность к подвигам. В общем, всё оставалось, как и во времена владычества православной церкви, только названия сделались иными. Теистическое общество готовит каждого из своих членов к вхождению в Царствие Божие, оно исправляет заблудших, оно ревностно воспитывает детей и взрослых. Советская Власть тоже занималась всемерной перековкой человека, который будет готов к вступлению в Коммунистический Парадиз.

    Получалось, что некая новая религия, основанная на чётко определённых догматах, вытесняла и выкорчёвывала религию отжившую. Что характерно, нелюбовь Советской Власти к православию и вообще - к христианству, никак не касалась, скажем, язычества. Напротив, дохристианские религии, особенно греко-римские традиции, воспринимались восторженно - как нечто светлое, сказочное и тесно связанное с миром красивых легенд. К славянскому язычеству отношение было также позитивным - мол, жили себе пахари-солнцепоклонники, сильные и смелые, а пришли злые попы и всех окрестили... А уже потом началось угнетение человека человеком и прочий царизм с разнузданной военщиной.

  • Всё изменилось с началом Перестройки. В обществе началось возвращение к вере, правда, выглядело всё это пафосно и нарочито. Поститься-молиться и слушать радио «Радонеж» принялись...вчерашние атеисты-ленинцы, как будто вовсе и не они ещё вкера кричали об истмате с диаматом.
  • Tags: О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 205 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →