Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:
  • Mood:

Третий Рейх = Средневековье?! Пара фраз об агитпроповских клише.

  • Не так давно, сидя на даче, пролистала несколько советских книг о Третьем Рейхе, которые мне презентовала подруга, очистившая книжные полки для более современной литературы. Действительно, в Советском Союзе много и обстоятельно писали о нацизме и неонацизме, однако, во всех этих произведениях - как художественных, так и публицистических, - общеобязательно соблюдался набор определённых клише. Сейчас, например, принято упоминать, что гитлеровский Рейх был мистическим государством, в котором (к тому же) все дружно выкидывали свидетельства о конфирмации и бежали молиться Одину. К тому же, ТВ и пресса постоянно пичкают многострадальный пипл инфомацией о том, что Третий Рейх не канул в Лету, а жив и затаился во льдах Антарктиды. Это - продукт сиюминутной коммерции, мозговой фаст-фуд, который подразумевает быстрое и жирное насыщение некоей заманчивой дрянью. В Советском Союзе были другие клише. Не идеологические (с идеологией было всё правильно и достойно), а именно - информационные. Вот типичный пример:


  • Иллюстратор Третьего Рейха В.Грауль представляет эпохи:
    Средневековье, Ренессанс и Галантный Век (Фридрих Великий, отвергающий Библию)1..


  • Почему-то было принято сравнивать Третий Рейх со...Средневековьем. В большинстве книг были вот такие фразы: «Недаром эсэсовские палачи сравнивали себя с тевтонскими псами-рыцарями!» Это цитата из сборника статей «Это не должно повториться!» 1969 года издания. Найти хоть сколько-нибудь убедительную отсылку к псам-рыцарям не представляется возможным - эсэсовским палачам они были, прямо скажем, не слишком родными. Или вот: «При создании эсэсовской формы использовались мотивы облачения рыцарей Тевтонского и Ливонского орденов». Оказывается. Вообще-то, именно Средневековье было самым нелюбимым временем для нацистских культур-треггеров. Во-первых, оно было слишком католическим. Во-вторых, Германия средних веков не представляла из себя ничего такого, чем могли бы особо гордиться в Третьем Рейхе, ну, совсем ничего особого. То ли дело галантный XVIII век, когда немцы резко заняли все троны, все места в академиях и все королевские капеллы Европы. Самый высокооплачиваемый композитор XVIII века - это Гендель. Немцы тогда сумели обойти даже природных музыкантов - итальянцев. Об этой привязанности к XVIII веку говорят и многочисленные киноленты, созданные за 12 лет гитлеровского правления. Сплошные парики, камзолы и штаны-кюлоты, выполненные с благоговейным тщанием. Ни одной псо-рыцарской вещи! Почему же советские пропагандисты настаивали на этом своеобразном мидиевизме? По незнанию? Нет. И ответ очень прост.



  • Нацисты представляли Средние Века, как время тотальных ужасов...

    Дело в том, что нацистский вкус должен быть ярко противопоставлен советскому вкусу, а всё дурное и неприглядное, с точки зрения нормального советского человека автоматически приписывалось нацисту. Проще говоря, всё, что не нравится нам, должно сильно нравится им! А теперь вспомните, с каким отвращением относились в СССР к европейскому Средневековью. Мракобесие, разгул инквизиции 2., преследование учёных. Тёмное и жестокое время. Проводилась чёткая аналогия между католическим миром, стремящимся на Восток и миром Третьего Рейха, стремящимся туда же. Инквизицию сравнивали с Гестапо, расовую теорию - с католическими догматами, подминание под себя всяких пруссов и жемайтов - с оккупацией и так далее. Фильм С.Эйзенштейна с рогатыми шлемами - это только капля в море, только один из зримых образов этой доктрины. Лучше бы он создал какой-нибудь «Кунерсдорф» с псами-от-инфантерии и злобными фон Цитеном и фон Зейдлицем. Однако же Галантный Век, столь обожаемый фашистскими идеологами, не мог вызывать однозначно отрицательную реакцию - в СССР «эпоха красных каблуков и величавых париков» значилась, как легкомысленно-дурацкая, рокайльно-капризная и вообще - кучеряво-незначительная. Войны велись в кружевах, миром правили фаворитки, а жизнь текла среди боскетов и беседок, увитых розами. Смешная и суетная жизнь, окончившаяся гильотиной и бонапартизмом. Всё это может вызывать насмешку, но не страх и ненависть.


  • Вроде как время унижения гордого человека...

    Сравнение же со средними веками (в том виде, как их трактовали в СССР) значительно усиливало негатив к нацизму. Вообще, я сама в своё время испытала сильнейший культорологический шок, когда узнала, что «Фридрих Великий - кумир нацистов» и «Фридрих Великий - король-флейтист» - это один и тот же человек. Я по детству честно верила, что любимой эпохой фашистов были мои нелюбимые Средние Века - некрасивое и злобное время. Я даже сначала подумала, что это «не тот» Фридрих, а какой-нибудь Барбаросса, и это теоретически гораздо лучше сочетается с агитпроповским посылом. Поэтому в СССР старательно выпячивали «средневековые» атрибуты нацизма - замок Вевельсбург, готический шрифт, орденские заморочки Гиммлера, но вуалировались «ренессансно-галантные» вкусы общества в целом. А XVIII не так уж прост и безобиден, как это кажется на первый взгляд. Если вдуматься, то именно чада рационально-циничного Галантного Века не нашли бы ничего ужасного в евгенике и даже в опытах над людьми. Человек Средневековья, напротив, ужаснулся бы. Но всё это надо было бы долго и упорно объяснять, а пропаганда обязана быть яркой и доходчивой. Ну, не могут люди в паричках напугать больше инквизитора с испанским сагогом наготове!

  • 1. Ссылку на картинки дал smelding.
  • 2. Справедливости ради, стоит отметить, что реальный разгул инквизиции начался, как раз, в эпоху светлого и чистого Ренессанса.

  • Tags: Галантный Век, Иллюстрации, Пруссачество, СССР, Средние Века, Фридрих Великий
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 149 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →