Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

О диско-дансере и не только о нём.

  • У каждого поколения есть своя музыка, свои фильмы, своё видение мира. Кое что из этого переходит к следующим поколениям, а иногда - к внукам и правнукам - так возникает классика. Но в памяти хранятся и такие сюжеты, которые отвегли потомки или даже - младшие братья. Эти вещи изучают специалисты по той или иной эпохе, или же - вездесущие любители. Приведу, возможно, грубый, но внятный пример. Все отлично помнят Волошина и Северянина, тем более - Блока, но Черубину де Габриак 1. знают далеко не все, а уж людей, читающих её стихи, и вовсе не так много. А было время, когда Черубина (она же Елизавета Дмитриева) буквально заворожила всё русское общество. И таких примеров по каждой эпохе будет много. В 1910-1920-х годах актёр Гарри Пиль был невероятно популярен в Европе, а у советских женщин он пользовался гораздо большей славой, чем хрестоматийный Дуглас Фербенкс. Кто сейчас помнит Гарри Пиля? Или кто сейчас помнит многочисленных поэтов николаевской эпохи? Пушкин! Пушкин! А тогда каждый поручик баловался рифмами - время такое было, золотое для творчества.


  • Мир диско был для нас изначально ярким и блестящим.

    ...Ну так вот. У поколения, которое родилось в начале 1970-х, тоже есть такие вещи и сюжеты. К примеру, индийский фильм «Танцор Диско». Общаясь с людьми, которые даже на 5-7 лет моложе меня, я поняла - тот, кто это не видел в обстановке 1983-1985 годов, никогда не поймёт, что же мы там смотрели. Более того, этот кинофильм, а в особенности, диско-номера, будут вызывать истерический хохот у молодёжи. Какие-то нелепые танцоры в атласных штанах, дурацкая яркость, восточные мотивы с намёком на 'Boney-M'. А тогда... Для нас мир диско был изначально ярок, нарочито блестящ. Потому что пропаганда всегда рисовала всё заграничное - причудливыми красками.

    Там все женщины ходили в блёстках, на серебристых шпильках и в малиновых штанах-бананах. И с непременным макияжем - перламутровые тени на усталых веках, сочные рты, могучие ресницы. Фильм «Танцор Диско» подтверждал наши представления о ненашем мире. Те единицы советских граждан, которые бывали на капиталистическом Западе, не могли никому доказать, что англичанки и немки ходят в джинсах и в неброских маечках, а француженки душатся парфюмом гораздо реже, чем провинциальная советская бухгалерша, добывшая эти самые 'Climat' в честном бою.



  • Тот мир предствлялся одной большой дискотекой с зеркальными шарами.

    В силу закрытости (вернее - полуоткрытости) общества советские граждане, а в особенности, подростки, обладали мощной фантазией. Мы додумывали там, где нам не показывали, причём в большинстве случаев - ошибались. Вообще же, сугубо восточный фильм «Танцор Диско» был создан в подражание мировому хиту «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой. Американский хит - фильм довольно-таки серьёзный, жизненный, где музыка диско является только фоном. Здесь же диско - это сам смысл существования. По сравнению с индийской лентой, голивудская картина выглядит...тусклой. В ней нет ощущения бесконечного праздника, которого так ждали от заграничного кино советские дети.

    Сказка (а не житейская быль) про маленького бедняка, ставшего кумиром эстрады, очень хорошо монтировалась с советским мифом о взлёте простого человека - к звёздам, к подмосткам, к власти. (Несколькими годами позже этот миф поможет сироте Шатунову покорить всех девочек Советского Союза). Помню концертные номера группы 'ABBA', которые тоже иной раз показывали по советскому ТВ - чёрный провал сцены, женщины одетые, скорее, сдержанно, чем дискотечно. А у Митхуна Чакраборти с его толстушками из подтанцовки были такие разноцветные шелка, что ни у кого не оставалось сомнений - вот оно, подлинное диско!


  • Нам казалось, что только так должна одеваться модная младежь.

    Кроме того, музыка как-то очень хорошо вписывалась в наши музыкальные вкусы. Те же 'Bee Gees', являвшие фон для голливудской «Лихорадки...», при всём их отточенном профессионализме, не смогли бы сводить с ума девочек 12-14 лет. Мы слушали 'Bee Gees', разумеется, но музыка из «Танцора Диско» казалась нам просто сказочной. Возможно, я опять озвучиваю вкусы раённых лохудр, ибо в те годы все хорошие девочки ходили по филармониям, но для меня и моих подруг в этом фильме была особая прелесть, и дело вовсе не в притягательности главного героя, как тогда писали в журнале «Советский экран». (Мне, например, вообще не нравится смуглая, чувственная красота и вообще - восточный тип мужчин). В этом фильме было то, что совпадало с ощущениями предперестроечной эпохи - тогда в обществе сформировался некий эскапизм на фоне относительного материального благополучия.

    «Танцор Диско» не напрягал «социалкой», несмотря на показ трущоб и недоедания. Герой Митхуна побеждал обстоятельства, получал в награду любовь красивой девушки и обожание толпы. Несмотря на то, что его близкие люди - мать и дядя - погибали, всё это смотрелось, как смерть второстепенных героев сказки, где Принц всё-таки побеждает Дракона и увозит Принцессу. А уже поколение, условно называемое в ЖЖ - 76_82, росло на западных видеоклипах начала 1990-х, эти ребята постоянно видели настоящее, фирменное евродиско. Для них Джимми-Джимми уже выглядел глупо, аляповато и невыносимо провинциально...

    1. Не-не, я допускаю, что сейчас набежит много людей, которые будут кричать, что они выросли на стихах Черубины и только быдло не знает её биографии. Но в силу того, что я ближе к быдлу, чем к высокодуховницам, я пишу для широких масс, а не только для грустноглазых праправнучек расстрелянных корнэтов.



  • Tags: 1980, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 138 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →