Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Загадки без разгадок: гороскопы, йога и НЛО 80-х.

  • 1980-е годы иногда сравнивают с 1960-ми - «оттепельная» гласность, активность населения, надежды на светлое будущее. Мол, 1970-е - это яркий антипод 1960-х, тогда как «золотые-восьмидесятые» - это некий аналог, только на ином витке истории. Я не берусь поддерживать или же опровергать этот тезис, однако, мне кажется, что 1960-е были гораздо более праздничными и гораздо менее циничными. Но вот один общий момент - повальный интерес к загадкам и тайнам бытия. С одним только исключением - в 1960-х всё и вся пытались объяснять с точки зрения науки, в 1980-х же, напротив, всех интересовали загадки без разгадок. В 1960-х все хотели вывести формулу, в 1980-х людям была интересна именно непонятность тех или иных странных явлений.

    Помните, Раису Захаровну из народной комедии «Любовь и голуби»? Это была женщина, страшно далёкая от науки, как таковой, однако, она с видом знатока рассуждала о телекинезе, о филиппинской медицине, об НЛО, о гипнозе, о йогах. В 1960-х наличие/отсутствие пытались проверять с помощью расчётов, в 1970-х всё вышеуказанное сделалось увлечением скучающей интеллигенции, в 1980-х каждая провинциальная бухгалтерша знала кое-что о гороскопах, кое-как гадала по руке и кое-зачем пыталась раскорячиться в йоговской позе. И разумеется, она имела конкретное представление об уфологии, лечилась настоями и заговорами, немножко верила в Бога и клала Домовому сахарок на даче.


  • Маниакально-правильное питание и тайны, покрытые мраком...

    Таким образом, 1980-е стали эпохой профански трактуемой потусторонщины. Больше всего люди расстраивались, когда им доказывали, что над их домами тусовалось не НЛО, а какой-нибудь скучный зонд или вовсе - то было атмосферное явление. Люди условно разделились на тех, кто верит в «тарелочки» и кто всё ещё сомневается. Помните, герой культового фильма 1980-х «Блондинка за углом» ждёт сигналы от «братьев из Космоса»? В 1960-х люди верили, что мы сами прилетим к таким вот братьям, научим их коммунизму и садоводству. В 1980-х стало модно ждать и верить, что прилетят уже к нам... В общем, людям желалось чего-нибудь эдакого, с чертовщинкой. Формулы и графики казались тоскливыми, всем не терпелось уйти от обыденщины, хотелось предсказывать будущее или хотя бы смотреть на то, как это делают другие. Разгадка тайн, вернее их логическое объяснение сделалось не слишком-то нужным. Главное, чтобы была тайна и чтобы это было увлекательно!

    Повысился интерес к нетрадиционной медицине. Понятное дело, что не просто так. Это была реакция на недоверие к достижениям позднесоветской медицины, имевшей только одно сомнительное достоинство - бесплатность. В прессе мелькали статьи о благотворном влиянии точечного массажа. Приводились таблицы соответствия той или иной точки на ладони (или на ухе) - внутреннему органу. Всё чаще говорилось о китайской практике иглоукалывания. Постоянно вспоминали о йоге, причём не в полновесном виде - с философией и духовным обновлением, а так, для всех и каждого: какая-поза-что-лечит. Отчаявшись вылечить свой остеохондроз, люди кидались к самым разным восточным практикам. Не имея гуру (и даже книг по теме) они хватали всё по верхам, что, впрочем, не исключало выздоровления. Потом возник краткий интерес к иридодиагностике - по радужной оболочке глаза.



  • Материалы из журнала «Крестьянка» за 1987 год.
  • Гороскоп из минского журнала «Рабочая смена» за 1986 год.

    Всё это, включая даже и всплеск доверия к гомеопатии, носило характер хобби, наравне с аэробикой и плетением макраме. Люди искали исцеления и - развлечения, интересуясь такими штучками, как мумиё, лечебные магнитные браслеты, обливание холодной водой и так далее. По рукам ходили описания дыхательных упражнений и рецептов правильного питания. Питаться и дышать, как тому учили закосневшие доктора-материалисты, никому не хотелось. Вот если сие присоветовал какой целитель-экстрасенс - таки да. Эх, тогда даже маленькие дети знали, кто такие экстрасенсы - в дворовых компаниях это было принято обсуждать с умным видом. Все знали, кто такая Джуна и кто такая Ванга. Целители, гадалки и ворожеи в те времена ещё не имели своих офисов с бухгалтерией и маркетологическим отделом, но адреса бабок-колдуний передавались по каналам «сарафанного радио».

    Окончательный прорыв был сделан в 1989 году, когда телевидение оккупировали Чумак и Кашпировский, проводя свои сеансы на всю страну. Это был беспрецедентный случай в мировой практике. Особенно им верили тётки - простые, разуверившиеся во всём советские женщины. У них была краткая юность и суровые будни, лишний вес и гипертония в 30 лет, развод и сыновья-двоечники... И тётки приникали к экранам. Они благоговейно заряжали воду чумаком, ждали вечерами Кашпировского и с трепетом слушали о том, как чей-то мальчик вылечился от прыщей и плоскостопья. И вся страна выучила слово «энурез» - от этого пикантного заболевания Кашпировский лечил почему-то наиболее охотно и плодотворно...


  • А.Чумак в советском учреждении.
  • Типовая карикатура из журнала «Работница» за 1985 год.Тема НЛО.

    ...Также все женщины и дети знали толк в гороскопах - к середине 1980-х увлечение астрологией достигло такого размаха, что её признала даже официальная советская пресса - в дамских журналах стали появляться прогнозы на грядущий месяц, а в предновогодних номерах были целые развороты с предсказаниями... Поначалу люди путались, ибо не понимали разницы между восточным и европейским гороскопами. Типа: «Ах, ну какая же я вам Лошадь, когда я Дева?!» Потом, правда, все разобрались и поняли, что мы и Девы, и Лошади, а иной раз и Крысы-Близнецы. Сделалось модно дарить на Новый Год зверушек, покровительствовавших очередному году.

    Люди спрашивали: «Можно ли в наступающий год Быка ставить на стол говядину? А что нужно надевать в новогоднюю ночь в год Кролика?» Потом пришло и ещё одно сокровенное знание - восточный Новый Год наступает не 1 января. Но это никого не волновало - главное, чтобы было интересно, а вся эта милая чепуха очень скрашивала жизнь. Например, девушки на полному серьёзе задумывались на тему: «Стоит ли мне - Рыбе связываться с Овном или лучше подождать Скорпиончика?»


  • Материал из журнала «Крестьянка» за 1989 год.
  • А.Кашпировский среди благодарных граждан...

  • Итак, никому не было интересно «почему?», но всем хотелось знать «как?» Были вопросы, не требовавшие ответов, но подразумевавшие таинственное выражение лица. Это было интересно, увлекательно и создавало определённый фон для жизни. Вместе с тем, это был кризис общества. Верить стало некому - оставался Анатолий Михайлович...
  • Tags: 1980, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 104 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →