Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Рукодельницам 80-х.

  • Советские дамы всегда были рукодельницами - в одни периоды от нужды, в другие - в силу хобби. Примерно до середины 1960-х годов женщины много шили - сказывалось бессилие Легпрома и неповоротливость торговли. К концу 1960-х дамы массово взялись за вязальные приборы. Нет, конечно, вязали и до этого, но это не было поголовным увлечением и в детских книжках с клубком и спицами рисовали исключительно бабушек. В 1970-1980-е годы вязание сделалось одним из главных дамских хобби. Разумеется, это было связано не только и не столько с невозможностью купить приглянувшуюся шапку или шарфик. На Западе вязаные вещи тоже вошли в моду - с одной стороны был актуален трикотаж, с другой стороны - именно самодельные (часто - нарочито самодельные) вещи. (Некоторые историки моды полагают, что это являлось отголоском хипповского стиля). Поэтому в Европах были невероятно популярны журналы, типа 'Verena', да и в 'Burda'-х были специальные странички для вязальщиц. Так что тезис о том, что тётки вязали исключительно от бедности, не катит.


  • Фотографии из сборника «Вязание». 1980 г.

    Кроме того, вязание не требовало много места и много времени. Вязать можно между делом - во время вечернего просмотра ТВ, в процессе телефонной беседы с подругой и даже - в метро. Сейчас в метро (даже в полупустых вагонах) никто не вяжет - не принято. В 1970-1980-х женщины иногда доставали в метро свои произведения и медитировали со спицами или с крючком. Кстати, большинство дам вязали во время телефонной болтовни, неудобно прижимая трубку плечом и вот этак перекособочившись сомещали приятное...с приятным. А болтали тогда очень много - буквально часами. Сейчас в Интернете столько не сидят, сколько тогда с телефонной трубкой. Итак, вязать можно между делом и - вместо дела. В советских учреждениях эпохи Застоя дамы частенько брались за мотки с пряжей.

    Помните, секретарша Верочка спокойно вязала на работе? (И, видимо, Калугина об этом знала или догадывалась...) В моде был мохер. Его доставали, за ним стояли в очередях. Особо ценился чёрный мохер или же - какого-нибудь шикарного цвета, например, бирюзовый. Вообще, хорошую пряжу красивых цветов купить было не так уж просто - навалом лежали какие-нибудь дикие или немодные оттенки, а вот что-нибудь этакое надо было ещё и поискать. Поэтому всякие 'Burdовские' штучки, вроде двухцветного пуловера маренго с перваншем вызывали восторг, смешанный с завистью...


  • Фотографии из сборника «Вязание». 1980 г.

    Надо сказать, что вязали многие, но вязали хорошо - единицы. Например, мало кто умел вывязывать подъём у носков. Большинство содавали вещи для своих детей, для себя - гораздо реже. К концу 1970-х многие увлеклись узорным вязанием - всякими косичками, бубочками, ажурными вставками. В начале 1980-х многие девушки делали себе шапку-трубу, длинный шарф и свободные свитера по моде тех лет. Поскольку вязали, используя опыт подружек, а не специальные книги, то шапка-труба получалась слишком узкой и некрасиво обтягивала лицо.

    Книги по рукоделию были не то, чтобы дефицитом, но свободно в магазинах не залёживались, да и новинок моды в них никогда не встречалось. Потому что пока книга (после всех согласований) доходила до потребителя, мода делала три шага вперёд. Много материалов было в женских изданиях «Работница» и «Крестьянка», но дамы жаловались, что технология часто не оправдывает ожиданий: «Делала всё по схеме, а получилась фигня». С возникновением моды на аэробику, юные девушки бросились вязать разноцветные гетры и полосочки на лоб.


  • Фотографии из журнала «Вязание». 1985 г. из коллекции oranjaht.
  • Остальное - ТУТ!

    С появлением в 1987 году русскоязычного журнала 'Burda' большинство женщин полюбило шить по «Бурде». Именно так. Конечно же, некоторые барышни, имевшие доступ к этому немецкому журналу, шили по его выкройкам и до этого, но именно с 1987 года это превратилось в некое хобби. Во-первых, вещи там были прехорошенькие (особенно на манекенщицах), во-вторых, Энне Бурда неоднократно утверждала, что все её модели невероятно просты в изготовлении. Советские женщины, свято верившие в печатное слово, поверили и на этот раз. Потом поняли, что для шитья по «Бурде» надо иметь не только и не столько оверлок и нитки цвета 'вердегри', но и руки, растущие не из той самой...

    Некоторые даже сочли, что немецкая фрау их обманула - для человека, не умеющего держать иглу, вещи оказались сложны в исполнении. Кроме того, многие дамы привычно пытались заменить шёлк - на сатин или что-то в том же роде из серии: «Ой, да какая разница?!» Но в любом случае именно 'Burda' вызвала к жизни интерес к шитью. Кроме того, в этом журнале были выкройки сразу с учётом нескольких размеров - для невысоких, для полных, для девушек с юношеской фигуркой. Короче для разных.


  • Фотографии из журнала 'Burda' №5. 1989.

    А ещё 'Burda' по-прежнему оставалась учебником красивой жизни. В этом журнале всё было прекрасно - сами женщины, их одежда, их быт, их завтраки, разложенные по идеальным тарелочкам. И слова там были чудесные: «Солирует пастель!» или «Все оттенки небесно-синего!» Так что многие дамы ту «Бурду» только листали, оставив все попытки что-либо состряпать. Пик увлечения этим журналом (не только пошивом, но и самим феноменом) пришёлся на 1988-1989 годы. Потом всё пошло на спад, особенно после появления несметного числа швейных кооперативов, предлагавших модную (хотя и не слишком качественно сделанную) одежду.

    Но тогда для многих понятие «модно» заменяло и заслоняло всё - и качество, и удобство и даже пресловутую «фирмовость». Главное, чтобы была представлена актуальная линия. Кстати, вещи из 'Burda' не слишком-то следовали общепринятой моде - у них была некая своя изюминка. Если в ходу были слишком широкие плечи, модельеры «Бурды» их только чуть расширяли. Если котировалась чрезмерно перетянутая талия, немецкие мастерицы её только намечали. Энне Бурда сама говорила, что её стиль - это следование вечной классике с пикантными вкраплениями модных тенденций.


  • Фотографии из журнала 'Burda' №5. 1989.

    Ещё одним важным увлечением 1980-х было древневосточное плетение макраме. В журналах писалось, что эта техника была известна ещё в Древнем Египте, а в Европу пришло в Средние Века. Сложно сказать, занимались ли этим плетением в средневековых замках, но в советских крупнопанельных домах эпохи Застоя макраме было очень даже в моде. Мы тоже на труде в 6 классе выплетали сову. Я до сих пор помню, как это сделать. В отличие от пошива трусов и ночнушек по ГОСТу 1935 года, макраме было действительно интересно. И модно. Многие умелицы увешивали всю квартиру плетёными изделиями - при помощи несложных узелков и чередования вертикальных и горизонтальных брид можно было сделать кашпо для цветка, скатерть, салфетки, декоративные панно и даже - занавески. Если из светлых ниток, получалось очень нарядно. Интерес к плетению угас примерно к началу 1990-х - тогда вообще рукоделие как-то начало забываться...

  • Сейчас многие дамы, иной раз совсем молодые, стали осваивать разные техники. Для одних стимулом послужило участие в реконструкторских и бальных тусовках, для других - обычное желание украсить скучную футболку - бисером. Во всяком случае, «рукастых» сейчас становится всё больше. Либеральные-девяностые с их культом женщины-стервы, не умеющей вдевать нитку, сейчас вспоминаются, как дурной и неинтересный сон.

  • Симпатичный фрагмент из советского фильма «Город Мастеров» .


  • Tags: 1980, История моды, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 177 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →