Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Голова профессора Шарикова: рациональное безумие Art Deco.

  • Многим знакомым дамам, да и мне, собственно, очень нравятся предвоенные, вернее - межвоенные годы. Мы все с удовольствием разглядываем линии Art Deco и скромные, но в то же время, роскошные женские наряды. Архитектура, дизайн эпохи - это вообще пир для глаз и для души. Если смотреть на картинки из журналов мод, то кажется, что это был изысканный и спокойный мир - мир элитных пляжей с загорелыми худышками, мир джаза, мир коктейлей и уверенных линий. Советские 1920/30-е - это время красного цвета и великого пафоса. Но это только кажется, что их предвоенный мир сильно отличается от нашего. Экономически, социально, визуально - да. Психологически - нет. Ибо во всём мире тогда ощущалась какая-то болезненная нервозность, какая-то недосказанность. Мир был как ребёнок, которому не дали довести до конца уличную драку, и он ушёл домой в предвушении завтрашней баталии.

    Но! Вместе с тем, люди Art Deco панически боялись новой бойни. Они у себя в Европах создали светлый миф о богатой и пресыщенной эпохе, предшествовавшей 1914 году и провозгласили Belle Epoque в качестве земного рая, откуда человек оказался изгнан в окопы Первой Мировой. Советские люди, оставив в прошлом гнетущую темноту самодержавия, устремились...на построение другого самодержавия. Однако в мире буквально витала идея разрушения, идея очередной войны. Можно это долго, нудно и правильно объяснять социально-экономическими причинами. Можно не менее нудно и не менее правильно говорить о столкновении интересов сверхдержав. А по-моему, на тот момент люди просто зашли в тупик (как вариант - сошли с ума) и не знали, куда им девать свои технические и научные возможности, куда направить своё желание подраться.


  • Картины Тамары де Лемпики - самый лучший фон для эпохи.

    Это были дети (или безумцы?), которых оставили наедине с опасными приборами... Но я сегодня не буду говорить о войне, потому что война - это следствие того рационального сумасшествия, которое сопровождало путь человека эпохи Art Deco. Тогда много и с удовольствием ставили опыты. Вспомним книжки Александра Беляева - детские, чудесные, наивные... А ведь ужас, как страшно. Там везде - трагедия человека, которому что-то такое пришили, приделали, из научного интереса отсекли всё лишнее. А в годы, когда всё это писалось, оживление отрубленной головы или там ещё какие научные штуки по скрещиванию и вживлению могли всерьёз обдумываться учёными. Создаётся впечатление, что ценность человеческой...даже не жизни, а души вообще ставилась под сомнение.

    Фильм про Человека-Амфибию - просто яркая картинка к роману. А меня в детстве просто ужаснули эксперименты отца Ихтиандра: «Один уродец особенно поразил Кристо: большая, совершенно голая розовая собака. А на ее спине, словно вылезшая из собачьего тела, виднелась маленькая обезьянка - ее грудь, руки, голова. Собака подошла к Кристо и махнула хвостом». Это нормально? Отсюда до Йозефа Менгеле или Герды Оберхойзер - один шаг. Ведь и доктора-убийцы не были зверями по своей сути - они были обычными экспериментаторами своей эпохи, которым просто дали возможность работать с человеческим материалом... Не дали бы - они бы и кроликами обошлись.


  • ...В них завораживающая жуть.

    ...Вот все презирают Шарикова. Чуть что, все дружно принимаются цитировать Полиграфа Полиграфовича - ах, какая быдлятина, классика жанра. А чем он виноват? Тем, что оборзевший доктор решил стать немножко Богом? Скрестил собачку с Климом Чугункиным, а потом обиделся? Да, он думал о благе человека, но кому нужно такое благо? А другой доктор? Тоже умный и даже где-то порядочный. Открыл луч жизни. Пришёл товарищ Рокк, который решился накормить «пятью хлебами» весь Совдеп. Чем кончилось? Луч жизни, вместо кур вырастил каких-то динозавров. А если такой луч попал бы в руки Менгеле? С каким садистским удовольствием этот пытливый Базаров выращивал бы всякую холеру. А другой умелец, придуманный нашим Красным Графом? У того был уже луч смерти. Жуткое воспоминание детства - кинофрагмент из «Гиперболоида...», где человек буквально перепиливает химический завод. Человек вершит чужие судьбы, как ему нравится.

    Вообще вся эта эпоха пронизана каким-то безумным богоборчеством, кощунством, а советское безбожие было только частью общей вакханалии. Человек посягал на тайны запретного. Таким образом, аристократичный Преображенский ничем не лучше профессора Керна, который терзал своего коллегу - Доуэля. В 1920-е в СССР велись опыты с мозгом (и даже по чтению/передаче мыслей на расстоянии), всерьёз обсуждались проблемы левитации, так что Ариэль всё того же Беляева - это детско-юношеский вариант всего этого безумия. Человек хотел научно зафиксировать и подчинить себе чудеса, вычитанные из сказок. Вот эта строчка про то, чтоб «сказку сделать былью...» - не словесная виньетка, а реальный посыл. Или «Продавец воздуха». Только в ту эпоху могла появиться идея о некоем предпринимателе, захотевшем лишить земной шар атмосферы, дабы потом выдавать её частями - за отдельную плату.

    ...Учёные и фантасты межвоенной эпохи всерьёз задумывались над проблемами возвращения молодости и даже над тайнами бессмертия. А если человек будет бессмертен, то зачем ему Бог? Он уже не боится посмертного воздаяния за грехи, а райские кущи он может создать где угодно, хоть в районе Кузнецка: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Конечно, долголетняя юность тела тогда трактовалась иначе, нежели теперь. Молодость нужна вовсе не за тем, чтобы в 60 лет тусовать в микро-юбке с гладкой мордой лица и...старческим сердцем. Молодым должно оставаться всё тело и главное - мозг. Не для супер-тусы, а для работы в режиме перпетуум-мобиле. Улучшенный человек с минимумом потребностей и с постоянным желанием созидать - вот он эталон.


  • ...Они просто ужасны!!! И очень привлекательны.

    Кстати, евгеника, которая стала запрещённой и совершенно некомильфотной после войны, в 1920-1930-е годы признавалась вполне себе наукой. Улучшение человеческого материала не считалось зазорным и преступным. Весь этот расовый отбор в Третьем Рейхе производился на глазах всего мира и никто особо не удивлялся. В той же Америке писалось, что стерилизация определённых видов людей просто необходима. Не по национальному признаку, а по социальному. Например, бродяг или уличных девиц. В СССР тоже шло деление на «чистых» и «нечистых», на товарищей пролетарского происхождения и дворяшек-поповичей-буржуйчиков. Происхождение ставилось во главу угла. Не воспитание, а именно - кровь. Даже дворянские бастарды, воспитанные, явно, не в дортуарах, тщательно скрывали своё преступное родство. Безумное, безумное время.

    ...Считается, что музыкальный фон этой эпохи - либо джаз, либо марши. На мой взгляд, это верхняя часть айсберга. Потому что и джаз, и марши - это попытка заглушить тревогу. Истинный звук Art Deco можно выразить только при помощи терменвокса, который впоследствии часто использовался в кино для фоновой музыки (например, в сценах подводной съёмки). В этом приборе заключена попытка скрестить алгебру - с гармонией, а физику - с лирикой. На терменвоксе можно играть даже классику (я слушала музыку XVIII века, где помимо терменвокса, были клавесин или виола). Можно Тартини или Вивальди, можно джаз. А можно - создать звук для полного выноса мозга. Я имела счастие быть на концерте музыки именно 1920-1930-х годов, написанной конкретно для терменвокса. Эта музыка всегда создаёт странное ощущение - она и завораживает, и пугает одновременно. Недаром её иногда называют «музыкой сфер».

  • Страшноватая, в общем, эпоха - предвкушение войны, жуткие опыты над человеком, чёткое деление на палачей и жертв, желание власти. А в журналах - всё прекрасно - завитки дамских причёсок, яркие рты, летящие линии силуэтов. И Вандербильдиха в мехах и бриллиантах смущает Эллочку Щукину. А в подвалах ужо кипят реторты и готовится адское блюдо. Такие вот роковые яйца профессора Доуэля...
  • Tags: 1920, 1930, Иллюстрации, Пруссачество, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 239 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →