Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Мир Будущего глазами Застоя. Часть II.

  • Продолжаем наш прерванный разговор о кинофантастике эпохи Застоя. Итак, наша фантастика в силу понятных причин была социальной, а не спецэффектной. Тем самым, убивались сразу два зайца - зрителю показывали эталон Будущего, заодно уж экономя на создании инопланетных чудовищ. Два больших потрясения пионерского детства - реальные рожи космических пиратов и жадная биомасса, лезущая, словно каша из горшочка в известной сказке... Итак, фантастика Человека, а не фантастика банального космо-экшена. Какой же у людей Будущего был повседневный быт?


  • «Через тернии – к звёздам»: кофе как кофе.
  • «Лунная радуга»: быт в лучших традициях. Только лампочки мигают...

  • ...Помню, как меня приятно поразило моделирование пространства в кинокартине «Москва – Кассиопея». Помните? На корабле имеется комната, где нажатием кнопки можно создавать практически любую точку земной реальности — лес, море и даже квартиру каждого из членов экипажа. Можно войти в такой «лес», ощутить движение воздуха и запах листвы, но потом, пройдя шагов 20, попросту упереться в «небо». Мне очень хотелось иметь такую установку, я даже нарисовала нечто, вроде таблички с экранчиками - там, понятное дело, был Версаль с Луями, какой-то кап.город с небоскрёбами и прочая девочковая ерунда. И мне было странно, что дети со звездолёта так мало там тусуются... А ещё в мире Будущего присутствует еда. Ура! Вот и Алиса рассказывает своей подружке, как она любит некие брамбулеты. Но в целом еда всё та же. В фильме «Через тернии – к звёздам» на суперсовременном космолёте главный герой разливает молоко из привычных любому жителю СССР пакетов. А корабельный кот ворует жвачку – ту самую, выпущенную к Олимпиаде-80. А ещё юноша пьёт кофий из таких же, как у нас, чашек. И в «Лунной радуге» тоже едят не брамбулеты (по-моему).


  • «Лунная радуга»: бумага-бумага-бумага...
  • «Петля Ориона»: на полках книги.

    Но мир Будущего, хотя и рационален, однако же, не лишён гуманитарных порывов. И робота у них зовут Вертер (а не «изделие номер такой-то»), и гуманоиды из Альфа-Центавра прилетают, чтобы посетить музей Пушкина, и попаданцы из Института Времени перевоплощаются в маркизов, чтобы насладиться полемикой с Вольтером. В одном из эпизодов «…Терний» походя упоминается звездолёт «Пушкин». Стало быть, помнят, знают, любят. Как и мы, собственно. У звездолётчиков из «Петли Ориона» на полках — обычные книги, а на стене — женский портрет, написанный в духе А.Шилова. Никаких «чёрных квадратов» — только высокий реализм. Никаких «электронных книг», стремительно распространившихся в нашем мире, – всё по-старинке. Вообще, если отвлечься конкретно от киношных образов, и вспомнить сов.фантастику в целом, то в книгах иной раз подчёркивалось, что люди оставили себе то самое лучшее, что создало человечество. Правда, у Ефремова всю литературу перевели на новый-общий-язык Человечества. Но это уже частности.


  • Полина - женщина стиля «диско».

    Интересным представляется аспект, связанный с модой и вообще с одеждой Будущего. Есть два момента - одежда потомков будет рациональной и красивой. В мире Алисы Селезневой статьи в женских журналах могли бы выглядеть так: «В этом году актуален полистилизм — молодым современная мода предлагает минимализм и рациональность, исключающие, тем не менее, унификацию и скуку. Кроме того, снова в моде летящие, струящиеся одежды — отголосок ретро-стиля. Старинные наряды эпохи «диско» снова на пике популярности! Пожилым людям (для тех, кому далеко за 100)наш журнал предлагает изысканные классические формы первой половины XX века, которые, пройдя испытание временем, не устаревают и поныне». Помните, дед Павел носит типичный костюм XX века со шляпой? А Электрон Иванович из Космо-Зоо и вовсе одет во фрак, цилиндр и перчатки. А возле одного из флипов мы можем видеть юношей и девушек, одетых в «народном» стиле. Кстати, это тоже не выдумка кинофантастов – фольклорные мотивы, этника, были на пике популярности в конце 1970-х годов.


  • Пушкинисты-гуманитарии из глубин Космоса...
  • «Лунная радуга»: модненько и со вкусом.

    Одежда стиля «диско» в СССР считалась неприлично-буржуазной, слишком роскошной. Она могла появиться на экране только для изображения следующих категорий лиц: иноземных роковых красавиц (сравните наряды Полины и Пилар из «Тасс уполномочен заявить») или же, собственно, фантастических женщин. Там это было уместно и не могло быть истолковано, как пропаганда чуждого стиля. Создавая одежду Будущего, костюмеры никогда не пытались поразить фактурой – моделирование фантазийных одежд с шипами и лампочками было не свойственно советской кинофантастике. Мода жителей XXI-XXII веков мало отличается от той, которую предлагала стильная линия 1970-1980-х годов. Даже роботы из «Отроков во Вселенной» носят своеобразные «брюки-клёш» и узкие «кожанки», актуальные в момент создания картины. Робот Вертер одет не намного фантастичнее некоторых звёзд западной эстрады конца 1970-х - начала 1980-х — тогда в моде была космическая тема и исполнители щеголяли в обтягивающих фосфоресцирующих одеждах. (В частности, группа 'Boney-M' с их «космической» песней 'Nightflight to Venus'). Единственные, кто сильно выделяются, так это гуманоиды-гуманитарии, ищущие музей. Да и тех вполне можно выпустить на западную эстраду с репертуаром Дэвида Боуи.


  • Бикини девушки Селены, плавки её друга. Ничего не изменилось в этом мире.
  • Фольклорный стайл в мире Алисы Селезнёвой.

    Герои фильма «Через тернии — к звёздам» предпочитают спортивный стиль и стиль сафари — самые востребованные направления конца 1970-х – начала 1980-х. У девушки Селены — типичное бикини и такой же рядовой пляжный халатик. А дед и бабушка главного героя одеты, как пожилые американцы – он в шортах, она в чём-то лёгком и голубеньком. Наши деды и бабки в те годы выглядели несколько иначе. Зато сейчас наши пожилые люди стараются выглядеть моложаво, стройно и не спешат превращаться в немощных стариков. Тут фантасты оказались правы – возраст старости значительно отодвинулся. Инопланетянка Нийя, пытаясь поразить своего земного поклонника, отыскивает в его доме парики — они ничем не отличаются от тех, которые носили женщины 1970-х. На персонажах фильма «Лунная радуга» джентльменский набор эпохи Застоя: пиджак, надетый поверх водолазки (например, герой Игоря Старыгина). На герое Василия Ливанова – модная коричневая курточка и такого же цвета брюки, благодаря чему он больше похож на преуспевающего советского карьериста-модника, нежели на учёного из далёкого Будущего. Герои фильма «Петля Ориона» тоже ничем не выдают своё отличие от мужчин и женщин начала 1980-х годов.


  • «Лунная радуга»: город будущего.

  • В одном создатели фильмов были не так уж и далеки от истины – уже который год актуален полистилизм. Кроме того, современная мода за эти 20-30 лет не сделала никакого серьёзного прорыва. Всё по-прежнему вертится вокруг знакомых и привычных форм, да и диско-мода время от времени возвращается на подиумы мира. Думается, что и через 100 лет наши потомки будут носить всё те проверенные временем покрои пиджаков и брюк. В общем, что-то сбылось, что-то нет. Чего-то жаль, а что-то оставляет нас равнодушным. Одно правда - люди всегда остаются людьми, со своими заморочками и «тараканами», а пока есть «тараканы», коммунизм - всего лишь смешная утопия. Возможно, это даже к счастью.

  • Tags: 1970, 1980, Кино, Ретрофутуризм, СССР, Фантастика
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 103 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →