Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

О старом «глянце» и советских девочках. Зарисовка нравов.

  • Одна хорошая дама презентовала мне несколько иллюстрированных журналов 1970-х- начала 1980-х годов... И вот, что характерно: пока я их рассматривала, я мысленно перенеслась в своё пионерско-девочково-анкетное детство с его непременными тетрадочками, «секретиками», вкладышами от жевачек и прочей милой чепухой эпохи Развитого Социализма, когда из всех мафонов кричала Алла Борисовна - про миллион алых роз и старинные часы. Листая старые журналы - с нетленной глянцевостью страниц и голубым перламутром модельного мейк-апа - я поймала себя на мысли, что выбираю то, что я могла бы втиснуть в очередной свой песенник или анкету. Я чётко узнавала те лица и те рекламные завлекалочки, которые могли быть вырезаны и осторожно вклеены на титульный лист или в качестве картинки к песне «про-любовь». Почему-то в девочковых песенниках были исключительно песни про-неё. Но мы были, как в хите некоей Марии-Луизы Чикконе - material girls - без особых затей и без Большой Красивой Мечты, которая делает девочек сентиментально-умненькими и дерзновенно-жалкими.



    Мы пытались выдувать пузыри из эстонского баббл-гама 'Kalev', мы врубали 'Arabesque' на полную громкость, мы любили и боялись циничный Запад. Мы спали и видели западные каталоги с глазастыми тётками и с тамошним айс-кримом. Мы стояли с журналами, облокотясь на подоконники, смаковали длинные ресницы, детские велосипеды, иноземные буквицы. Мы рвали друг у друга из рук привозные 'Бурды' и буклеты с выставки сенокосилок. Мы кромсали ножницами листы с гладкими лицами безвестных фотомоделей и делали их героинями (и соучастницами) нашего детского поп-арта. И была двойственность - нам нравилось, как оно там всё выглядело, но мы понимали, что...не всё благополучно в Датском королевстве. Мы восхищались теми, кто бывал там. Заграница тоже делилась на сорта. Первым сортом считались страны европейского запада и, разумеется, США-Канада. Сирия (куда время от времени посылали мою маму), котировались, как заграница среднего сорта. Ну, а Польша-ГДР-Болгария и вовсе считались чем-то промежуточным между Прибалтикой и нормальной заграницей.



    У меня в детстве было какое-то обобщённо-мифологическое представление о современной западной жизни. Старую Европу господина Дюма и Америку Фенимора Купера мы знали и чувствали лучше. Я чётко помнила, что в старой Франции блистал Людовик XIV, а в старой Англии царила герцогиня Мальборо, что в Германии когда-то были пруссаки в пудреных париках с косичками, а потом - гитлеровские солдаты в непременно рогатых касках. Но вот теперь, в мире капитала и чистогана, где нет людей, а есть «безработные манифестанты», «разнузданная военщина» и «клика партии тори», всё это сделалось единым и неделимым пространством, как в фантастической сказке про Незнайку и Луну. То же и с журналами про красивую жизнь. Там везде были одинаковые тётки с яркими ртами и дядьки на мотоциклах, одинаковые пирожные и машины, одинаково зеленеющая трава ухоженных лужаек. О загранице было известно, что там всё - за деньги! Нет денег - тебя могут выкинуть из больницы, даже с приступом аппендицита. Зато в каталоге - 1000 оттенков ниток-мулине для вышивания какой-нибудь чайной розы на фоне бледно-зелёной листвы. «Красиво, но какой ценой?» - спрашивали нас, когда мы наклеивали мордочки моделек в наши песенники.



    Нам казалось, что западный мир - сугубо материален, он весь состоит из фальшивых розово-голубых шариков айс-крима, блестящих авто (для богачей), модных показов (для новых Вандербильдих). Короче говоря, современный Запад состоял из из хлеба и зрелищ. Причём, хлеба такого-этакого и зрелищ навороченно-дискотечных. Мне иной раз даже казалось, что на Западе нет науки, искусства, классической музыки... Вернее, наука есть, но обслуживает она войну и причуды богачей, как Академия Наук времён Анны Иоанновны всерьёз занималась царицыными фейерверками и катальными горками... То есть нет на Западе того нематериально-духовного, которого было у нас в таком переизбытке, что, казалось, серьёзным-и-хорошим делом заняты исключительно в Советском Союзе. А там - айс-крим и подготовка к ядерной войне... Наши героини журналов были хорошими - доярками, учительницами, студентками-отличницами. Тамошние героини демонстрировали не позитивные качества, а свою продаваемость. Они были яркими и совершенно бесстыжими. Помнится, меня удивило слово 'scientist' в таком журнале. Из него я выдирала портрет Елизаветы Тюдор, любимой героини. На глянцевой точайшей бумаге - тончайшая рыжая дева с бесстрастно-холодным лицом. Но 'scientist' всё же поразило - в мире чистогана не могут водиться scientist-ы, которым есть дело до Рыжей Бэсс.



    А ещё в мире чистогана, помимо очень красиво одетых тёток, были также тётки, совершенно раздетые. Они почему-то очень волновали многих подростков. Голая тётка в журнале - это было непременное «ого!» Сие многим казалось чем-то настолько ужасно-запретным и непристойным, что одного этого хватало, чтобы бояться и ужасаться западной жизни! Меня сие очень сердило - при чём тут голая спина, когда тут рекламно-завлекательный флакончик геля для ванн, и пена, похожая на рокайльные облака мсье Фрагонара?! Что интересно, я, листая эти старые журналы, вдруг представила, как он вдруг попадает какой-нибудь грымзе-училке на стол, и как она зеленеет от гнева. И позорный вызов в школу родителей, и клеймо на всю школьную жизнь. Смешно, но в таком журнале могли оказаться сугубо антисоветские статейки, но их бы, увы, никто не заметил на фоне невинно-голой спины, рекламирующей цветочную пену для ванны. Тогда было настолько расширительное толкование слова «порнография», что любая ихняя реклама нижнего белья балансировала на грани. Псевдоцеломудрие - худшее из зол, мать всех пороков, база для грязных фантазий, рядом с которыми меркнет всё, даже Чиччолина.

  • А в центре - реал капиталистического Запада (каталог 'Finnish Trade').
    Ну ничем не отличается от нашего!


    ...А ещё их мир казался очень тесным, жестоким, холодным и равнодушным. Казалось, что все они там ходят, сдавленные со всех сторон небоскрёбами. И, словно на той (вернее - в той) Луне, куда угодил Незнайка, там нет Солнца. Там есть кричащие огни реклам, светящиеся фасады магазинов, приглушённый свет дорогих ресторанов, но там нет нашего-советского Солнца, о котором тосковал Незнайка. Жизнь на Западе - ночная. Там есть клубы, варьете, казино, дискотеки с крутящимися зеркальными шарами под потолком. Нам говорили, что люди там тяжело и скучно работают - «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви...» А вечером идут на дискотеку, как американский парень Тони Манеро из фильма 'Saturday Night Fever', которого нам не показывали, но о котором иной раз так проникновенно писали. А в журналах всё было красиво и глянцево, и бумага была вкусно-ароматной, и картинки красиво ложились на титульные листы наивных песенников. Мы не читали те журнали - мы их листали. И сейчас я покупаю журналы-с-картинками, чтобы их листать, ибо читать в них, по-прежнему нечего, а про Елизавету Тюдор в них пишут совершеннейшую, кристальнейшую чушь...

  • В постинге были использованы:

    1. Сканы из шведского журнала 'Damernas Värld' №48. 24 ноября 1976 года.
    2. Сканы из финского журнала 'Jaana'. Ноябрь 1978 года.
    3. Сканы из финского каталога 'Finnish Trade'. 1977 год.

  • А ещё - заходите в прекрасное сообщество - disco80!

  • Tags: 1970, 1980, Девочкам на заметку, Мемуары, О Жизни, Обзор Прессы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 122 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →