Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Жертвам карательного музобразования.

  • Да-да. Хотела сегодня поболтать на другую тему, но очень уж меня впечатлила (прямо до глубины души) заметка unter в сообществе 76_82. Она - о Прекрасном с большой буквы 'Пэ'. О музыкальном образовании, которое давали советские родители советским детям. О том самом Светлом и Чистом, которое будит и зовёт... Постинг оказался настолько эмоциональным, что я тут же села за клаву с чаем и принялась вспоминать-вспоминать-вспоминать... Но для затравочки вот Вам маленький, но жёсткий фрагмент из постинга юзера unter. Итак... В один прекрасный день домашний мальчик, которого достали Лунные Сонаты и прочие Этюды Черни решился на беспрецедентное:
    «- Куда?
    - В телефонную будку, буду звонить в милицию. Сдам домашнюю учительницу за нетрудовые доходы. До пяти строгача с конфискацией!
    - Серёжа, при чем тут учительница??? Это я ее нанимала, меня сдавай!!!
    - Не-е-е-е-е-е-т!!! Эту посадят, а пока ты будешь искать новую, у тебя будет время понять, ЧТО Я НЕ ХОЧУ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ!!!»




    Вы, вероятно, подумали, что и я - типичная жертва родительских амбиций и принудительно-карательного музобразования? Ничуть не так - меня Бог миловал, и моя мать отказалась потворствовать бабушкиным аристократическим позывам отдать меня в музыкалку. Хотя и слух у меня есть, и руки - музыкальные (тощие, долгие пальцы без очаровательных толщинок). Зато я постоянно видела тех, кому повезло чуть меньше... Разумеется, цель была благая - дать ребёнку всё самое-самое лучшее, сделать чадо восприимчивым к Прекрасному, оградить от дворового бескультурья, воспитать маленького аристократа, в конце-то концов! Да. Советское воспитание, как ни парадоксально это звучит, базировалось на дворянских добродетелях и таких же нормах.

    Танцы-музыка-иностранные языки - все эти знания оказались востребованны в стране рабоче-крестьянской, народной власти. Это было правильно, разумно и достойно. Но никто ж не знал, что люди, обуреваемые амбициями, станут буквально приковывать своих чад к музыкальному инструменту! Не-не, всё было сугубо индивидуально. Были реально талантливые дети, которых уважал весь двор и вся дача, а также вся школа и часть раёна. Они действительно любили и чувствовали классическую музыку, были с ней в ладу и ни за что не променяли бы прелести «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» на 'Ra-ra-ra-sputin! Lover of the Russian queen!' Я не о них - я о великих страдальцах, я б сказала, о жертвах той моды на интеллектуализм, которая оказалась бичом для многих детей эпохи Застоя. Помните, в фильме «Старый Новый год» обыгрывается эта тема? Мальчик из интеллигентной семьи уже яро ненавидит пианино, а к девочке-пролетарке, как раз, пианино только-только привозят... То есть от сольфеджио и прочего ля-бемоль мажора ребёнка не могло спасти ничего, даже ФЗУ-шно - ремесленное образование его родителей...



    Жила-была девочка Лена в соседнем доме. Родители - пролетарии, бабушка, как водится, от сохи. Нормальное советское семейство - шесть соток, «копеечка», сервелат по праздникам, сытые, хорошие и родные лица. Но нет, культура - это же святое. «Виконта де Бражелона» и всяко-разных Золя по подписке и за макулатуру тоже доставали, среди хрусталя ставили, любовались... Девочку Лену не приняли в музыкалку по причине полного отутствия способностей, но не тут-то было. Потому что мир не без добрых людей, а как раз, с ними. И к Леночке стала ходить тонкорукая, обременённая очками женщина лет 30, которая носила красный брючный костюм и сапоги на шикарных каблучищах... В общем, та ещё штучка, Агнетта Фёльтског отдыхает.

    Ну, в общем, Леночка принялась гаммы разучивать. Она их что-то очень долго разучивала, потом ещё дольше мучила Этюд Черни (бедный-бедный Карел Черни!) Девочка стремительно набирала вес - из крепенькой резвушки она превратилась в кусок рыхлого теста. Леночка много раз пыталась слинять от учительницы, иной раз даже делала вид, что заболела, дабы просто полежать дома и не долбить по клавишам. А вот моя бабушка неизменно восхищалась девочкиным трудолюбием, приводила мне её в пример. Как вы уже, наверное, поняли, Леночка не стала ни пианистом, ни даже массовиком-затейником, а чисто по-человечески поступила в техникум и там уж пошла по дискачам и тусовкам...



    Моя подруга Юля (из старомосковской интеллигенции и с дворянскими корнями) тоже оказалась в некотором роде жертвой. Для неё уроки музыки были тем тяжким и нудным, но общеобязательным испытанием, которое всегда превращало жизнь аристократа в бессменное (а иной раз - в бессмысленное) Служение. Так, если Юля хотела бросить занятия, её бабушка сильно-сильно обижалась. Для девочки из хорошего рода это было посильнее отцовского ремня, что свистел в семьях попроще. То есть, в интеллигентной среде был такой способ давления - обида. И Юля продолжала заниматься. Нет-нет, она была вполне музыкальная, и дети у неё получились не без способностей, но желания-то не было! Кстати, и писательница Дина Рубина тоже любит вспоминать свои музыкальные «вехи»... В общем, практически ни один советский ребёнок не был застрахован от знаков альтерации, силлабизации и пиццикато. И, конечно же, классическая музыка XIX века в строгой иерархии жанров и стилей стояла выше иных - она звучала по радио, из телеящика, из парковых репродукторов,...сверху и снизу - многочисленные Леночки разучивали Этюды и Сонаты.

    На эту тему, кстати, было огромное множество карикатур и фельетонов - авторы призывали родителей не мучить своих отпрысков, если нет в этом никакого смысла. Тогда в большой моде было словечко «вундеркинд», каждый родитель (за исключением некоторых) считал своим долгом объявить миру о вундеровости своего кинда... Педагоги выступали в печати, утверждая, что никакая Высокая Культура не должна отнимать у человека детство. Но что делать, если мода? Если это считалось признаком той самой...упакованности в фирму?! На джинсах - лейбл, в руках - фагот, на полочке (рядом с хрусталями - Эмиль Золя). Только бы не в ПТУ! Любимая присказка домомучительниц: «Не будешь учиться, не будешь пиликать - пойдёшь в ПТУ!» Аристократы, что поделать?! Я понимаю, Вы можете иметь иное мнение - мол, хорошее (Светлое и Чистое) надо жёстко прививать неокрепшим детям, чтобы потом они Lady Gaga в 40 лет не слушали. Наверное, так, но Детство дороже!



  • А вообще, я вот благодаря массированной рекламе муз.наследия XIX века совершенно его не люблю и не принимаю. И с детства обожаю музыку Галантного Века, клавесин-флейту-скрипку. Потому что мне это никто не навязывал, а всё происходило само собой, исподволь, вместе с рококо и усадьбой Кусково... Потом я полюбила музыку Ренессанса - всякие паваны и бранли и гальярды. И опять потому что в 6 классе увлеклась Тюдорами. И Люлли я очень люблю. Так что в плейере вместе с Lady Gaga у меня есть музыка к мистериям Короля-Солнце. Кстати, любителям посетовать на нонешнее бескультурное время, скажу следующее - сейчас точно так же есть музыкальные школы, хоры, кружки и так далее. И Юлин сын вот тоже на скрипке уже играет, правда, по собственной воле, что, несомненно, радует всех окружающих.

  • Иллюстрации взяты у неизменного поставщика прекрасного - у denis_strebkov.
  • О Музыкалке - рассказ френда.
  • Tags: 1970, 1980, Мемуары, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 267 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →