Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:
  • Music:

О принцах-свинопасах и их родовой гордости.

  • Детские впечатления очень важны для последующего восприятия мира, поэтому бывает так интересно время от времени перечитывать или пересматривать сказки и хорошее детское кино... Вот недавно мне вспомнилось то ощущение пространства, которое передавали сказки европейский авторов или же - советские сказки (и фильмы) в подражание западной традиции (к примеру, ренессансный «Город мастеров», барочные «Кольца Альманзора» или индустриально-буржуазная «Старая-старая сказка»). Впрочем, нет. Не пространства, а его совершенного отсутствия. Теснота, как свойство бытия. Все эти Золушки и Коты в сапогах живут в маленьком и довольно бедном мире. Короли не царят и не парят, а как бы первые среди равных. Возьмём две близкие по ощущениям сказки Андерсена - «Свинопас» и «Принцесса на горошине». И там, и там - крохотные государства, где короли и принцы сами что-то делают. К примеру, Принц-Свинопас. Предоставим слово Автору: «Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но какое-никакое, а все же королевство...Имя у него было известное на весь свет, и сотни принцесс сказали бы ему спасибо, но вот что ответит императорская дочь?» Психология немецкого принца, даже и юного Фридриха Прусского, (будущего Великого, а когда-то точно такого же).



    Пышные родословные с племенными вождями, с викингами и крестоносцами, а на выходе - парик из пакли, пудра из дешёвой муки и понты-понты-понты: «Медам, это топор моего предка - Теодольфа Синеглазого! Не хотите ли пройти со мной на котильон?» Но вернёмся, однако, к нашим сказкам...Для меня в детстве это звучало совершенным оксюмороном - «бедный принц». А в этих сказках почти все принцы - бедные. Может ли какой-нибудь королевич Елисей (или князь Гвидон) быть бедным? Он может претерпевать тяготы, но он априори - в шитом золотом кафтане, при сафьянных сапожках и прочей атрибутике. Что же у среднеевропейского Принца в активе, помимо праотцов в рогатых шлемах и маленького королевства? Соловей и роза - символы романтизма всех времён и народов. Юный Вертер. Но он, тем не менее, нанимается на самую грязную работу. Это только кажется, что пасти свиней - простое дело. Для потомственного свинопаса - наверное. Для юноши королевских кровей - наверное, сложновато. Но он преспокойно вымазывает своё нордическое личико, одевается в хипповую рванину и приступает к работе. Более того, он начинает создавать культурно-художественные ценности, ради которых избалованная Принцесса соглашается на величайший позор.



    Сначала он мастерит пахучий горшочек, издающий фашистскую народную музыку про милого Августина, а потом - некую музыкальную штучку: «Стоит повертеть ею в воздухе - и вот уж она сыплет всеми вальсами и польками, какие только есть на свете». А это значит, что Принц с детства что-то такое мастерил своими ручками, а не учился соколиной охоте или сидению на троне. Но, что самое интересно, и сам Император тут показан простым обывателем, у которого тоже нет особого шика: «- Это что еще за сборище у свинарника? - спросил император, выйдя на балкон. Он протёр глаза и надел очки. - Не иначе как фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть. И он расправил задники своих туфель - туфлями-то ему служили стоптанные башмаки. И-эх, как быстро он зашагал!» Можно ли представить Царя Салтана в старых туфлях? И вообще, Император ведёт себя, прямо скажем, как обычный бюргер - сам открывает дверь, ворчит, что одолели свиньи, да и вообще - дерётся. «- Это ещё что такое? - сказал он, разобрав, что принцесса целует свинопаса, да как хватит их туфлёй по голове!»



    Эх, как тут не вспомнить короля Фридриха-Вильгельма I, отца Фридриха Великого... И свиней-то он жаловал, и самолично дрался с неугодными подчинёнными, и даже сам себе жарил рыбу, ибо считал, что у поваров не слишком чистые руки. И вообще, любил пройтись по Берлину, побазарить с торговками, покурить с пивоварами, дать увесистого пинка моднику в французском платье. А иной раз - завернуть на ужин к богатому мяснику. И сына своего приучал вот так жить. И да - были переговоры о возможной женитьбе юного Фридриха на императорской дочери Марии-Терезии, но там воспоследовал такой жёсткий отказ, что кронпринц со своей флейтой и папиной пивною кружкой был поставлен на место. Что интересно, Вальтер Шелленберг в своих мемуарах писал: «...Однажды я услышал от него (от Гитлера) замечание, сделанное в узком кругу: "История могла бы развиваться совершенно иначе, если бы Фридрих Великий женился на Марии Терезии"...» Но нет. Не вышло. «- Теперь я презираю тебя! - сказал он. - Ты не захотела выйти за честного принца. Ты ничего не поняла ни в соловье, ни в розе, зато могла целовать за безделки свинопаса. Поделом тебе! Он ушёл к себе в королевство и закрыл дверь на засов».



    Граница на замке! В общем, сказочную Принцессу выгнали под дождь, а Принц ушёл собирать маленькое, но злое войско - пора было отвоёвывать свиней под звуки «Милого Августина». Хм, а что же наша героиня? «Стоит и плачет принцесса...а дождь так и поливает». Итак, давайте теперь вспомним другую сказку - про Горошину. Ибо она может служить продолжением повествования. Как начинается сказка «Принцесса на горошине»? Именно с дождя. «Как-то ввечеру разыгралась страшная буря: сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять». И опять старый король сам отворяет ворота, что характерно. У этого короля есть сын, который мечтает жениться на настоящей принцессе. Что это значит? Не на богатой, не на модной, а именно на той, у которой предки - соответствующие. И вот на пороге стоит нечто и утверждает свои права на титул. Вам не кажется, что это была одна и та же Принцесса? Её выгнали под дождь, она добежала до соседней границы (благо, всё рядом) и решила предъявить себя уже другому Принцу. «"Ну, это мы разузнаем!"; - подумала старая королева, но ничего не сказала, а пошла в опочивальню, сняла с кровати все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, а потом взяла двадцать тюфяков и положила их на горошину, а на тюфяки еще двадцать перин из гагачьего пуха».



    Заметим, что опять-таки сама. Как супруга всё того же Фридриха-Вильгельма I сама затягивала своих дочек в корсеты и сама сервировала стол в трапезной. Кстати, настоящая принцесса Фике, ставшая императрицей Екатериной, иной раз сама разжигала поутру камин, потому что ей не хотелось будить своих подданных. В общем...«Принц взял её в жены, ведь теперь-то он знал, что берет за себя настоящую принцессу, а горошина попала в кунсткамеру, где её можно видеть и поныне, если только никто её не стащил». Но недолго длилось их счастие, ибо Принц от бедности пошёл на армейскую службу к первому Принцу, стал его генерал-фельмаршалом и, в конечном итоге, вознёсся на Вальхаллу где-нибудь под Россбахом. В общем, мир европейских принцес и принцесс был тесным, бедноватым, но очень гордым. У них там была своя особенная гордость - с соловьями, розами, умением создавать технику. И с тем медным кувшином, который принцесса Фике привезла из Цербста и который так рассмешил добрую и жирную царицу Елисавет Петровну, потому что у той царицы в одной только причёске было столько бриллиантов, сколько во всём этом Цербсте отродясь не водилось!

  • P.S. Да. Конечно же, в «Сказке о Мёртвой Царевне» царская дочь обслуживает семерых мужиков, но это редкий случай для местных-то сказочных царевен. Разве что какая настоящая начнёт убираться в тронном зале, памятуя о голодном и холодном мекленбург-шверинском детстве.

  • Тексты сказок взяты отсюда: «Свинопас» и «Принцесса на горошине». А вот тут ТЫЦ! много красивых иллюстраций к «Принцессе на горошине».
  • Tags: Девочкам на заметку, Кино, Литература, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 155 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →