Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Только не мой мозг!

  • Недавно тут асилила беляевский «Властелин мира». Ну дададад! Это принято читать в 6 классе. Но я в том возрасте полагала, что Беляев и вообще - фантастика, это - литература в жанре «баббл-гама» - пожевал-выплюнул-забыл. В моём окружении всё это читали только шебутные троечники и креативные прогульщики. А я была отличницей и поэтому читала классику. Сейчас я несколько порастеряла ненужные понты и стала читать, что мне интересно здесь-и-сейчас. Что характерно, если бы я всё это прочла в 6 классе, я бы восприняла исключительно фабулу, совершенно не ощутила бы эпоху и действительно - пожевала бы и выплюнула. Возможно, я сделала правильно, что не стала читать это тогда. Ну, так вот... Вещь произвела на меня жутчайшее впечатление и очень совпала с фильмом про Владимира Бехтерева и ещё с некоторыми многоизвестными произведениями, например, с фильмом «Заводной апельсин» Стенли Кубрика или даже с «Парфюмером». Но обо всём по порядку.

    Для тех, кто, как и я, не читал в детстве Беляева, кратенько расскажу историю Властелина. Итак, немецкий учёный Людвиг Штирнер изобрёл аппарат, при помощи которого он мог бы внушать нужные мысли окружающим людям. Сначала он, правда, потренировался на собаках, но потом устроил в стране финансовый кризис и подгрёб под себя большую часть капитала страны. Ну и, разумеется, насильно влюбил в себя женщину. Параллельно он экспериментировал с созданием массовых психозов и эпидемий всеобщей любви, когда люди от счастья обнимали столбы, а прокуроры отказывались от обвинения. (Парфюмер Гренуй тоже смог внушить своими благовониями любовь к себе и к миру, за что его и съели, в конечном итоге, бомжи города Парижа).


  • В «Заводном апельсине» человека делают типа хорошим...

    Тогда двое постадавших обратились к советскому ученому и изобретателю Качинскому, который также баловался проблемой передачи мыслей на расстоянии... В общем, в конечном итоге, Штирнер отказался от власти над миром и, оставив Качинскому свои записи,...«стёр» собственную биографию, лишил себя памяти и, превратившись (по сути) в другого человека – Штерна, переехал жить в Москву. Книжка заканчивается оптимистично - та женщина, в которую Штирнер заставлял себя любить при помощи внушения, начинает его любить сама по себе, безо всяких радиоволн. Ибо женская логика она ого-го какая странная. Ну, вроде бы фантастика и фантастика, даже и с хэппи эндом. Но самое жуткое заключается в рассказе Качинского о том, что передача определённых мыслей и внушение стали нормальным способом воздействия на людей. Учёный говорит о том, что исправление уголовников сделалось возможным при помощи исправления их мозговой деятельности. Повернул ручку тумблера и - убивец стал ботаником.

    В фильме «Заводной апельсин» главному герою - Алексу предлагают пройти курс экспериметальной психотерапии - в обмен на свободу. «Лечение» заключается в том, что у человека вырабатывали условный рефлекс на драки и иные насильственные действия - в результате, как только Алексу хотелось подраться, у него начинался ужасающий приступ тошноты и такого душевного дискомфорта, что впору вешаться-стреляться-резать вены. В беляевской «подростковой» фантастике всё гораздо оптимистичнее - люди в восторге от того, что стало возможно приручать опасных хищников и опасных людей. Показателен пример и самого Штирнера, который сам себе стёр свою алчную и опасную для человечества самость (по-немецки это звучит точнее - Selbst), превратившись, по сути, в своего антипода.


  • В «Мёртвом сезоне» бывший врач-нацист работает в секретном НИИ.

    Но это он - сам. А другие, которые не хотели бы? В рассказе Качинского фигурирует и проблема труда - люди, повинуясь внушению, работают слаженно и стройно. А ведь можно сделать так, что они будут работать...без оплаты и даже без эмоций. Человек-винтик, человек-машина, выполняющие волю. Если вспомнить ещё один сюжет - «Мёрвый сезон», то в нём нацистский врач-убийца проводит эксперименты по разрушению человеческой психики. Люди начинают есть траву, как животные или совершать бессмысленные действия. Целью врача было уничтожение в «унтерменшах» всяких чувств и памяти - это могут быть прекрасные рабы безо всяких эстетических и социальных потребностей (сам-то врач весьма изыскан и даже предпочитает классику Галантного Века).

    Получается, что время от времени возникает идея создания человека-управляемого, который будет хорошим работником и вообще - законопослушным человеком, но лишь, благодаря насильственному усовершествованию его мозга, его эмоций, его желаний. Включили потребность жрать - он жрёт, выключили - помер с голоду, не имея даже интереса протянуть руку за куском хлеба. Разумеется, мне могут возразить - при помощи таких штук можно отключить у алкаша страсть к выпивке, у наркомана - интерес к героину, у толстяка - любовь к пирожным и так далее. Получается, что сами люди ан масс вообще не в состоянии себя ограничивать, выбирать законопослушное поведение, а если оступились, то не в состоянии исправиться. Опять же, в такой ситуации становится не нужна и религия - если человеку просто выключают центры, связанные с желанием воровать, то кому сдалось это «не укради»?


  • Убийца-парфюмер создаёт аромат, заводящий толпу.

    Дальше - больше. Зачем нужны реальные ощущения и впечатления, когда можно набить память «файлами» с виртуальными воспоминаниями? Просто человеку вживляют в память, что он был на Луне или, там, искал Атлантиду. А он, меж тем, лежал на диване всё с тем же тортом. Тут вспоминается так называемый слег из «Хищных вещей века» братьев Стругацких. Если Вы помните, слег тоже воздействовал на мозг таким образом, что человек как бы исполнял все свои немыслимые желания. И люди умирали от психического истощения, ибо слег им заменял реальную жизнь. Люди становились счастливыми. А наш коммунистический герой решает бороться со слегом, как с самой большой опасностью, направленной против человека. Против его социальной эволюции.

    А помните «Отроков во Вселенной»? Там в далёкой-далёкой Галактике роботы насильно осчастливливали живых людей - им тоже воздействали на мозг, чтобы всё было пофигу. Все помнят, как сопротивлялись этому подростки - они так боялись и так не желали осчастливиться, как будто их хотели физически уничтожить. А ведь, если вдуматься, то произошёл бы полный распад личности. Вернувшись к всё тому же Властелину Мира, можно констатировать, что человек под воздействием аппаратуры, переставал быть именно собой, то есть умирал, уничтожался и оставалась только оболочка. Да, живая и даже активная, но только оболочка. Я понимаю - щас придут умные люди, которые скажут, что я всё свалила в одну кучу. Наверное так, потому что я пишу для диалога с читателями, а не для умностев. Просто все эти сюжеты мне показались сходными в одной точке - в этической проблеме вторжения человека в тайны мозга и сознания.


  • «Отроки во Вселенной» не захотели осчастливиться...

  • Здесь можно вспомнить ещё много чего, в частности, башни из романа Стругацких «Обитаемый остров» - их излучение вызывало у нормальных людей истеричную эйфорию, а высокоинтеллектуалов заставляло мучиться от невыносимых болей. Можно вспомнить даже знаменитую «Матрицу» и не менее знаменитое «Ванильное небо». Можно ли человеку активно вторгаться в человеческий мозг? Конструировать память? Пусть так - правомерно ли делать человека лучше при помощи таких методов? Вот в чём вопрос...
  • Tags: Кино, Литература, О Жизни, Фантастика
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 167 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →