Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Странные киносказки.

  • Детские фильмы, созданные в советский период, по ТВ начали показывать уже с 25 числа - опять перед нами замелькали Петровы с Васечкиными, Алисы и миелофонами и чешские Золушки с тамошними орешками. Вся эта прелесть, конечно, активно разбавляется голливудской эпопеей под названием «Один дома», сёстрами Ольсен и всяко-разными Рождественскими историями с англо-саксонским культурологическим контентом. Однако в праздничной телепрограмме иной раз попадаются небезынтересные детские кинокартины, которые лично я назвала бы странными. Не плохими или там - маразматическими, а именно - странными. Причём, лично у меня они вызвали культурологический шок ещё в детско-подростковом возрасте, а сейчас и вовсе «обогатились» многослойными смыслами. Итак...



  • От создателя «Буратины» и «Красной Шапочки» - Леонида Нечаева - «Сказка о Звёздном Мальчике». База - произведения Оскара нашего Уайльда. Надо отметить, что в шедевре Нечаева очень мало Уайльда и очень много...братьев Стругацких (например). Я бы даже не удивилась, узнав, что они наваяли сценарий (но нет - не они!). А может тут было что-то от «Звёздных войн», которых нам в детстве почему-то не показывали. Но всё-таки, наверное, от Стругацких больше, потому что много морали и Земля слегка смахивает на Арканар с донами, а сам звёздный отпрыск - иной раз почти Абалкин из «Жука в муравейнике».

    Итак, Звёздный Мальчик прибывает на Землю из далёкой-далёкой Галактики, где живут высокоцивилизованные инопланетяне (возможно, так выглядели Странники А.и Б.Стругацких, но братья-Натановичи их нам не явили в полном объёме, поэтому можно только догадываться). Но желание внедрить «своё» - землянам впечатляет. Вернее, тут даже идёт стремление оградить себя от землян с их неунывающей стругальщинкой и достоевщинкой.



    Мальчик попадает в...странный славянско-карпатско-балканский мир, причём языческий - несколько раз мельком показывают привычного идола (возле забора) и солнечный оберег из соломы. Этот мир по краскам и ощущениям напоминает славянскую эпопею чешского художника Альфонса Мухи. По природе и некоторым костюмам похоже даже на Болгарию. Всё бы хорошо, но всеми этими людьми почему-то управляет испанский король. Неплохо, да? Нет, я бы лично согласилась, чтобы в XVI-XVII веках Болгарией правили бы наместники Габсбургов заместо турок. Их бы всё равно потом оттуда выгнали, а культура была бы интереснее во много раз. Ну так вот...

    В этом самом южнославянском мире с явным испанским влиянием и разворачивается история пришельцев - мальчика и его матери. Сюжет Уайльда искажён чуть более, чем наполовину, а самым колоритным персонажем, как всегда, становится, самый противный человек и это даже не Мальчик с его инопланетным гонором. Это - инфанта, которую сопровождает вполне интеллигентный Великий Инквизитор (вероятно, это всё-таки был Кристобаль Хозевич Хунта из стругацкого же «Понедельника...»). В общем, фильм вполне харизматичный. Так сказать, постмодернизм для самых маленьких.



  • Далее в нашей программе перестроечный и довольно-таки халтурный фильм с устало-бесцветным наименованием «Раз, два - горе не беда». В те годы качество детского кино резко пошло на спад, но, тем не менее именно этот фильм с его стимпанковским контентом заслуживает некоторого внимания. Кроме того, в сказке пародируется жанр фильма-катастрофы, когда что-нибудь эдакое (стихия или техника) выходит из-под контроля и начинает крушить и валтузить всю окружающую действительность и только самоотверженный герой-одиночка в состоянии справиться с ситуацией.

    Мир, в котором разворачивается действие стимпанковской драмы, биполярен, как во времена Холодной Войны, причём, условный мир капитала во главе с героем Николая Караченцова, соединяет в себе восточные и западные тенденции. Сам Главный Буржуин одет по фантазийной французской моде начала XVIII века - в нашем представлении именно так выглядели всевозможные Людовики. Условный русско-советский (что ли) мир похож на какие-то лубки плюс царевна в кринолине и с химической завивкой. В общем, чистая халтура с натужной игрой народно-заслуженных артистов. Но техника всё равно впечатляет.



  • Третьим номером я бы поставила сказку с таким же бестолково-неприметным названием - «В Тридевятом Царстве». К сожалению, эту шедевру показывают очень редко, а жаль - это великолепная политическая сатира на все те миры, которые противостояли советской модели развития - от монархий с париками и фрейлинами до «чёрных полковников» с их ностальгическим гитлеризмом. Весь этот мир, где кухарки носят чепцы и сабо (как Золушка), а на стене военного штаба висит вполне узнаваемый портрет Гитлера, чем-то напоминает и «Королевство кривых зеркал», и даже «Незнайку на Луне». Но если книжка Николая Носова буквально списана с карикатур на Америку начала 1960-х годов, то фильм «В Тридевятом Царстве» гораздо шире и - забористее.

    В нём не определяется время и место - в нём смешалась реальность рубежа 1960/1970-х с тем абсолютным эпическим временем, где происходят мифы, сказки и легенды народов мира... Тем не менее, параллельно этому миру существует вполне определённый Советский Союз, откуда приезжает героиня - девочка-фигуристка. Далее разворачивается сюжет а-ля Марк Твен - фигуристка имеет одно лицо с местной юной королевой. Девочки на время меняются местами и начинается привычная неразбериха.



    В сказке имеют место все политические карикатуры - разнузданная военщина, забастовки трудящихся, нацистские военные преступники - сбежавшие от правосудия и окопавшиеся в далёких странах под видом военных советников, мир чистогана, рекламное безумие и потребительская модель поведения, продажность парламента и его прогибистость под капитал. В общем, авторы вывалили всё, что знали о кап.странах. При этом есть некий королевский двор с вполне сказочно-галантными декорациями. Да, ещё говорится, что королева - католичка. Так что и религиозное мракобесие налицо.

    В общем, это такой обобщённо-абстрактный западный мир последних 250 лет - узнаваемый и примечаемый советским ребёнком с самого детства. Тем не менее, вся эта очаровательная мешанина вызывает культурологический шок и не отпускает до самого окончания просмотра. Разумеется, мораль сей басни такова - на Западе плохо даже королевам и фрейлинам, а в Советском Союзе - клёво, особенно модным и выездным фигуристкам. Дидактика налицо...



  • Наверное, в мире есть ещё много-много странных киносказок, но лично я выделила только эти три. А ещё мне тут сказали, что Кончаловский скреативил гофманского Шелкунчика, где крысы носят нацистскую форму, а мастер Дроссельмейер имеет лицо Альберта Эйнштейна. Also, традиция жива и востребована, что, несомненно, радует и доставляет. Я, пожалуй, на это даже схожу посмотреть...
  • Tags: 1970, 1980, Кино, Приколы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 139 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →