Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Эйнштейн, Климт и Pickelhaube.

  • Что Вы можете сказать о новом фильме господина Кончаловского «Щелкунчик и крысиный король»? Лично я могу выразить отношение одной фразой: «Это не халтура, но мне не понравилось». Не понравилось не потому, что фильм - детсткий и, соотвественно, наивный, сказочный и нелогичный, как большинство сказок. А, скорее всего, потому что все положительные персонажи, кроме девочки Мэри, вызывают отторжение разной степени силы. Кто-то вызвал недоумение, кто-то раздражение, но симпатию не вызвал никто. Девочка же, по крайней мере, никакая. Хорошо, что хоть не бесит. Странным выглядит перенесение действия в 1910-е годы, причём, по костюмам примерно 1917-1919 годы. Ну да ладно - авторам хотелось дизельпанка, а какой же дизельпанк в эпоху герра Гофмана? Хотя...это было бы интересно скрестить. Гораздо интереснее, чем, например, превращать мастера Дроссельмейера в Альберта Эйнштейна, который, к тому же, поёт песню про теорию относительности.



    Но и это не самое феерическое. Потому что в фильме постоянно поминается некто доктор Фрейд. Причём, подчёркивается, что мамочка в этом семействе - ярая фанатка небезызвестного шарлатана. Я ещё могу понять, зачем детям Эйнштейн и теория относительности (она во многом сказочна и, разумеется, фантастична), но зачем детям доктор Фрейд, это я уже не осознаю. Он и взрослым-то несильно надобен, а уж детям... Неудивительно, что в семейке, где фрейдолюбивая мамочка-певица (по сюжету) и бухающая няня (ещё одна находка сценариста) - такие дети.

    Девочка, у которой оживают параллельные миры с куклами и крысами и отвратительный мальчик-разрушитель (и при этом нытик и слюнтяй). Вместе с тем, невероятно интересно выписан прусско-крысиный мир. Именно прусский мир, а не...фашистский, как написали очень многие журналисты, вероятно, никогда не видевшие немецкую форму Кайзеровского периода. Мелькает даже известная каска, имеющая наименование Pickelhaube (кстати, она была принята в немецкой армии в подражание николаевским каскам).



    Так вот эта смесь Мордора с Метрополисом весьма интересна. Великолепно показано вторжение мира крысо-человеков в какой-то бюргерский город а-ля Вена - резкое вырастание из-под земли металлической башни, очень похожей на те, которые были показаны в упомянутом фильме Фрица Ланга. Вообще, в картине много знакомых кадров. Например, сцена с мотоциклами напоминает Терминатора, а город, оккупированный крысо-пруссаками - вылитое гетто из «Списка Шиндлера». Вообще, момент сдачи детьми игрушек очень напоминает все фильмы, связанные с Холокостом. И девочка Мэри в конце уезжает в пустом трамвае, совсем, как Раба Любви...

    А да, зачем дети сдавали игрушки? Затем, чтобы крысы их сжигали в специальных печах. Сразу вспомнился «Кролик Роджер» - только там уничтожались не куклы, а мультяшные персонажи. Что ещё запомнилось? Очень красиво сняты ёлка и богатый дом, куда Эйнштейн притащил своего Щелкунчика - по стенам развешаны вполне узнаваемые полотна Климта. Сам же Щелкунчик - довольно противное и претенциозное создание, причём, как в виде куклы, так и в виде подростка. Даже в нашем советском мульте оный персонаж куда обаятельнее, хотя это всего лишь вариации на тему общеизвестного балета. В фильме же с танцами плоховато, а гениальная музыка Чайковского использована кое-как.



  • В общем, я не могу сказать, что фильм отвратный и ужасный - он вполне качественный, вполне современный. Не хуже иных голливудских, так сказать. В нём даже есть свой колорит, свой стиль, свой дух. Но в нём есть что-то такое, что мне категорически не понравилось - может, отсутствие обаяния у главных героев, а может что-то сугубо подсознательное. Может, стало обидно за тот мир, где Фрейд - это gut, а Pickelhauben носят крысы?
  • Tags: Кино, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 110 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →