Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Лирики начинают и выигрывают.

  • Несправедливость! Я уверена в том, что Вы с этим тоже сталкивались... Вот, например, сугубо гуманитарный мальчик Петя ничего не смыслит в математике: тупо и грустно разглядывает какой-нибудь квадратный двучлен, теорему Виета пробует зарифмовать и вообще путает фамилию - говорит «теорема Вийона», знак интеграла напоминает ему недоделанную виньетку эпохи Ар Нуво. Ну, два у него по математике! Ну, не хочет он её! Но при этом гуманитарный мальчик Петя считается умненьким. Он потом по жизни будет считаться умненьким, не умея сложить две цифры. У него в руках будет пищать и плавиться несчастная бытовая техника, а он будет с глубокомысленной гадливостью взирать на провода и прочие негуманитарные предметы. Классический пример - Хоботов. Его все вокруг считают умным именно за счёт его возвышенной гуманитарности. Он сыплет цитатами, вздохами, смыслами, он живёт Высоким. Он относится именно к тому подвиду мужчин, которых «любят ушами», а на деле он просто домашний вредитель и враг электричества.


  • «Любить ушами» проще, конечно же, сугубого гуманитария...

    А вот теперь возьмём другого мальчика - например, Васю, который хорошо смыслит в технике, но дуб дубом в поэзии, в живописи, в виньетках и Вийонах. В общем, он физик, а не лирик. Ну, ведь всю жизнь он будет считаться, если не дуб дубом, то, во всяком случае, не сильно умным. Если мы вспомним знаменитые баталии физиков и лириков, то мы можем обнаружить вопиющую картину - чирикающим лирикам можно было только чирикать. Но физик не мог быть настоящим физиком с большой буквы «Фэ», если он не понимал Роберта Рождественского, если он не шутил, не бренчал на гитаре, не рифмовал «Хибины» с «вершинами» и так далее. Поэт и так считался светочем, даже, если он время от времени пытался засовывать пальчики в розетку. А математик был некомильфотен, если он забывал ввернуть цитату из «старика Хэма». Разбираться в поэзии - это была чуть ли не светская обязанность каждого приличного кибернетика. Поэт, конечно, тоже был приучен знать о существовании кибернетики (чтобы его стихи считались современными), он был не обязан в ней хоть что-нибудь понимать.


  • ...Он при всей нелепости завлекает смыслами и рифмами...

    Возьмём ещё один хрестоматийный пример. В большинстве пушкиноведческих книг сказано, что Наше Всё не блистало в математике и вообще - в технических науках. Но мы всё равно считаем его Гением. По словам сестры поэта - О.Павлищевой «...арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». (Правда, я читала ряд интересных публикаций, где говорилось о том, что всё не совсем так, и Пушкин в зрелые лета почитывал книги по математике, восхищавшие его стройностью и красотою мысли. Но это не факт любви к цифрам, а извечное стремление «поверить алгеброй гармонию»). Ну, даже если Пушкин во взрослом возрасте и проявлял интерес к математике, то мы от него - от Поэта - этого всё равно не потребуем. Для нас неважно - сдал бы Пушкин сопромат или не сдал бы. А вот его «антипод» Николай I, как раз, сдал бы сопромат...


  • Для интересного общения буквы важнее цифр. Однозначно.

    ...Николай в детстве (9-10 лет!) вычерчивал такие сложные штуки, что я, вспоминая свои слёзы над черчением в 7 классе, просто тихо обзавидовалась. Коленька любил математику, а ещё больше физику и учителя это знали. Когда он себя отвратительно вёл, его лишали права заниматься физическими опытами. Николай с юности выписывал английские журналы с техническими новинками и проектами и очень любил выявлять в них «нежизненность конструкции» - в том смысле, что он мог подчитать, поедет ли вот эта штука или не поедет в силу законов физики. Но, как мы знаем, Коленька не любил гуманитарщину. Он ненавидел писать сочинения и один раз в знак протеста сдал учителю чистые листы. Ну не считывал Коленька все эти «души-прекрасные-порывы». И поэтому большинство людей считают его чуть ли не дебилом. Прекрасного инженера, игравшего в шахматы. Но раз ты гуманитарно глух, стало быть ты - «ограниченный педант с кругозором прапорщика».


  • Вот бабы: прижиматься к технарю, а Любить - гуманитария.

    Помню также замечательные рассказы Дины Рубиной, где её лирическая героиня имела проблемы с техническими дисциплинами в школе. Лирическая героиня, то есть она сама, Дина Ильинична Рубина, писательница и умница. Кто-нибудь захочет ей ставить в вину её «Астральный полет души на уроке физики», в то время как другие проникались вторым законом термодинамики? А вот никто!.. Недавно в одном московском заведении (если кто знает - «ЧиталКАфе») я общалась с художницей по шёлку - у неё было настолько плохо с математикой-физикой-химией-биологией в 10 классе, что ей пришлось уходить в глубокий экстернат и что-то там мудрить с разными школами. А ведь умница баба! В Ар Деко понимает, Фрагонара чувствует, Шагалом не брезгует. Если человек пишет «карова», он считается нами дураком, даже, если он способен починить наш компьютер и нарешать кучу дифуров. Если у человека 2+2=5, он может прослыть даже гением, если он в состоянии сделать из этого «тождества» красивый перфоманс с песнями, верлибрами и канканом на столе.

  • И знаете, во всём этом есть простой эгоистический смысл. Мы с удовольствием станем болтать с гуманитарием, у которого 2+2=5, но не сможем связать двух слов с гениальным технарём, который на вопрос «Любите ли вы Фейхтвангера?», отвечает «Не знаю - не пил». Поэтому-то мы не требуем от поэта - сопромата, а от инженера ждём, что он нам хотя бы «Мурку» сыграет, а то совсем как-то скучно выходит...
  • Tags: О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 349 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →