Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Фильмы - гиды по советской эпохе.

  • Сегодня я решила назвать фильмы, которые по моему мнению лучше всего символизируют моду и отчасти быт советской эпохи (иной раз - идеализированный, иной раз - почти точно воспроизведённый). На каждое десятилетие - по фильму. Разумеется я не претендую на звание Светоча и Генератора Основных Истин, поэтому мой выбор будет весьма субъективен, и у Вас может быть совершенное иное мнение. Опять-таки, если Вам думается, что люди и в эпоху НЭПа, и в эпоху пятизвёздочного генсека жили одинаково скверно, а мода в СССР существовала только в мечтах и в иноземных каталогах, то Вам тоже не сюда. Остальным товарищам и господам я представляю семь фильмов.


  • «Девушка с коробкой» - отношения на фоне блеска и нищеты нэповской России.

    1. «Девушка с коробкой» символизирует НЭП-овские 1920-е годы. Временный откат к ненавистному капитализму, прослойка отвратительных на вид нуворишей, люди в кожаных куртках, ватниках и по-пролетарски нашенских, стоптанных сапогах идут мимо шикарной вывески шляпной лавочки мадам Ирэн. Девушка с модными-большими глазами и в пальто актуальной длины служит нэпманам и стряпает для них шляпки фасона «клош». Но по счастию ей встречается на пути сознательный пролетарий со связками книг и в латаных валенках. В этом фильме есть всё - и воспетый Булгаковым квартирный вопрос, и модные линии «золотых-двадцатых», и работа всяко-разных советских органов по улучшению жизни советских граждан.

    Что характерно - в главной роли снялась актриса Анна Стэн (девушка украино-шведских кровей), которая делала весьма успешную карьеру в советском кино, однако, в 1930-м году уехала за рубеж и продолжила сниматься уже там. Наверное, поняла, что для неё в нарождающемся сталинском кинематографе ролей не будет. Анечка Стэн умудрилась протиснуться даже в Голливуд, где и снялась вместе с самим Гарри Купером, однако шикарной карьеры так и не сделала. Но, так или иначе, она осталась для советских зрителей Девушкой-с-коробкой, а этот фильм стал неким символом нэповской России с её крестьянскими телегами и конструктивизмом, блеском и нищетой, пролетарским оптимизмом и «двухсекторной моделью экономики».


  • «Моя любовь» - правильные чувства на фоне аристократично-пролетарского шика.

    2. «Моя любовь» - фильм пронизанный светлым оптимизмом предвоенной эпохи. Красивая блондинка с крепкой и стройной фигурой не только ударно работает и успешно поёт (в атласном платье с буфами и кружевными прошивками), но и усыновляет своего крохотного родственника. А ещё за её сердце борются два плакатных комсомольца - блондин и брюнет. Брюнет - красивше, а блондин - порядочнее. Поэтому влюблённость, не выдержав испытаний, уступает место большому и гордому советскому чувству, в котором мало плотского влечения, но много взаимопонимания и умения принять любимого человека таким, как он есть.

    Вся эта лав-стори проистекает на фоне классических форм сталинского ампира, шикарного трюмо в комнате пролетарки Шурочки и белых тюлевых занавесей. Жить стало лучше - жить стало веселее! Все герои одеты по моде - на мужчинах пиджаки с широкими и остроугольными лацканами или же футболки на шнуровке (подчёркивающие их брутальные стати). Девушки все в длинном и обтягивающем по моде 1930-х, со слегка завышенной талией и рукавами-буфами. Есть и комическая парочка толстяков, которые также весьма приятственны и показывают зрителю, что народ отнюдь не голодает. Пролетарии отдыхают в чудесных домах отдыха и танцуют на балах в своих рабочих клубах.


  • «Весна» - образцовая любовь на фоне образцовых баллюстрад.

    3. «Весна» - сила и мощь послевоенного пафоса в сочетании с претенциозными шляпками и великолепными летними пальто. Никаких трофейных пиджаков, никакого блатного шика, никаких перешитых и перелицованных вещей. Не фильм, а оживший журнал официальных советских мод. Все женщины - прекрасны, все мужчины - при шляпах. Любови Орловой - далеко за. Но она играет безвозрастную артистку оперетты и ещё более безвозрастную учёную даму с её «массой Солнца...» Но даже пень в апрельский день... Орлова демонстрирует две линии советской разрешённой моды - строгую и вечерне-нарядную. Шикарные квартиры, чисто вымытые тротуары, домработница, обращающаяся к своей именитой хозяйке не то Иринушка, не то Аринушка.

    В Институте Солнца творятся немыслимые чудеса, на киностудиях снимаются роскошные кинокартины, в оперетте устраиваются ревю голливудского размаха - много перьев, блеска и версальско-бурбонской барочности. Да и сам Институт Солнца похож с фасада на какой-нибудь королевский дворец, затерянный в зелени парка. И ни одного пролетария в кадре (если, конечно, не считать героиню Раневской). Режиссёр и учёная, журналист и актриса. Мужчины лишены привычной брутальности, женщины тоже вполне белорукие. Водевильность сюжета подчёркивают комические красавцы - косметолог-Зелёная и снабженец-Плятт. Но самое яркое - это новая Москва с колонной девушек в белых платьях...


  • «Высота» - простые и светлые чувства на фоне индастриал-эстетики.

    4. «Высота»

    Сознательный пролетарий Коля Пасечник и разбитная девчонка Катька находят свою любовь на большой и величественной стройке социализма. Красота и романтика высоты, широкого неба и беспокойной индустриальной эстетики. Стильный советский индастриал эпохи Оттепели - бескрайняя солнечная ширь с трубами, домнами и прочими прокатными станами. Пролетарий Пасечник не просто тупо и безынициативно работает «от сих до сих», он знает толк в поэзии и в музыке, уважает Дениса Давыдова и понимает, как надо одеваться приличной девушке. И атласную оранжевую кофточку надевать к зелёной обтягивающей юбке может только стиляжка или мексиканка (там буйство природы позволяет).

    Хочешь любить настоящего парня? Брось курить, вступи в комсомол, прекрати ошиваться по ресторанам! Лица незвёздные, простые. Рыбников в остро востребованном амплуа - «фабричный герой-любовник». Никакого шика - новый герой, новый простецкий быт, новые отношения. Желание понаехавших свить постоянное гнездо. Желание «оседлых» броситься на поиски новых строек и новых впечатлений. Жизнь - движение. Смысл - высота. И, конечно, две линии модной одежды - с узкой в бёдрах юбкой и с юбкой расклешёной. Два фасона рукава - втачной и цельнокроенный («японка»)...


  • «Ещё раз про любовь...» - сложные чувства на фоне полочки для умных книг.

    5. «Ещё раз про любовь...» - внебрачная связь и вечный диспут, герой эпохи-физик и девушка из заоблачных высот, молодёжные кафе и песни под гитару. Эпоха искренности. Она честно говорит, что любит, он также честно ничего не обещает. Она носит модную причёску и модную длину юбки. Она по-модному правдива и актуально порядочна. Унылая половая мораль с её ханжескими глупостями уступает место морали подлинной - умению жить и умереть для других. Наташа не боится быть смешной или влюблённой. Потому что над искренностью и любовью смеяться не принято. Принято острить, но совершенно по иному поводу.

    Футуристический зал молодёжного кафе, огни большого города, постоянное стремление самовыражаться. Она больше чувствует, чем знает. Он больше знает, чем чувствует. Крупный план - на фоне книг. Всё остальное - неважно. Ни одной вычурной детали, ничего лишнего. Не стоит обременять себя лишним ради главного. Для неё главное - это любовь, для него - мысль. «Лучшая девушка Советского Союза» может любить только главного героя эпохи - интеллектуала-технаря. Он уже имеет право не быть силачом со спортивной злостью в глазах - мозги вместо мускулов. Новая аристократия имеет право на иронию, на спесь и на внебрачных девушек.


  • «Служебный роман» - поздняя любовь на фоне доставания модных батников.

    6. «Служебный роман» - полная и безоговорочная победа быта над идеями. Идеи измельчали рядом с вещами. Финские батники и блайзеры, комбинаторность и блоки 'Marlboro'. На работе уже ничего не изобретаем и не отстаиваем, а вяжем шапочки и шарфы, продаём колготки и бегаем посреди рабочего дня за гусем или за арбузами. Слетничаем, крутим романы, красим импортной или (если не получилось) советской тушью длинные ресницы. Превращение из мымры в королеву возможно при помощи импортных шмоток и вовремя занятой очереди к парикмахеру. Главного героя бросила жена. Главная героиня вообще кукует без мужика. Все дружно жалеют Оленьку в жутких розочках, которая хочет взорвать чужой очаг.

    Уже не актуально ездить на стройки социализма и искать там истину. Модно бывать за границей и привозить оттуда авторучки, магнитофоны и «мобили». Быт налажен, в салат добавляем тёртое яблочко. Острые уголки воротничков, дамские клеша, сапоги на массивных каблуках. Мини-юбки конторских девочек, макси-платье обновлённой Калугиной. Отлаженная жизнь, стремление к покою и тёплому пледу. Ощущение - завтра будет лучше, чем вчера, потому что завтра могут «выбросить» батники или сапоги в ГУМе. Никто никуда не рвётся, жизнь прекрасна.


  • «Самая обаятельная и привлекательная» - никакой любви, но много аутотренинга.

    7. «Самая обаятельная и привлекательная» - модные увлечения и модные джинсы, никому не нужная контора со стабильным штатом и нестабильная личная жизнь. Социологи и аутотренинг, фарцовщики с видюшниками и концерт Джанни Моранди. Очаровательный эскапизм предперестроечной эпохи. Печём всякие штучки и называем их «Маэстро» (как песню главной и единственной звезды). Ездим в командировку, чтобы вильнуть в сторону от супружеской рутины. Ходим на концерт итальянского певца, потому что это - модно. Но лучше бы снова привезли 'Бони-М'. Спокойно посещаем хату фарцовщика, который лениво учит жизни.

    Мужчины окончательно лишены не только брутальности, но и высоких мыслей. Они больше не ставят рекорды, не дают сверх плана и не болтают про аннигиляцию антивещества. Они даже не выдают стихи Пастернака за свои и не говорят про грибы. Мужчины в лучшем случае - модны и циничны. В худшем - снулы и сутулы. Главный красавец работает, заткнув уши плейером, потому что Джанни Моранди важнее, чем та байда, которую он лениво чертит. Потом этот человек состарится и всем станет доказывать, что он делал едва ли не секретные разработки для ядерных боеголовок... Но всё ещё впереди, а пока смысл жизни - в лейблах и коттонах. Модный дамский рукав - «летучая мышь», объём, асимметрия...
  • Tags: 1920, 1930, 1940, 1950, 1960, 1970, 1980, Кино, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 151 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →