Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Анны на шеях.

  • Говоря в предыдущем постинге о фильмах, созданных в эпоху Фестивальной Оттепели, я вспомнила об одном небезынтересном феномене той эпохи - о привычных и типичных, но осуждаемых союзах пожилого сановитого, именитого мужчины с молоденькой девушкой - чаще всего, красавицей. Разумеется, шедевр под названием «Неравный брак» написали не в 1955 году, а примерно на 100 лет раньше, а за богатых стариков и сейчас выходят замуж всякие искательницы бесплатного сыра. Дело не в самом феномене, а в эпохе. Почему именно в это время подобные браки стали, если не нормой, то хотя бы привычной картиной? Почему это принялись высмеивать в «Крокодиле»? Зачем было нужно включать в сюжет кинофильма «Разные судьбы» роман маститого композитора с девицей, стремящейся к материальным благам?

    3-8._1. Молодые жёны пожилых людей

    Почему в пьесе «Взрослая дочь молодого человека», написанной уже в 1970-е, но - о 1950-х - в воспоминаниях бывших стиляг фигурирует молоденькая жена отнюдь неюного декана? В фильме «Девчата» одна из героинь без любви собирается замуж за немолодого, но степенного Ксан Ксаныча (что характерно - по изначальному сценарию девушка отказывала ему и говорила, что будет ждать настоящую любовь). И, наконец, почему так злободневно «выстрелила» чеховская «Анна на шее» с блистательной Аллой Ларионовой? В ныне забытом кинофильме «Черёмушки» тоже имеются примечательные персонажи - большой начальник и его молодая, сильно-крашеная в блондинку жена. Почему именно в эту эпоху были так востребованы пожилые начальники? На то есть своя правда. Как известно, миром правят не высокие идеи и тем более не сексятинка (как полагают иные несознательные товарищи), а экономика и бытовуха... Так сказать, базис.

    Начну издалека... Итак, хрущовская Оттепель была временем, когда человек всерьёз задумался об отлаженном быте. Недаром, то была эра массового расселения коммуналок; время, когда появились пособия с удивительными названиями - «Одевайтесь со вкусом», «Эстетика помещения», «Эстетика поведения» и так далее. Даже девчата из общежитий старались расцветить свой суровый и непрезентабельный быт салфеточками, подушечками, штучками и безделушками. Вспомните фильм «Девчата» - в самом начале Тося перетряхивает хозяйство своих будущих подруг. Мы видим кучу разных милых и сугубо дамских вещиц, а также варенья и соленья. Да, это было всегда, даже во время войны. Просто в 1950-е всю эту кружевную и пуховую прелесть стали активно показывать в кино и внедрять в жизнь. Люди (особенно молодые) остро хотели хорошей, уютной жизни. Даже на Целине они старались создать некое подобие «домашнего очага». (Это и было то самое «мещанство», с которым потом начало бороться уже следующее поколение - шестидесятники).


  • «Разные судьбы».

    ...Сталинская эпоха была эпохой фасадов и большого стиля, проектов-для-народа, но не для отдельно взятого человека. Человек, выходя из склочной, неустроенной коммуналки на 5 семей, через несколько минут нырял в дворцово-барочное Метро. А теперь всё было иначе - лепоту убрали с фасадов, зато дали возможность обустроить свою личную территорию. Переживший войну и послевоенные трудности, человек захотел уюта и заслуженного расслабления после работы. А кто в те времена имел больше других? У кого этот самый быт был отлажен и не требовал дополнительных вложений, ожиданий, волнений? Правильно - это всё давным-давно заслужили начальственные мужчины в годах, которым в 1955 году было, например, 55-60 лет. То бишь, к этому времени успели войти в преклонные (по тогдашним меркам) года люди, стоявшие у истоков советской индустрии, литературы, изобразительного искусства, кино, etc.

    Причём, это были товарищи, уцелевшие в годы репрессий, хорошо себя проявившие в годы войны и так далее. У этих начальников (будем звать их именно так для краткости) было к тому моменту всё - и дачи, и машины, и возможности. И главное - их перестали сажать за ошибки и подлости. Максимум - могли турнуть с работы или пропесочить в газете. Они сделались желанными кавалерами для молодых девушек, чьё детство (как раз) пришлось на голодные и тяжёлые военные/послевоенные годы. Все люди разные - одних трудности закаляют, других - озлобляют, третьих - заставляют искать тёплое место, чтобы никогда с ними не столкнуться. Так вот студенточек, запрыгивавшим в лауреатские «Победы», гнал инстинкт самосохранения. Они наголодались, натерпелись и теперь совершенно искренне желали красивой или хотя бы - достойной жизни. Тем более, что сам дух эпохи был пронизан желанием обустроить своё пространство.


  • «Анна на шее».

  • И, кстати, маститые кавалеры тоже брали в жёны молодушек всё больше не для генитальной потребы, а для того, чтобы на их шикарных диванах восседала шикарная же красавица - предмет интерьера, ничего не попишешь - «Эстетика помещения» требует-с. Разумеется, таких девушек осуждали за корысть и за «продажу любви», но факт оставался фактом - такие союзы были и они были не редкостью. На мой взгляд, они продавали никакую не любовь, а просто позволяли пользоваться своими формами для оформления роскошных апартаментов. Кстати, когда я смотрела фильм «Стиляги», я полагала, что Полли-Польза по идее должна была бы выскочить за начальственного папика. На мой взгляд, это выглядело бы логичнее, жизненнее в условиях описываемой эпохи, и, вместе с тем, весьма кинематографично-драматично-слёзовыжимательно.
  • Tags: 1950, Кино, О Жизни, Отрицательный герой, СССР
    Subscribe

    Recent Posts from This Journal

    • Самый жестокий и красивый фильм о любви в СССР.

      О любви можно сказать по-разному. Даже очень страшно. Кинокартина «Романс о влюблённых» - это вообще отдельная песня. Причём, реально песня.…

    • Как радостно-то.

      Замечательная картинка (термперой по картону), с карикатурным задором. «Любительницы соков» называется. Две молодые фемины 1960-х пьют соки. Очень…

    • Стивен Кинг? Нет. Художник так видел.

      Вот эта вещь 1970-х - просто какой-то Стивен Кинг. Но нет. Советская действительность. О авторе. Пётр Гергардович Дик (1 января 1939, Глядень,…

    • Самая ужасная пара в советском кино.

      В советских, равно как в голливудских или, там, французских, кино-сюжетах постоянно встречаются дисгармоничные пары, о которых зритель думает:…

    • Вот это обыграла...

      Есть такая российская художница - Светлана Шубина, одна из немногих в мире, кто создаёт классический пин-ап, то есть задорный американский стиль…

    • Завистливая Виноградова с бурдой в голове.

      Когда Надя Клюева - героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная» - наряжается у фарцовщика в нечто импортное, она с неудовольствием смотрит…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 194 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →