Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Три фильма о школьной любви.

  • В сообществе 76_82 на днях обсуждали кинофильм «Школьный вальс», выпущенный в конце 1970-х. В своё время меня ещё сильно удивило несоответствие - дата выпуска фильма - 1978-й, а платья на девочках по моде первой половины десятилетия. Я некоторое время думала - почему? Ну, там пару лет снимали, ладно. Но там же явная линия 1974 года. Даже спросила в сообществе - почему фильм так долго лежал на «полке». Мне приходила в голову только одна мысль - кто-то из состава съёмочной группы свалил за рубеж и принялся там работать на Би-Би-Си (например). Но нет - мне напомнили, что в кадре были показаны неуставные отношения старшеклассников с последующей беременностью девушки. Но обо всём по порядку. Начнём мы с другого кинофильма о любви, который тоже наделал много шума.



  • «А если это любовь?», 1960/61 год.

    История светлого чувства на фоне строящихся хрущовок. Оттепель - время созидания и прорыва, а также - отказа от многих догм. Умная и рано созревшая девочка Ксюша отвечает на галантно-комсомольские ухаживания красивого мальчика Бориса. Она - статная и крепкая боярышня, он - классический плакатный ариец эпохи построения коммунизма. Свежий воздух, как на картине Пименова «Свадьба на завтрашней улице». Новый район и, вероятно, совсем новый город - на месте чего-нибудь ветхого и деревянного. Честно говоря, иной раз кажется, что фильм имел сложную судьбу из-за одной сцены - комсомольцы заходят в полуразрушенную церковь. Очень красочный момент, без ненависти к вере. Мол, завуалированная пропаганда церковности и мракобесия. Однако споры вызвал сам факт школьной любви, приведшей, в финале к попытке суицида.

    Кто виноват? Сказать сложно, но, скорее всего, не подростки... Несмотря на то, что двор окружён передовыми-комфортабельными домами нового типа, нравы там дремучие и общинные. Прошёлся парень рядом с девкой - позор семье. Сразу вопли про «принесёт-в-подоле», как будто мальчику и девочке эпохи Спутника и Белки-Стрелки нечем заняться вместе. Любовь получилась целомудренной и социально неопасной, но, тем не менее, девочку затравили - именно девочку. Именно взрослые люди. Особенно учительница немецкого языка (ну, а какого же?) с наружностью Ильзе Кох. Цель - оградить детей от падения (ах-ах). На деле - лютая зависть и желание унизить. Результат - плачевный. Если судить по финальной сцене, Ксюша может навсегда остаться старой девой из-за психологической травмы. Вот так дорого доставались предкам их тайные поцелуи!

  • «Школьный вальс», 1978 год



    Мини-юбочные школьницы 1970-х, развитой социализм и равнодушные-перегоревшие родители (мама - висит на телефоне, папа - ушёл в телеящик и не вернулся). Как всегда, главная героиня - красавица и звезда школы, он тоже не урод, хотя и гадковат (если честно). Гоша любит Зосю Кнушевицкую, но женится сразу после окончания школы на другой - на ясноглазой, правильной и противненькой Диночке. Почему? Зося не оправдала доверия и забеременела весьма некстати. А потом ещё отказалась делать аборт и ушла из дома - в самостоятельную жизнь. В результате несчастливы все. И даже внешне равнодушные родители. Оказывается, что этот фильм способен вызывать споры и сейчас.

    Многие люди до сих пор полагают, что этот сюжет - клевета на советских школьников и никаких ранних беременностей в 1970-е и быть не могло. В этом фильме уже нет никакой трагедии - никто не бежит самоубиваться. Напротив, все живы. Но несчастливы. Основная тема - это тема инфантильности и равнодушия. Юные отпрыски 1970-х видели мир через призму «положенных» им благ. Вынь, да положь. А родители потворствуют, потому что ничего не могут дать своим детям, кроме материального достатка. Типичная схема эпохи Застоя - вот тебе шмотки-магнитофон-блат в институте, только отвяжись! Вот они и отвязались...



  • «Вам и не снилось...», 1980-81 год.

    А эта история в духе «А если это любовь?». Так сказать, почти римейк. Хотя, конечно же, создатели хотели воссоздать шекспировские страсти на фоне брежневских новостроек. Современные Ромео и Джульетта, разлучаемые по воле семейных кланов. В отличие от своих предшественниц, девочка Катя неважно учится и неважно выглядит. Она совершенно никакая. Правда, не без фантазии и не без гонора. Она полагает, что мальчик обязан принадлежать только ей. Этому самомнению потворствует потрясающе красивая мама, утверждающая: «Ты у меня девочка на все времена!» И опять этой любви все мешают - особенно родители и школа. За исключением той милой учительницы, которая дружит с детьми потому что...ей (видимо) больше не с кем дружить.

    В результате массированной атаки любовь только крепнет, но взрослые этого не понимают. Они давным-давно забыли, что чем больше детям что-то запрещаешь, тем активнее они этого хотят. Нет, чтобы начать нудно и выспренне хвалить выбор своего чадушки, приглашать и привечать. И главное - бесконечно ставить в пример. От этого любые чувства выдохнутся, особенно такие весенние-недолговечные. Тем более, что девочка Катя - не из альтруисток, хотя пытается выглядеть именно такой. А тут - драма и даже, кажется, трагедия - мальчик (возможно) останется жив, но будет ли он здоровым? И будет ли за ним ухаживать девочка Катя? Вот в чём вопрос. Зато детей разлучили, нравственность спасена и торжествует. И честь семьи & школы тоже не пострадала... А могли бы расстаться без жертв, хотя бы потому что они очень разные.
  • Tags: 1960, 1970, 1980, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 226 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →