Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Пафосник.

  • Как Вы относитесь к пафосу? Я вот плохо. Потому что, если человек (или общество) начинают, подобно тургеневскому Аркадию, «говорить красиво», хорошего не жди. Потому что хорошее, увы, проSRано, как те полимеры. На днях я читала лекцию о стилягах. Наибольший смех вызывали, разумеется, не сами карикатуры на людей в красно-зелёных и довольно безобразных пиджаках, а тот нестерпимый пафос, который сопровождал анти_стиляжную хронику. Постоянное противопоставление умных - модным, а спорта - рок-н-роллу выглядело не просто комично, но и попросту - беспомощно.

    Хотя бы потому, что это из области сравнения белого - с мягким, а сладкого - с космическим. «Нет! Мы не за такую красоту! Мы за бронзу тел на стадионах!» - прониновенно вещает суровый диктор за кадром. И вот нам показывают весьма привлекательные картины спортивного праздника и девушек-нестиляг в обтягивающих трико. Но пафос уже убил позитив и нам становятся смешны эти девушки с их гимнастическими лентами, булавами и хула-хупами. Потому что убеждённость в том, что стадион «Трудовые Резервы» гораздо лучше Коктейль-Холла не должна порождать нравоучительно-громких тирад. Это касается не только советской пропаганды - это вообще беда человечества. Когда заканчивается вера, начинаются поиски красивых слов. Но и они не помогают, даже, как раз, наоборот.



    Разумеется, совсем без пафоса нельзя. Есть произведения, в которых он гармоничен. К примеру, песня «Священная война». Однако тут важен, что называется носитель пафоса. Так сказать, кто?, когда? и по по какому поводу? На пафос имеет право только свято убеждённый человек. Причём, он не имеет права быть смешным. Но, к сожалению, Высоким Штилем, как правило выражаются либо законченные циники, либо откровенные лузеры. Именно они любят говорить, что «...чистые, светлые и вечные идеалы, живут в наших сердцах и зовут нас к...» После предлога «к» можете поставить своё-любимое-понятие, в зависимости от места действия и существующей конъюнктуры. Тема - неважна. Пафосник (sic!) будет делать своё дело даже на затерянном острове, пока его не съедят местные крокозябли... Что имеем? Я как-то зашла в ЖЖ ярого белогвардейца-антисоветчика, который у себя в бложике выражался такими номенклатурно-партийными лозунгами, что любой активист эпохи Застоя ушёл бы нервно курить в припадке жгучей професиональной зависти.

    Были там и призывы искоренить сталинщину, до сих пор пускающую корни в нашем обществе, и осудить КПСС за преступления против человечества, и возродить самодержавие, как оплот Русской Идеи. Много слов, но за ними не стоит ничего, кроме бесполезного крика. Тише надо, тише. Пафос, как правило, противоположен созиданию, ибо тот, кто работает, тот не орёт. У пафосника же все силы уходят в «свисток». Пафосник призывает всех трудиться, тогда как сам предпочитает мечтать и грезить (если перед нами лузер) или - стричь купоны и срывать плоды (если перед нами циник). Ни тому, ни другому - не верим... Вынос красного знамени в советской школе - действо торжественное, но когда «Р-р-рравнение на знамя!» кричит холодная функционерка или забитый очкарик с пухлыми коленями (и тайными пороками) мы начинаем ухмыляться или ржать в голос. На пафос надо ещё иметь право.



    Во времена Застоя пафос настолько поменил идею и даже - работу, что сделался самодостаточен. Люди много и громко разговаривали на собраниях, заученно осуждали американскую военщину и рост цен на масло в Великобритании. В общем, отбывали повинность. Те, кто был похитрее, сделал на всём этом неплохую карьеру. В 1960-е было мало пафоса, но много созидательного, солнечного труда. Был прорыв, были горизонты. Те красивые слова про яблони на Марсе и космические тропы не казались трескотнёй, ибо они подтверждались реальными действиями и - верой в правоту. Что характерно, в Перестройку количество пафоса только утроилось - циники и лузеры стали громко, дымно и паровозно перестраиваться. И - искать духовность под лозунгом «Так жить нельзя!» В конце 1980-х - в начале 1990-х пафосом (дешёвейшим) забили белогвардейскую и казаческую тему, например. Потому что когда крашеная девка истероидно и надрывно поёт про Андреевский флаг, хочется опять достать свой пионерский галстук (что многие потом и сделали).

    На мой взгляд, если возникает потребность уничтожить какую-нибудь мысль (или тему), надо её наводнить словесами и красивыми буквицами. Стёб и сатира не способны отвращать от идеи. Так, именно фельетоны породили вал всё того же стиляжничества. Многим вдруг захотелось подражать ругаемым модникам, а не хорошим космомольцам. В эпоху Застоя и вовсе правильные девочки-мальчики, слушавшие классику и песни Пахмутовой, существовали только на страницах дидактической прессы. В качестве противопоставления джинсоманам и фанатам Бони-М. Сейчас тоже, увы, много пафоса. Но это уже не государственно-политический стайл, а, так сказать, персонально-личный. Люди бесконечно бросаются словами, типа «кощунство!», «попрание!», «растление населения!» и так далее. Товарищи, убеждённость очень редко требует восклицательных знаков, а правильный мальчик чаще всего оказывается Тартюфом. В общем, «О друг мой Аркадий Николаевич! — об одном прошу тебя: не говори красиво», а то слушатели завянут и сделают всё наоборот...!
  • Tags: О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 170 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →