Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Опасные связи с Девчатами.

  • Говорят, что у авторов - мало тем. Не у современных авторов (у них вообще нету тем), а вообще у авторов. Сколько там мировых сюжетов? 8? 12? Не помню цифру. Но что-то мало. Не разгуляешься. Недавно перечитывала книжку «Опасные связи» и не могла отделаться от мысли, что всё это потом хорошо использовали (полагаю, что случайно) в иных декорациях. В чём смысл знаменитого романа, изобличающего гнусные нравы Галантного Века? Пресыщенный и коварный виконт де Вальмон поспорил со своей подругой маркизой де Мертей, что сможет завалить неприступную (и невыносимо унылую) госпожу де Турвель. Параллельно он портит жизнь юной девочке - Сесили де Воланж и, в конечном итоге, гибнет на дуэли. И маркиза де Мертей тоже адски наказана.

    Теперь вспомните сюжет одной культовой штучки советского времени... Пресыщенный и коварный (sic!) лесоруб Илья Ковригин поспорил с приятелем, что непременно покорит неприступную и наивную Тосю... Дело могло бы кончиться драмой - Илюше тоже могли бы набить морду (лесоповал всё-таки), но всё свершилось позитивно. Потому что советская любовь не может заканчиваться следственным экспериментом на месте пролома башки бензопилой «Дружба». А только - свадьбой или её предвкушением...



    Смотрите - перед нами некий образчик эпохи, эталон, с которым эта эпоха напрямую связана. В одном сюжете - светский щеголь (так называемый 'petite maître'), в другом - передовой рабочий с лицом Коли Рыбникова. Их жертвы - набожно-скучная красавица с принципами (де Турвель), наивная резвушка-милочка (де Воланж) и Тося Кислицына, объединяющая в себе две ипостаси. Так, она резвая, милая, ретивая и с косичками. (Помните, Сесиль де Воланж выходит из монастырской школы, посему имеет весьма приблизительные представления о жизни и о мужчинах. Тоськину альму-матер в виде детского дома плюс кулинарное училище также можно приравнять к монастырю). «Илья вновь попробовал поцеловать её.
    -Ох и агрессор ты, Илюшка! - сказала Тося, высвобождаясь из его объятий,
    -Ну хоть так-то можно? - с великой надеждой в голосе спросил Илья и неуверенно положил руку на Тосино плечо»
    . Примерно так же поначалу действует и виконт де Вальмон - он просит от Сесили всего лишь поцелуй.

    Но Тоська с принципами, не хуже, чем у второй жертвы де Вальмона - у госпожи де Турвель. Такая вот гремучая советская смесь. Именно принципы и толкают Илюшку/де Вальмона к приключению. Но если Вальмон спорит со своей распутной подругой, то Илюшка - с приятелем, а не с соцреализмовским заменителем госпожи де Мертей - с Анфисой.(Ну не мог советский лесоруб держать подобное пари с советской телефонисткой!) Но Анфиса/де Мертей в курсе всего этого спора и относится к сему совершенно в духе галантной дамы - с брезгливым интересом. Анфиса/де Мертей ярко противопоставлена Тоське/де Турвель-Воланж своим знанием всех гнусностей бытия, своим цинизмом и - своей изначальной обречённостью. Потому что такие люди должны быть либо наказаны, либо - исправлены.



    В декорациях Галантного Века порок бывал наказан, в советских фильмах и книжках порок подлежал исправлению. Единственное отличие: де Мертей до обнародования писем имела великолепную репутацию, тогда как Анфиса считалась женщиной испорченной.
    «-Она, брат такая...
    -Какая?
    -Вырастешь - узнаешь»
    .
    Но это уже особенности бытия - маркизе XVIII века было проще скрывать любовников, чем советской телефонистке, живущей в общаге на лесоповале.

    ...Если помните, Вальмон буквально сбежал от госпожи де Турвель, которую он (о, позорище) почти полюбил. «Илья вдруг остро пожалел, что ничего в прошлом нельзя переделать и никогда уже не вычеркнуть ему из своей жизни ни горемычной Анфисы, ни других девчат - лишних, случайных, ничуть ему, если толком разобраться, не нужных. И с Тосей всё было бы у него совсем по-другому...» В принципе, мы имеем дело со сходным типом личности. Только Илюшка имел больше шансов сделаться...моногамным. Всё-таки советский человек, не виконт какой... И наши девушки не помирают от любви, а просто не дают. Чтобы потом не каяться за глупые слабости. Ага.
    «– Глянь, спутник летит!
    – Не должен бы сегодня… – засомневался Илья, задирая голову. – Сашка ничего не говорил… Да где ты видишь?
    – Вот где!
    ...Тося приподнялась на цыпочки, чмокнула Илью в щеку и захлопнула за собой дверь»
    .
  • Tags: XVIII век, Девочкам на заметку, Литература, Приколы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 257 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →