Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Борьба за Modus.

  • Очень часто в статьях и в книгах по истории костюма встречается тезис о том, что в СССР с модой и её носителями боролись, как с элементами чужого и чуждого образа жизни. Именно образа жизни, что, в принципе, верно, ибо само слово «мода» происходит от 'modus' - образ. Очень часто мне приходится находить очень глупые (именно так), но агрессивно-уверенные статьи о советском modus-е: «В середине прошлого века советская девушка облачалась в серо-сине-коричневую продукцию отечественной легкой промышленности – она была практична, не пачкалась, и: в ней не было ни намека на сексуальность. Девушка не имела права привлекать внимание к своей фигуре юбками мини или ярким макияжем, потому что 'в СССР не было секса'! Летом все одевались в ситцевые платьица, с неброским рисунком в мелкий цветочек или в горошек противного синего, тёмно-лилового цвета, а зимой – серое пальто и костюмы из грубой шерсти. Юбка, в обязательном порядке, ниже колен». Полный текст ТУТ.

    Здесь тупой и безграмотной агрессией дышит каждая строка - от сведения моды к банальному сексятничеству до прилагательного «протииииввный» в отношении горошка. Хотя бы потому что горошек чаще всего был белый, как ни странно, синего гороха я что-то не припоминаю, в принципе. И конкретно в середине прошлого века мини ещё не придумали, даже в Америке. Особенно - в Америке. Поэтому девушка «не привлекала к фигуре» всего лишь из-за не_наличия мини среди модных (и вообще - существующих) трендов. Я бы даже сказала, что даже Мария-Антуанетта не имела возможности завести себе iPad, не говоря уже о простых крестьянах.



  • Девочка-стиляжка из фильма «Сверстницы» предпочитает асексуально-серый.

    И да, у нас на даче хранятся некоторые вещи прошлых лет - на одной из лекций я демонстрировала бабушкино белое платье 1930-х, а на другой - мамино жёлтое мини-платье трапециевидного покроя - уже родом из 1960-х. Я допускаю, что в нашей семье совсем не было секса, но шмотья всегда водилось много. Парадоксально, для чего же мы все одевались и доставали модные вещи. И я вот носила варёную мини-юбку в конце 1980-х. Как Вы уже успели догадаться - не для сексятины (которой у меня традиционно не водилось). Но для modus-а, который диктует look. Люди наряжаются либо для того, чтобы либо выделить себя из толпы, либо для того, чтобы не выпасть из мейнстрима. И вот ещё, что удивительно - в кинофильме «Сверстницы» именно девочка-стиляжка носит серые платья, тогда как хорошие девочки всё время норовят залезть в красное. Серый - это очень стильный цвет. Денди Серебряного Века - Робер де Монтескью предпочитал именно все оттенки серого (а не стильный оранжевый галстук, воспетый, как известно, новыми стилягами из группы «Браво»). Если же не принимать за истину гротескный кинофильм «Стиляги», а углубиться, например, в мемуары натурального «штатника» Алексея Козлова, то откроется истина - советские денди эпохи Оттепели предпочитали выглядеть элегантно и фирменно, а не ярко.

    Борьба с модами, воспеваемая многими либеральными авторами, как выясняется, тоже не была чисто советским явлением. Но, как правильно, они отмечают, борьба велась в чужеродным модусом, с образом жизни. В Англии XVIII века беспрестанно рисовались карикатуры на носителей французских мод - женщин с гигантскими причёсками и на мужчин с пышными жабо и в крупных париках. Стилистика изображений ничуть не уступает изобретательности агитпроповских рисовальщиков из журнала «Крокодил». Заметим, что врагом выступает именно чужая, французская манера одеваться. В СССР стиляги были (вернее так - считались) носителями американского стиля. То есть опять же - чужого. Здесь идёт война не против куафюры, а именно против чужого мировоззрения. Потому что вместе с куфаюрами просачивается литература, культура, взгляды. И...получается пятая колонна. Вернее, так полагают враги заграничных мод. А моды, они, очень часто бывают именно заграничными. За исключением таких явлений, как, например, дендизм - родной английский стиль, популярный в самой же Англии (хотя, некоторые авторы уверены, что дендизм не сложился бы без влияния французских революционных мод)... Сейчас это звучит очень странно, но вот во времена Кольбера и молодого Луи XIV шла нешуточная борьба за то, чтобы приучить французов любить французское, а не итальянское.


  • Врагами нового модуса всегда выступают представители старшего поколения..

    А во второй половине 1930-х, а особенно в годы войны во Франции сложился настоящий культ американской одежды и американского образа жизни. Причины просты. Во-первых, пример подавали именно голливудские звёзды, а не французские. Во-вторых, с момента оккупации Парижа пальма первенства перешла к свободной Америке, чьи ателье продолжали активно работать (несмотря на Закон L-85, ограничивающий использование тканей) и чьи журналы выходили всё так же аккуратно. Так называемый стиль zazou был во многом похож на наших стиляг, особенно по части преклонения перед джазом и сытой, свингующей Америкой. И немецкие swing kids - стиляги Третьего Рейха - были поклонниками американского образа жизни. То есть чужого. Кстати, повышенный интерес наших стиляг к поп-культуре США был логическим продолжением американофилии конца 1930-х - начала 1940-х. Во времена Павла I общество боролось не просто с фраками и круглыми шляпами, но с якобинской заразой. Чацкий в своём монологе обрушивается не просто на нелепые шмотки, а конкретно на чужеродный стиль жизни. Прусский король Фридрих-Вильгельм кинул в камин красный кафтан своего сына не как модную шмотку, а как антинемецкую вещь.

    Попытки Екатерины II и Николая I (правда, в пределах Двора) придумать некую русскую моду взамен французской, породили только возникновение клюквенного а-ля рюсса, подхваченного, впрочем, и на Западе - в виде экзотической, почти восточной штучки, разумеется, весьма понятной, ибо екатерининско-николаевские разработки имели сугубо европейские начала. Иной раз, чтобы отвлечь молодёжь от следования совсем уж ненавистному модусу (например, американщине), Агитпроп придумывает сносную альтернативу. Так, в екатерининскую пору было принято обрушиваться на версальские моды, но хвалить английские, как пример хорошего тона и сдержанности. Раз уж совсем нельзя без тамошнего look-a, то хотя бы так. Или в конце 1970-х - в начале 1980-х истово нахваливали итальянскую Alta Moda и итальянскую музыку в противовес штатовской джинсне. Более того, французские вещи от 'Dior' могли похвалить в прессе и даже - противопоставить их американской безвкусице. Пусть лучше аристократичная роскошь, чем дерюжные, но совсем уж вражеские штаны! По той же причине привечали евро-диско в противовес американской музыке.


  • Вражеское - в кучу. Кадры из фильма «Убийство на улице Данте».

  • А ещё в общемировых традициях - сваливать всё вражеское в одну кучу. Так яро в своё время смешали сексятину и фашизм, что до сих пор поклонники эстетики Рейха не могут насытить своё расторможенное либидо. (В том же Рейхе распущенность преподносилась, как большевистская и даже - неарийская зараза и, вероятно, главари нацистов были бы страшно удивлены, что их прыщавые последыши сладенько причмокивают от всяких «Ночных портье» и «Салонов Китти»). О, да. Моду всегда смешивают с политикой, а музыку - с ней же. На Западе хиппи считались не своими-родными, а чуть ли не коммунистическими наймитами, ибо пассивно протестовали против буржуазного потребления. У нас хиппи были тоже наймитами, но уже западными. В общем, борьба с чужими модами и чужими музами - это всегда борьба с чужим modus-ом vivendi-сом и, вероятно, в эпоху бегания в шкурах тогдашние вожди тоже не любили, когда ихние художники рисуют наскальную живопись в стиле соседнего племени. И громили формализм и преклонение только так.
  • Tags: История моды, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 237 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →