Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Кто сильнее, тот и прав.

  • О том, что моду кто-то диктует, знают все. Некоторые даже знают, что государи, вроде Людовика XIV или Регента Филиппа Орлеанского. Другие даже читали, что многие мужчины имперской эпохи носили «верноподданнический френч», чтобы подражать Хозяину, подобно тому, как даже не вполне лысые обитатели Версаля носили пышные парики, чтобы не отстать от Людовика-Солнце. А иной раз кажется, что моду диктуют люди с некоролевскими фамилиями - Ворт, Пуаре, Шанель, Диор, Юдашкин... Придумали же какие-то академики, что моду на худобу состряпали некие модельеры-гомосексуалисты, чтобы женщина стремилась быть похожей на пацана. Иные идут ещё дальше - мол, сочинители модных коллекций специально уродуют женщину, чтобы сделать её не способной к красоте... Чего только не приходится сочинять, лишь бы не худеть, правда? Мода на узкие бёдра и скромные груди - это экономика и, простите, транспорт - манекенщица некоторым образом занимает меньше места, чем Лоллобриджида или кустодиевская прима, потребляет мало продукта и всё тех же тканей. Минимализм - это способ выживания в условиях экономических и прочих ресурсных кризисов XX века. Отсюда и признание простого покроя & тощего силуэта - красивыми и целесообразными.


  • Слева - товарищ Л.Бурбон общается с товарищами по партии.
  • Справа - товарищ А.Жданов.

    Товарищи! И ещё! Мода, хотя теоретически и исходит от кучки злобственных кутюрье, однако, без поддержки сильных и богатых она бессмысленна. Потому что богатые люди держат журналы мод, СМИ, PR и так далее. Ни один модельер не в состоянии сам, без поддержки, ничего нам надиктовать. Если ты не нравишься Сильному, можешь сколько угодно диктовать моду в чистом поле. Единственное отличие от «раньших времён» - это громкая известность имён, создающих наряды. Людей, обряжавших Людовика-Солнце или, скажем, маркизу де Помпадур, мы знаем слабо. Имена Жана Буато, Жана Анри, Жака-Луи Рени - портных Людовика XIV или, скажем, имя Дажé - личного парикмахера Ж.Помпадур мы вспоминаем реже, чем Кристиана Диора, Пако Рабанна,...Видала Сассуна и так далее.

    Немного больше знамениты мастера, создававшие красоту Марии-Антуанетты - Роза Бертен («министр моды») и Леонар Боляр - творец высоких причёсок с садами и фрегатами. В приложении к тем временам говорят так: «Моду диктовала мадам де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария-Антуанетта», хотя за их образами стояла целая компания стилистов, визажистов и прочих «-истов». Сейчас считается, что моду диктуют не носители, а непосредственные создатели. Но от этого «выхода из тени» ничего не меняется. Всё равно мода несёт на себе бремя чьей-то власти, чьих-то денег, чьей-то воли. Чего стоил бы творец дендизма - Красавчик Браммел, если бы не поддержка Георга IV?!...Есть два варианта воздействия Воли на Моду.


  • Минимализм в моде - способ выживания. Экономика рулит.
    1. Посередине - модель И.Сен-Лорана. 1960-е годы.
    2. По бокам - картины Н.Загрекова. 1920-е годы.


    1. Когда Сильный издаёт нормативно-правовой акт, предписывающий носить конкретные вещи или же запрещающий к ношению определённые предметы одежды. Так, Пётр Великий насильно переодел всех в смесь голландских шкиперских штанов, версальских париков и немецких фижм, сверху припудрил и не велел плакать. Зачем? Экономика, бабло. Прорубать окно в Европу и созидать своё было уже невозможно без короткополого а-ля франсэз кафтана и лаконичной треуголки. Влиться в евро-союз можно только с безбородым лицом и знанием политеса. С 1948-го по 1953-й год советская мода развивалась в рамках, заданных ещё перед войной, не пуская западные веяния в духе диоровского Нового Взгляда. Это выглядело, как не_пущание западной заразы на территорию СССР, а на деле идеология просто помогала легпрому не заморачиваться новыми лекалами и спокойно работать по довоенным или - созданным в первые годы войны. Не до шмотья было в 1948-м году!

    2. Когда личность Сильного столь притягательна, что его парикам, френчам, лосинам и мушкам над губой стараются подражать все окружающие. Тому пример всё тот же Людовик XIV, который, по сути, заставил французов полюбить...французское. Не без помощи Кольбера и его экономических программ, но всё же. В XVI веке, да и в первую половину XVII-го моду диктовали два центра - Испания (золото) и Италия (не только золото, но и художники, ткани, дольче вита). А именно с Людовика XIV моду и стиль жизни стала диктовать Франция, причём эта гегемония не прекращалась даже в эпоху Революции (хотя и пришлось потесниться, дав английским денди немного власти). Опять же Мария-Антуанетта - женщина-праздник, чьё стремление к построению коммунизма в пределах отдельно взятого Версаля сделалось последней каплей...


  • Слева - советская мода-53 продолжает линию-45.
  • Справа - 'Burda-Moden'-53 осваивает New Look.
  • Посередине - попытка носить фонтанж, как кокошник.

    Но в любом случае, моду диктует (или спонсирует) тот, у кого есть. Еда, вода, недра, лионский шёлк, власть и золото (или хотя бы его видимость), или - Идея. Подражают всегда Сильному. Это первобытное желание прибиться к альфа-самцу и быть рядом. И подражать его повадкам. Парик в духе Людовика - это не просто подражание, это принятие частички его силы. Человек в белом френче всегда - немножко Сталин. Толстовка - модная фишка либеральных интеллигентов начала XX века - это потребность приблизиться к образу самого писателя. Это потом уже толстовка сделалась типовым облачением советских провинциальных чиновников. Кстати, об Идеях. Практически любая идея - это умно (или хотя бы красиво) оформленное желание удержать, захватить или созидать всю ту же Еду (она же - бабло). Идеи, как и моды,крутятся вокруг основного инстинкта - поесть и выжить. И пережить. Это может быть идея Коммунизма, где всё будет у всех при условии умения разумно потреблять. Вы обращали внимание, как выглядят, во что одеты и чем окружены люди Будущего в большинстве фантастических романов?

    Лаконичность, стройность, геометризм и - рацио. Потому что в барочном изобилии может жить и выживать горстка людей, но им в 1793 году отрубили головы. Потому что корабль на голове - это уже нахальство. Борьба с джинсами и вещизмом в 1970-1980-х - это невозможность перестроить плановую экономику под быстро меняющиеся потребности модной молодёжи. И тогда Сильный запрещает думать о джинсах. Идеи - вот лучшие друзья девушек, когда невозможно достать бриллианты. Не так давно прочла статью о том, что на постсоветском пространстве моду диктовали братки. Сначала я возмутилась, а потом подумала - а оно так и есть - была же реальная мода на крепкие затылки, на золотые цепи, на малиновые пиджаки, на распальцовку, в конце-то концов. Потому что именно братки почитались, как сильные. Им и карты в руки... Была такая присказка про общагу: «Кто первый встал - того и тапки». Оно и в смысле моды аналогично - кто Первый встал, тот и диктует моду на всё те же тапки.
  • Tags: 1930, 1940, 1950, Иллюстрации, История моды, Людовик XIV, Тоталитарный Гламур
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 82 comments