Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

«Живут не для радости, а для совести!».

  • Помните? Персонаж культовой ретро-комедии «Покровские ворота» глубокомысленно изрекает: «Живут не для радости, а для совести!» Это смешно только на первый взгляд и, в общем-то, Маргарита Павловна любит Хоботова, но уходит к Савве Игнатьичу. Потому что с ним можно - для совести, ибо время было такое. Если посмотреть уже реальные фильмы эпохи Оттепели, то налицо интереснейшая картина: основная задача советского человека - это даже не построение Коммунизма (он как бы сам собой разумеется), а построение хорошей, крепкой семьи, той самой, «для совести». С одной стороны, в это время началось активное обживание новых отдельных квартир, в которых полагалось иметь приличный шифоньер и красивые шторы. Всё это проходило под рефреном (он же - припев): «Довольно мы по коммуналкам помыкались - даёшь Жизнь!» В новую, отдельную и невероятно желанную (несмотря на низкие потолки и отсутствие лепнинки) квартиру надо было привести такую же девицу - хорошую, свойскую и можно без особой лепнины.


  • Ю.Пименов «Район завтрашнего дня». Фрагмент.
  • Афиша фильма «Высота».
  • Ю.Пименов «Свадьба на завтрашней улице».

    С другой стороны, именно в эпоху Оттепели приобрела особое звучание тема переезда, миграции и студенческого распределения в дальние, неуютные области. Эти взаимоисключающие, на первый взгляд, процессы (уход в приват и обживание новых территорий), как раз, и создавали почву для появления культа семьи и культа простых, но очень уютных, хороших людей, живущих именно для совести, потому что так надо. Эпоха фасадов и - красавцев закончилась и началась «просто жизнь». Именно поэтому в 1950-х возник востребованный типаж Николая Рыбникова - он такой же родной, как и дома в Черёмушках. Никакого лоска, никакой фасадной мускулатуры, типовое лицо типового работяги. Эстетика фронтонных Аполлонов с кувалдами и прочих «сталинских соколов» завершилась, Большой Стиль уже не вписывался в эстетическую норму человека. Герои сталинской эпохи мыслили планетарными категориями и говорили, как расиновские персонажи, зачем-то (вероятно, волею Зевеса) начавшие строить Коммунизм. Для нового, «оттепельного» человека даже такая категория, как «высота» приобрела иное значение.

    Сталинский сокол уступил монтажнику-высотнику (да!) - вместо необъятной страны с безличными огнями больших городов он разглядывает свой, персональный, любимый дом. Не защищать, но строить. Ему под стать была и девочка-эпоха - Надя Румянцева, девушка без налёта нью-луковского гламура, но готовая строить отношения и создавать уют, пусть даже на самом краю географии. Её любят потому, что с именно ней можно жить для совести и потом, она знает «400 относительно честных способов» обработки картофеля. Да. В 1950-е годы во всём мире и в СССР красивой признавалась женщина с выдающимися формами и с закруглёнными «углами» - женщина-кошка, которую приятно усадить на диван с такими же ласковыми очертаниями. Советские журналы были наполнены рисованными силуэтами с талиями «в рюмочку», а журнал «Работница» учил женщин, как самим пошить себе корсет из специальной корсетной ткани. Но женщина-кошка совершенно не вписывалась в жизнь для совести. Женщина-кошка гуляет и не только сама по себе. «Она, брат, такая! Вырастешь - узнаешь», - поучают лесорубы своего младшего товарища. И вообще, лучше выбрать менее роскошную, но более «жизненную».


  • Николай Рыбников. «Высота».
  • Новоселье конца 1950-х годов.

    В социальной драме «Дело было в Пенькове» колхозный мачо Матвей Морозов мечется между красивой, но заурядно-деревенской женой и фигуристой, интеллигентной брюнеткой по имени Тоня. Девушка с внешностью итальянской дивы, да ещё и знающая всякие умные штуки, становится камнем преткновения и причиной конфликта, а по большому счёту - причиной преступления. Любовь - это киношные фразы, а жизнь дана для совести, для семьи, для детей. И разбивать семью нельзя даже ради любви, потому что любое разрушение в эпоху тотальной стройки видится кощунственным. (Что интересно, одна и та же актриса Светлана Дружинина в указанных фильмах воплощается то в женщину-кошку, то в «женщину для совести»). На Заречной улице - тоже проблема. Девчат много, а нужна одна-единственная. Учительница. Другая, чернявая красотка (тоже модно-итальянистой наружности) только и знает, что поцелуйчики да танцульки, хотя, в перспективе это и есть хищная, почти карикатурная мещанка. С нею для совести не получится. Где искать? В высших сферах.

    Кстати, создатели, делая открытый финал (нам не известно, станет ли учительница Левченко супругой рабочего Савченко) как бы грешат против истины и даже нет - против вкусов своей эпохи. Надо исправить! И вот уже в кинофильме «Лёгкая жизнь» совершенно другие авторы включают в повествование ничего не значащий эпизод - на встрече выпускников педвуза встаёт молодая женщина и представляется: «А я не Левченко, я теперь Савченко». И зритель узнаёт актрису Нину Иванову из «Весны на Заречной улице»... Для того, чтобы быть рядом с Таней Левченко, работяга пытается подтянуться до её уровня. Другой работяга из «Высоты» - делает всё, чтобы подтянуть девчонку Катьку - высмеивает её нескромные туалеты, поёт ей песни на стихи Дениса Давыдова и вообще - выступает в роли этакого Пигмалиона. Девка-то хорошая, для совести - в самый раз, но нету рядом крепкого плеча. Из женщины-кошки делает женщину-совесть.


  • «Весна на Заречной улице».
  • Фото из журнала «Советский Союз».

  • Следующая эпоха - солнечные 1960-е - была уже эпохой для радости. Работа - не просто созидание, но - радость. Любовь сделалась доступнее и как бы разделилась на любовь-дружбу и любовь-секс (последнее - между делом, потому что основная радость не снизу, а сверху). Женщинам-стюардессам не возбранялось становиться любовницами талантливых учёных, а девочкам-походницам было приятно дружить и спать со своими бородатыми физиками.
  • Tags: 1950, Женские типы, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 231 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →